Разработка урока по теме «Декоративно-прикладное творчество. Технология вышивки гладью» (Технология, 8 класс)
Пояснительная записка к презентации
ХАРЦЫЗСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
Декоративно- прикладное творчество.
Технология вышивки гладью.
Разработала учитель трудового обучения и технологии
Жовтобрюх Светлана Ивановна
Харцызск 2016
УРОК № 12
Класс : 8
Дата: 30.11.2016
Тема: Декоративно- прикладное творчество. Технология вышивки гладью.
Цели урока:
Обучающая - овладеть понятиями « вышивка гладью», ознакомить с видами
глади, правилами и вариантами размещения вышивки на ткани ,
закрепить знания о санитарных и гигиенических нормах при
выполнении вышивки
Развивающая – создать условия для развития наблюдательности, координации
движения рук, воображение, мышление, развить художественно-
эстетический вкус.
Воспитательная - создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание
аккуратности и внимательности при выполнении работ с
применением различных инструментов и материалов.
Вид урока- сообщение новых знаний и закрепление их на практике
Оборудование урока:
ноутбук;
телевизор
ДВД проигрыватель
мультимедийная презентация «Гладь в изделиях » « Блеф игра - Орнамент, композиция»
инструкционные карты.
образцы изделий с различными видами вышивок; ножницы, пяльцы, ткань, , нитки (мулине, акриловые).
Методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Форма организации деятельности учащихся:
индивидуальная;
групповая
Меж предметные связи : история, изобразительное искусство, литература
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Организационный момент………………………………….……… 1 мин.
Актуализация опорных знаний и умений учеников…………..…. 2 мин.
Повторение ( Игра « Блеф-клуб»)………………………………….2 мин
Изучение нового материала………………………………………. 10 мин.
Практическая работа. Выполнение узкого гладьевого валика … .. 25 мин.
Закрепление новых знаний и умений учеников………………….. 2 мин.
Итоги урока……………………………………………………….… 2 мин.
Домашнее задание………………………………………………….. 1 мин.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Психологический настрой учащихся на урок. - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. У нас на уроке сегодня гости, давайте поприветствуем их. - Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Давайте подарим, друг другу улыбку, а вместе с улыбкой я дарю вам своё хорошее настроение.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Презентация « Гладь в изделиях » ( Приложение №1-)
Учитель :
Стежок к стежку, игла рисует
Сложнейший колорит шитья.
И вышивальщица рискует
Уйти за грани бытия…
Но нити крепко держат сердце,
Гармонии рождая лад,
И как сиреневое скерцо
Те нити радостно звучат.
Учитель: Тема нашего урока – Виды глади.
ПОВТОРЕНИЕ
Игра « Блеф-клуб» ( Приложение №2 - презентация)
Методические рекомендации.
Игра может проводиться в устной или письменной форме . Учащимся предлагается определить истинные и ложные утверждения, отметив их знаками «+» или «-»
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя
Гладь – это техника вышивания прямыми или наклонными стежками, которые полностью или частично заполняют площадь узора. Существует односторонняя и двусторонняя, счётная ( точная ) и свободная ( рисованная ) гладь.
Гладь по способу размещения на ткани
двусторонняя
односторонняя
Гладь по способу выполнения стежков
СВОБОДНАЯ
Художественная
Прорезная
Штриховая
Верхошов
Владимирская
Белая
СЧЁТНАЯ
Прямая
Косая
Качалочковая
Занизывание
Учитель: Девочки вы готовили сообщения о различных видах глади ( опережающее задание). Прошу вас выступить с сообщениями.
Обучающиеся выступают с сообщениями.
Учитель оценивает выступления , при необходимости делает замечания.
Виды глади ( Приложение №3)
Счетная гладь бывает одно и двухсторонней. Ведется по счету нитей параллельными стежками.
Художественная гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект.
Прорезная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы.
Штриховая гладь состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Стежки не должны быть очень длинными.
Верхошов это односторонняя гладь. На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора.
Владимирская гладь выполняется толстыми нитками. Основной цвет – красный.
Белая гладь отличается тем, что цвет вышивальных нитей только белый.
V.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение гладьевого двустороннего валика
Сегодня на уроке мы работаем под девизом : «От ниточки к шедевру».
Учитель: Перед началом работы повторим правила ОТ при работе с иглами и ножницами и санитарных и гигиенических нормах при выполнении вышивки.
Инструкционная карта Выполнение шва прямая гладь (Приложение №4)
Инструменты и материалы: ткань, нитки, иголка, ножницы.
Технология выполнения работы.
Закрепить нитку стежками шва « вперёд иголку» в том месте, где впоследствии будет расположен гладьевой валик ( справа налево).
Вывести нитку на начало работы на лицевую сторону ткани.
Сделать первый стежок необходимой высоты. Высота стежка может быть от 3 до 12 ниток ткани в зависимости от особенности узора.
Сделайте следующий стежок . аналогично предыдущему, сдвинув его на одну нитку ткани от первого.
Продолжить работу , таким образом до достижения необходимого размера.
Целевой обход:
-контроль правильности выполнения приемов работы;
-контроль соблюдения правил охраны труда;
-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
-контроль объема и качества выполненной работы.
Физкультминутка для глаз (Мелодия )
1.Сделать 5 колебательных движений глазами по горизонтали, справа- налево, затем слева- направо.
2.5 колебательных движений глазами по вертикале- вверх- вниз, вниз- вверх.
3.5, но круговых вращательных движений глазами слева- направо.
4.5 кругов вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ .
Игра « Блеф-клуб» ( Приложение №5 - презентация №3)
Методические рекомендации.
Игра может проводиться в устной или письменной форме . Учащимся предлагается определить истинные и ложные утверждения, отметив их знаками «+» или «-»
VII.Подведение итогов .
Рефлексия
-выставка лучших работ учащихся;
-анализ допущенных ошибок работ ;
-оценка учащихся
VIII.Домашнее задание: закончить вышивать работу дома и проработать материал на сайте в ВК ( урок 12).
Уборка рабочего места
Приложение №
Авхадеева Раиса Ивановна