Конспект урока по биологии в 6 классе «Деление клетки»
6а |
6б |
6в |
6г |
|
|
|
|
Тема: «Деление клетки»
Цель: познакомить учащихся с процессом деления клетки как основой ее роста и способа размножения
Задачи:
1) Образовательные:
- познакомить учащихся с процессом деления клетки как основой ее роста и способа размножения;
- закрепить знания о строении животной и растительной клеток.
2) Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой, выделять главную мысль в тексте.
3) Развивающие:
- продолжить развитие умений работать с учебником и рабочей тетрадью;
- способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- суть понятий «ядро», «хромосома»;
- знать значение процессов деления в жизнедеятельности организмов.
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- давать определения;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- формировать ответственное отношение к обучению;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить развитие навыков обучения.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения характеризовать органические вещества.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, таблица «Строение растительной и животной клетки».
Технологическая карта урока:
№ |
Этапы урока |
Приём урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент ( слайд 1) |
Приветствие. Определение целей и задач урока |
1 мин |
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке. |
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. |
2 |
Проверка домашнего задания. (слайд2) |
Опрос «Пирамида» (Приложение1) |
13 мин |
На доске вывешивается пирамида с разного уровня сложности вопросами. По желанию учащиеся выбирают группу заданий и отвечают на них. |
Учащиеся выбирают область вопросов и отвечают на них. |
3 |
Изучение нового материала. |
Создание проблемной ситуации |
1 мин |
Учитель: В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей. Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? |
Учащиеся высказывают варианты ответов, обсуждают мнения друг друга |
Мотивация (слайд 3 ) |
1 мин |
Учитель дает задание: закончите предложение: Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны: … (рост, размножение организма, замена и восстановление клеток, тканей и целых органов) |
Высказывают свои мнения |
||
Индивидуальная работа с учебником ( слайд 4) |
5 мин |
Учитель задает задание найти самостоятельно в тексте учебника типы деления клеток (работа с учебником Н.И. Сонин, «Биология. Живой организм» 6 класс, стр. 25). По прошествии времени просит их заполнить схему на слайде 4 |
Письменно выполняют задание учителя. Заполняют схему на слайде |
||
Постановка познавательной задачи
Решение познавательной задачи: |
3 мин |
Учитель: Митоз - это деление, с образованием двух дочерних клеток, имеющие такой же хромосомный набор, как и материнская. В чём секрет такого деления? Что происходит после деления клетки? (Рост клетки и подготовка к следующему делению). |
Слушают учителя |
||
Коллективная работа учащихся с учителем ( слайд 5) |
5 мин |
Учитель знакомит учащихся с фазами митоза |
Рассматривают фазы, зарисовывают в тетрадь |
||
Физкультминутка ( слайд 6) |
2 мин |
Демонстрирует упражнения |
Выполняют упражнения |
||
Коллективная работа учащихся с учителем ( слайд 7) |
5мин |
Учитель знакомит учащихся с фазами мейоза |
Рассматривают фазы, зарисовывают в тетрадь |
||
4 |
Закрепление нового материала ( слайд 8) |
Заполнение таблицы «Отличие митоза от мейоза» |
4 мин |
Учитель просит заполнить «Отличие митоза от мейоза». Организует беседу с учащимися по итогам выполнения задания. |
Выполняют задание. |
5 |
Итоги урока. Домашнее задание ( слайд 9) |
Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия. |
5 мин. |
Организует беседу с классом по вопросам: Какие виды деления Вы сегодны узнали? Какие затруднения у вас возникли при сравнении митоза и мейоза? Каково значение процесса деления для живых организмов? Что было интересным? Демонстрирует слайд с домашним заданием. |
Отвечают на вопросы. Заполняют диагностические карты Записывают домашнее задание |
4