Урок биологии в 5 классе «Строение клетки»

2
1
Материал опубликован 14 June 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок 9: Тема урока Строение клетки

Дидактические материалы и оборудование: презентация, таблица.

Планируемые результаты:

Предметные: должны знать правила техники безопасности при выполнении опытов , учащиеся учатся наблюдать процессы изменения объектов в ходе опытов, анализировать результаты и их объясняют; продолжает формироваться интерес к биологии, формируются понятия «органические вещества» и объясняется их роль в живой клетке.

Метапредметные: Познавательные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать в живой природе; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности живых организмов в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернете и интерпретировать ее; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; обмениваться мнениями в паре, находить ответы на вопросы; регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников

Личностные: самоопределение: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности живых организмов; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к живым организмам и их охрана.

План урока

Этап урока (указать название этапа)

Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)

Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

(УУД)

Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока)

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Регулятивные УУД: уметь организовать собственную деятельность. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

 

Актуализация прежних знаний

1 Ребята, добрый день!

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса

биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!

Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Вспомним химический состав клеток.

Работа по заданию на доске (сам-но в тетради)

На доске:

крахмал, синий, сахар, минеральные, йод, неорганические, белки

Биологический диктант:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)

2.Одно из органических веществ, которое не растворяется в воде. У животных – твердое, у растений чаще всего - жидкое.(жиры)

3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

6.Органические вещества, играющие важнейшую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

7.Цвет крахмала после добавления раствора йода. (синий)

Установите соответствие:

Белки А) Неорганические

Вода

Углеводы Б)Органические

Жиры

Минеральные соли

О чём говорит сходство химического состава клеток?( общность происхождения)

А как вы думаете одинаково ли устроены клетки разных организмов?

Сегодня на уроке вы получите ответ на этот вопрос.

Какая наука изучает клетки? (Цитология)

Ученик:

1.Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике.

3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

4. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока.


 


 


 


 


 

Ученики оформляют биологический диктант в тетрадях. Самопроверка


 


 

Устно выполняют задание на соответствие.

Метапредметные УУД: целеполагание – формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно

Частично-поисковый

Проблемный

Формирование новых понятий и способов действия

Классификация Ж/о на эукариоты и прокариоты. Также понятие о неклеточной форме жизни.

Работа по группам.

I группа

Пользуясь текстом учебника на стр.30. найди ответы на вопросы:

1. Какую роль выполняют клеточная мембрана и клеточная стенка?

2. Являются ли они к обязательными частями клетки?

3. В клетках каких организмов присутствуют?

II группа

Пользуясь текстом учебника на стр.30. найди ответы на вопросы:

1. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки ?

2. Является ли он обязательной частью клетки?

3. В клетках каких организмов присутствуют?

III группа

Пользуясь текстом учебника на стр.30. найди ответы на вопросы:

1. Какую роль выполняют хлоропласты ?

2. Являются ли они обязательной частью клетки?

3. В клетках каких организмов присутствуют?

IV группа

Пользуясь текстом учебника на стр.30 и 31найди ответы на вопросы:

1. Какую роль выполняют цитоплазма и вакуоли ?

2. Являются ли они к обязательными частями клетки?

3. В клетках каких организмов присутствуют?

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Устный отчёт о проделанной работе ( 1 представитель от группы)

VI. Этап самопроверки

Вариант 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) цитоплазма; б) ядро; в) хлоропласт.

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) животной.

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро.

4.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

5.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) ядра, б) хлоропластов, в) цитоплазмы.

6 Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные

процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода.

Физкультминутка:

Под видео физминутка

Работа по группам с помощью инструкционных карт и учебника &8 стр.30

Устный отчет о проделанной работе

(1 представитель от группы).

Учитель дополняет ответы используя презентацию.

Сравнение клеток живых организмов

Устный опрос о вопросам (в презентации)

Предметные умения:

Учащиеся знакомятся с основными компонентами клеток: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат (ядро), вакуоль.

Понятие о эукариотах, прокариотах, неклеточной форме жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные – используют приемы работы с лабораторным оборудованием, наблюдение за опытом, коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно используют речевые

средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; отвечают на поставленные вопросы

наглядный: просмотр презентации

Частично-поисковый


 

Формирование умений и навыков

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока.

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Клетка живая на город похожа.

Стена крепостная в клетке есть тоже.

Мембраной она названа –

Чужих не впускает она!

 

В клетке внутри – цитоплазма в движении,

Подобна дорогам и направлениям.

Куда по дорогам спешит народ?

Конечно, на фабрику или завод.

Но главное это – ядро несомненно.

Ядро управляет клеткой бессменно.

В хромосомах записаны законы и правила,

Которые природа для клетки составила.

Самостоятельная работа с учебником п.8 стр.30 и р.т. стр.30 №1.

Личностные умения: самоопределение – владеют коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, владеют адекватной позитивной самооценкой

Метапредметные УУД: целеполагание - осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Личностные умения: самоопределение-

владеют адекватной позитивной самооценкой

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Домашнее задание

Всем: Параграф §8, вопросы на странице 31.

Творческий уровень: сочинить сказку о клетке.

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Предметные:

используют приобретенные знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними

Личностные:

проявление

любознательности, интереса к изучению природы

Индивидуальная


Урок "Строение клетки"
PPT / 5.1 Мб

Предварительный просмотр презентации

Из чего состоят живые организмы?

Какая наука изучает клетки? Цитология – наука о строении и жизнедеятельности клеток.

Расшифруйте монограмму и узнаете тему нашего урока

Строение клетки

Биологический диктант: крахмал, синий, жиры, минеральные, йод, неорганические, белки

Установите соответствие Белки А)Неорганические Вода Углеводы Б)Органические Жиры Минеральные соли

Оболочка клетки Оболочка Поры

Цитоплазма клетки

Ядро клетки

Вакуоли

Клетка живая на город похожа. Клетка живая на город похожа. Стена крепостная в клетке есть тоже. Мембраной она названа – Чужих не впускает она!   В клетке внутри – цитоплазма в движении, Подобна дорогам и направлениям. Куда по дорогам спешит народ? Конечно, на фабрику или завод. Но главное это – ядро несомненно. Ядро управляет клеткой бессменно. В хромосомах записаны законы и правила, Которые природа для клетки составила.

Выбери правильный ответ 1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) цитоплазма; б) ядро; в) хлоропласт. 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной. 3. Органоид, который содержит клеточный сок: а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро.

Выбери правильный ответ 4.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов. 5.Растительная клетка отличается от животной наличием: а) ядра, б) хлоропластов, в) цитоплазмы. 6. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода.

Пластиды хлоропласты

Виды пластид лейкопласты хлоропласты хромопласты

Пример:

Строение клетки гриба

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо!!!

7 October 2016