12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Певнева Ольга Викторовна134
работаю в школе 32 года
Россия, Саратовская обл., с. Семёновка

Декоративно – прикладное творчество.

Счётная вышивка.

План конспект открытого урока
по технологии в 6-ом классе
 

Разработал: учитель технологии
Певнева Ольга Викторовна

 

Тема: Декоративно-прикладное творчество. Счётная вышивка.

Тип урока: Урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: Комбинированный.

Цели урока:

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания о вышивке как декоративно-прикладном творчестве.

Развивающая: Развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию. Развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
 

Воспитывающая: Воспитание подрастающего поколение в духе возрождения народных традиций России на примере вышивки. Возрождение интереса к народному декоративно-прикладному творчеству. Воспитание мотивов труда.

Оборудование: Презентации, мультимедиапроектор, ПК, учебник, карточки с заданиями.

Инструменты и материалы: пяльцы, ткань 20*20 см, нитки мулине, набор игл, ножницы.

 

План урока.

Организационный момент – 1 мин.

Постановка целей и задач урока – 5 мин.

Основной этап – 14 мин

Выполнение практических работ – 20 мин

Заключительный этап – 5 мин


 

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, отмечает отсутствующих.

2. Основной этап.

Сегодня мы повторим и обобщим изученный материал по разделу «Декоративно – прикладное творчество. Счётная вышивка». Слайд1

Критерии оценивания. Слайд 2

На уроке вы будете работать с разными видами деятельности: домашнее задание (сообщения и презентации), работа по карточкам, практические работы, отвечать на вопросы. Если вид деятельности выполнен на отлично- оценка 5; хорошо -оценка 4; удовлетворительно – оценка 3.

Из истории вышивки. Сообщения учащихся.

Ученица1
Вышивание - старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XIV-XVII вв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С XVIII-XX веков оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного характера, изображения фантастических зверей, птиц, растений. Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы.

Ученица2

Вышивка народов Поволжья отличаются использованием в работе металлических бляшек, бус.

Саратовские мастерицы издавна успешно владели искусством тамбурной вышивки, легко скользящей по полотну в свободном рисунке. Под их умелыми руками на ткани рождались необычные узоры и затейливые рисунки экзотических птиц и зверей, женских фигур, олицетворяющих плодородие, изобилие и богатство. Вышивая узор, который любовно выполнялся в соответствии со строго определенными канонами, мастерица вместе со своим талантом вкладывала в него чудодейственную магическую силу. Считалось, что, перевязывая вышитым своими руками платком раненого воина, девушка могла быть уверенной в том, что он скоро поправится. На расшитых полотенцах и салфетках подавались хлеб и соль самым дорогим гостям в знак глубокого уважения и в надежде, что они принесут в дом мир и благополучие. Недаром эта поистине русская традиция сохранилась до сих пор. Нарядные рубахи с вышивкой готовились к сенокосу, жатве, свадьбе, Пасхе, Рождеству. С течением времени наряду с выполнением вышивки для себя (в приданое) ее стали делать на продажу. И в XIX в. стали развиваться народные промыслы, каждому из которых соответствовал свой неповторимый вид вышивки. Они отличались друг от друга использованием определенных швов или их сочетаний, излюбленных мотивов узоров и орнамента, цветовой гаммы и стиля. 

В Саратовском этнографическом музее и музее краеведения, устраиваются выставки на которых экспонируется национальная одежда, предметы домашнего обихода украшенные вышивкой.

Ученица1

Могут руки людей сделать чудо любое; 
И по белому полю могут выткать цветы 
И по синему небу вышить солнце золотое, 
Чтобы стало побольше на земле красоты. 
Я возьму в руки нить и простую тряпицу, 
И немножко фантазии и мастерства 
И я вышью такое, что вам и не снится 
Только чтобы жила на земле красота! 

В нашем селе есть мастерицы, которые создают прекрасные картины

вышитые бисером, мулине. Сегодня вы можете познакомиться с работами Будник Галины Ивановны,

Ревенко Любови Дмитриевны.

Вопросы:

Почему швы назвали счётными?

Что включает в себя подготовка к вышивке?

Презентация учащихся «Материалы и оборудование для вышивки счётными швами».

Работа с карточкой №1.

К рисунку подберите название шва.

Откройте стр. 97-99 в учебнике и проверьте выполненную работу.

Учащиеся читают стих.
- Стежок стежок ещё стежок… 
Что проще может быть, 
Когда в кресте наискосок 
Укладываешь нить. 

Но расцветают под иглой 
Волшебные цветы! 
Секрет у чуда есть? Какой? 
О нём расскажешь ты? 

- Сестрица, здесь секретов нет, 
Но делай всё с душой, 
И вышитый тобой букет 
Задышит, как живой. 

Росу и трепет в лепестках 
Ты сможешь ощутить. 
А чудо у тебя в руках: 
Иголочка и нить! 

Практическая работа.

Выполните вышивку счётной гладью и крестом горизонтальными рядами.

Чтобы занятие вышиванием всегда было радостным и приносило удовольствие необходимо пользоваться некоторыми правилами безопасности, назовите их.

Правила техники безопасности при шитье: Нельзя:

Вкалывать в одежду иголки

Брать в рот иголки

Оставлять иголки без присмотра

Пользоваться ржавой иглой

Шить на мягкой мебели

Перекусывать нитку зубами

Ручные работы необходимо выполнять с наперстком

Ножницы класть на видное место и с сомкнутыми лезвиями

Работать в хорошо освещенном месте

При работе с утюгом, выключать сразу после выполнения работы,

берясь за вилку

Длина нити не должна быть очень большой (две длины локтя)

Звучит музыка. Учащиеся выполняют практическую работу.

Физкультминутка. 
Вы, наверное, устали? 
Ну, тогда все дружно встали ( все встали около своих мест) 
В поле дерево стоит (встали прямо, вытянули руки вверх) 
Ветер ветки шевелит ( потрясли кистями рук) 
Ветер тихо клен качает ( вытянутыми руками раскачиваем в стороны) 
Вправо, влево наклоняет ( наклоны) 
Раз – наклон, 
Два – наклон. 
Зашумел листвою клен (снова потрясли кистями, руки вытянуты вверх) 
Ветер сильно вдруг подул, (руки вверху, наклоны) 
Листья с дерева смахну ( руки вперед, влево, вправо) 
Закружились листья все (повороты круговые) 
Опустилися к земле. ( Присели на корточки) 
Ветер снова набежал ( поднялись) 
И листочки все поднял, (руки вверх потрясли кистями) 
Закружились, полетели… 
И за парту тихо сели. 
 

Отдохнули. Продолжим наш урок.

 

6.Работа с карточкой № 2

Расставь цифры, обозначающие, в какой последовательности игла будет прокалывать ткань при выполнении следующих швов.

Проверка выполненной работы. Слайд3-5

 

7.Для того, чтобы правильно выполнить вышивку, необходимо иметь что? ( схему рисунка).

8.Презентация «Схемы для вышивки»

9.Как мы можем использовать компьютер при вышивании?

10.Практическая работа «Создание схемы для вышивки с помощью компьютера»

11.Работа с карточкой №3

Разгадай кроссворд.

 

3.Заключительный этап.

Подведение итогов. Рефлексия.

1.Подсчёт баллов. Найдите средний бал из баллов, заработанных вами на уроке- это будет ваша оценка.

2.Что на уроке вам было трудно выполнять?

3.Что вам понравилось?

Д/З выполнить шов крест по диагонали.


Карточка№ 1

Карточка №2

Расставь цифры, обозначающие, в какой последовательности игла будет прокалывать ткань при выполнении следующих швов.

Шов крест

Карточка№3

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.