Конспект урока по биологии 6 класса: «Выделение»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г. Яранска Кировской области
Конспект урока по теме «Выделение»
(6 класс, УМК Н.И.Сонин)
Работу выполнила:
учитель биологии МКОУ СОШ с УИОП №2
им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области
Береснева Наталия Витальевна
Яранск, 2015 г
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами групповой самостоятельной работы.
Образовательные: начать знакомство с процессом выделения как одним из основных признаков живого; рассмотреть суть процесса выделения; его существенные отличия от процесса пищеварения.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к учёбе, к результатам своего труда, развивать умение общаться друг с другом в процессе парной работы.
Тип урока - урок изучения нового.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
На столе учителя находятся старые карандаши, ломаные ручки, мятая бумага и другие "отходы", а также детское ведёрко.
На доске изображение ели; берёзы, сбрасывающей листья; переросших грибов.
Мотивация и целеполагание.
* Урок начинается с обсуждения следующих вопросов:
- Почему опасно есть переросшие грибы?
- Почему деревья сбрасывают листья?
- Почему в городе плохо растут ели?
- Почему человек умирает, если у него перестают работать почки?
Мы выслушали варианты ваших ответов, но чтобы убедиться, правы вы или нет, нам надо изучить новую тему.
* Определить название темы вам поможем мой захламлённый стол. вам не хочется спросить, зачем на столе так много....... кстати, чего? (отбросов, мусора, отходов).
Прежде чем я отвечу на этот вопрос, скажите, пожалуйста, откуда взялся этот мусор? (образовался в процессе нашей деятельности).
Вам нравиться такое количество мусора на моём столе? (нет).
Что надо сделать с этим мусором? (собрать и выбросить).
Почему его можно выбросить? (это не нужные нам отходы). Мусор собирается в ведёрко и выноситься из класса.
* Мы по -прежнему не знаем тему нашего урока биологии.
Может быть, опираясь на полученную информацию, вы скажете, о чём мы сегодня будем говорить, изучая живой организм. (Об отходах организма, где они образуются, как от них организм избавляется).
Итак, тема нашего урока: Выделение. Запишите её в тетрадь.
* Очень часто выделение объединяют и путают с пищеварением. Сразу решим эту проблему, и раз и навсегда запомним, что это два абсолютно разных процесса: пищеварение - это пищеварение; выделение - это выделение. А чтобы эти различия сохранились в нашей памяти, давайте заполним таблицу.
Вопросы для сравнения |
Пищеварение |
Выделение |
Значение для организма? |
||
С какими системами связано? |
||
Что удаляется во внешнюю среду? |
||
Из чего образуются отходы? |
||
«Отходы» во внешнюю среду удаляются через….. |
* Наших знаний пока достаточно для заполнения только второго столбика таблицы (учащиеся заполняют таблицу индивидуально, опираясь на материал учебника и рабочей тетради; затем записи проверяются и корректируются).
* Итак, давайте ещё раз сформулируем вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить.
Первичное усвоение материала.
* Прочитайте обобщающий текст на стр. 90 (учащиеся работают индивидуально).
* Работая в парах, составьте вопросы к этому тексту, задайте их друг другу по очереди и ответьте на них.
*Попытайтесь сформулировать главный вопрос, на который нам надо найти ответ в первую очередь. (Где в организме образуются вредные вещества?).
* Учащиеся слушают информацию учителя и дополняют её.
Организм животного состоит из.....; системы органов состоят из.....; органы состоят из.....; ткани - из.....; клетка является единица живого.
Клетка - живая, значит ........(она питается, дышит, растёт, размножается).
Клетка - открытая система, значит..... (для жизни она из окружающей среды берёт нужные ей вещества). Эти вещества в клетки приносит ..... (кровь). В процессе жизнедеятельности клетки образуются ..... (ненужные и даже вредные вещества). Эти вещества удаляются из клетка, попадают в ..... (кровь) и кровь уносит их от клеток.
* Итак, мы получили ответ на вопрос: где в организме образуются вредные вещества?
Мы выяснили, что вредные продукты жизнедеятельности, от которых организм освобождается благодаря выделительной системе, образуются в клетках, что кровь помогает организму освободиться от жидких, вредных продуктов жизнедеятельности клеток.
* Мы готовы к тому, чтобы сформулировать определение понятия "выделение".
Выделение - это процесс удаления из организма вредных продуктов жизнедеятельности клеток. (Определение записывается в тетрадь).
* Давайте сформулируем новые вопросы, которые у нас возникли:
- Где у позвоночных животных происходит освобождение крови от вредных веществ?
- Как кровь освобождается от вредных веществ?
* Ответ на первый вопрос на рисунках на стр. 87, 89 ( в почках).
Рассмотрите рисунок на стр. 87 и назовите органы, входящие в состав выделительной системы. (Учитель поясняет: мочеточники - это трубки, по которым стекает, образующаяся в почках моча; мочевой пузырь - это мышечный орган, где моча скапливается, прежде чем периодически удаляется из организма через мочеиспускательный канал.)
* Найдите на стр. 86 - 87 изображение животного, в выделительной ситеме которого имеются все эти органы.
* А теперь давайте выясним, как и где образуется моча.
Но сначала ещё раз вспомним:
- Где образуются вредные вещества? (в клетках).
- Куда эти вещества попадают дальше? (в кровь).
- Где образуется моча? ( в почках).
- От чего освобождается кровь в почках? (от вредных продуктов жизнедеятельности клеток).
- Что такое моча? (вредные продукты жизнедеятельности клеток).
* Давайте обратимся к рисунку с изображением почки на стр. 89.
Найдите информацию для ответа на следующие вопросы:
- Что притекает в почку? (Кровь с вредными продуктами жизнедеятельности клеток).
- Что вытекает из почки? (Очищенная кровь и моча).
- Что происходит с кровью в почках? (Кровь фильтруется, освобождается от вредных веществ).
* Давайте попробуем смоделировать этот процесс:
Учитель предлагает учащимся объёмные и плоские модели клетки и почки и демонстрирует процесс "загрязнения" крови (раствора туши или красных чернил) в клетке (добавляются чаинки), затем демонстрируется процесс фильтрации "загрязнённой" крови в почках. Следует обратить внимание учащихся на то, что в нашей модели чаинки имитируют жидкие отходы.
* Какие открытия вы сегодня сделали для себя?
Вы никогда не знали, что...... (Что моча образуется из веществ, входящих в состав крови. Моча- это вредные продукты жизнедеятельности клеток организма).
Закрепление осуществляется в процессе коллективного составления следующей схемы.
Далее учащиеся переносят эту схему в тетради по памяти с последующей проверкой.
Осознание и осмысление.
Теперь, когда мы знаем:
- что такое выделение;
- что выделяется из организма в результате этого процесса;
- из чего образуется моча;
- из чего состоит моча;
- благодаря чему кровь освобождается от жидких вредных продуктов жизнедеятельности клетки;
мы сможем заполнить таблицу, которую не могли заполнить вначале урока (Учащиеся заполняют третий столбик таблицы).
*Прочитайте учебник на стр.84,1 абзац; обратите внимание на ту информацию, которая не прозвучала на сегодняшнем уроке (какие вещества входят в состав мочи, у разных организмов выделение происходит по - разному).
О том, как происходит выделение у разных организмов, нам предстоит узнать не следующем уроке.
Домашнее задание: прочитать текст учебника (стр. 84 – 87,89). Приготовить устный ответ по схеме в тетради.
Используемая литература
Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. Изд. Дрофа, 2010
В.Н.Семенцова . Поурочное планирование. 6 кл.2001.
Биология .Учебное пособие .М. Аст - пресс. 2000.
Надежда Алексеевна Паршукова
Марина Александровна Акопян