Пояснительная записка к презентации
Урок 9: Тема урока Строение клетки
Дидактические материалы и оборудование: презентация, таблица.
Планируемые результаты:
Предметные: должны знать правила техники безопасности при выполнении опытов , учащиеся учатся наблюдать процессы изменения объектов в ходе опытов, анализировать результаты и их объясняют; продолжает формироваться интерес к биологии, формируются понятия «органические вещества» и объясняется их роль в живой клетке.
Метапредметные: Познавательные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать в живой природе; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности живых организмов в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернете и интерпретировать ее; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; обмениваться мнениями в паре, находить ответы на вопросы; регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
Личностные: самоопределение: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности живых организмов; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к живым организмам и их охрана.
План урока
Этап урока (указать название этапа) |
Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала) |
Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся) |
Планируемые результаты Универсальные учебные действия (УУД) |
Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока) |
Организационный момент |
Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм |
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Регулятивные УУД: уметь организовать собственную деятельность. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
|
Актуализация прежних знаний |
1 Ребята, добрый день! Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание! Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Вспомним химический состав клеток. Работа по заданию на доске (сам-но в тетради) На доске: крахмал, синий, сахар, минеральные, йод, неорганические, белки Биологический диктант: 1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод) 2.Одно из органических веществ, которое не растворяется в воде. У животных – твердое, у растений чаще всего - жидкое.(жиры) 3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал) 4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные) 5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические) 6.Органические вещества, играющие важнейшую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки) 7.Цвет крахмала после добавления раствора йода. (синий) Установите соответствие: Белки А) Неорганические Вода Углеводы Б)Органические Жиры Минеральные соли О чём говорит сходство химического состава клеток?( общность происхождения) А как вы думаете одинаково ли устроены клетки разных организмов? Сегодня на уроке вы получите ответ на этот вопрос. Какая наука изучает клетки? (Цитология) |
Ученик: 1.Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке. 2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. 4. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока.
Ученики оформляют биологический диктант в тетрадях. Самопроверка
Устно выполняют задание на соответствие. |
Метапредметные УУД: целеполагание – формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно |
Частично-поисковый Проблемный |
Формирование новых понятий и способов действия |
Классификация Ж/о на эукариоты и прокариоты. Также понятие о неклеточной форме жизни. Работа по группам. I группа Пользуясь текстом учебника на стр.30. найди ответы на вопросы: 1. Какую роль выполняют клеточная мембрана и клеточная стенка? 2. Являются ли они к обязательными частями клетки? 3. В клетках каких организмов присутствуют? II группа Пользуясь текстом учебника на стр.30. найди ответы на вопросы: 1. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки ? 2. Является ли он обязательной частью клетки? 3. В клетках каких организмов присутствуют? III группа Пользуясь текстом учебника на стр.30. найди ответы на вопросы: 1. Какую роль выполняют хлоропласты ? 2. Являются ли они обязательной частью клетки? 3. В клетках каких организмов присутствуют? IV группа Пользуясь текстом учебника на стр.30 и 31найди ответы на вопросы: 1. Какую роль выполняют цитоплазма и вакуоли ? 2. Являются ли они к обязательными частями клетки? 3. В клетках каких организмов присутствуют? V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Устный отчёт о проделанной работе ( 1 представитель от группы) VI. Этап самопроверки Вариант 1. Выбери правильный ответ 1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) цитоплазма; б) ядро; в) хлоропласт. 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) животной. 3. Органоид, который содержит клеточный сок: а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро. 4.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов. 5.Растительная клетка отличается от животной наличием: а) ядра, б) хлоропластов, в) цитоплазмы. 6 Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода. Физкультминутка: Под видео физминутка |
Работа по группам с помощью инструкционных карт и учебника &8 стр.30 Устный отчет о проделанной работе (1 представитель от группы). Учитель дополняет ответы используя презентацию. Сравнение клеток живых организмов Устный опрос о вопросам (в презентации) |
Предметные умения: Учащиеся знакомятся с основными компонентами клеток: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат (ядро), вакуоль. Понятие о эукариотах, прокариотах, неклеточной форме жизни. Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные – используют приемы работы с лабораторным оборудованием, наблюдение за опытом, коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; отвечают на поставленные вопросы |
наглядный: просмотр презентации Частично-поисковый
|
Формирование умений и навыков |
Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Подведение итогов с помощью стихотворения: Клетка живая на город похожа. Стена крепостная в клетке есть тоже. Мембраной она названа – Чужих не впускает она!
В клетке внутри – цитоплазма в движении, Подобна дорогам и направлениям. Куда по дорогам спешит народ? Конечно, на фабрику или завод. Но главное это – ядро несомненно. Ядро управляет клеткой бессменно. В хромосомах записаны законы и правила, Которые природа для клетки составила. |
Самостоятельная работа с учебником п.8 стр.30 и р.т. стр.30 №1. |
Личностные умения: самоопределение – владеют коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, владеют адекватной позитивной самооценкой Метапредметные УУД: целеполагание - осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий |
методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой. |
Рефлексия |
Учитель просит высказать свои ощущения
Я узнал… Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) |
Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока. |
Личностные умения: самоопределение- владеют адекватной позитивной самооценкой |
методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой. |
Домашнее задание |
Всем: Параграф §8, вопросы на странице 31. Творческий уровень: сочинить сказку о клетке. |
Записывают домашнее задание, задают вопросы |
Предметные: используют приобретенные знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними Личностные: проявление любознательности, интереса к изучению природы |
Индивидуальная |
Елена Викторовна