12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенькова Наталья Викторовна19
Россия, Иркутская обл., Иркутск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к уроку математики 5 класс по теме «Деление с остатком»

Учитель: Сенькова Наталья Викторовна, учитель математики МБОУ г.Иркутска гимназии №3

Основными целями курса математики в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются: осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления..

Достижение перечисленных целей предполагает решение многих задач, в том числе формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

Содержание урока строится на основе системно - деятельностного подхода. Системно - деятельностный подход предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Усвоенные в курсе математики 5 класса знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, но и для решения практических задач в повседневной жизни. Эти навыки являются базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Мой урок – урок приобретения и отработки практических навыков вычислений, необходимых для повседневной жизни, решения задач реальной математики. Это первый из трёх уроков, отведённых на эту тему в 5 классе. На уроке активно использую технологию проблемно – диалогического обучения. Данная технология представляет собой один из эффективных способов введения нового знания, она организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя, позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. Обучение с использованием данной технологии обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Внедрение данной технологии позволяет учить ребёнка с учетом его потенциальных возможностей. Применяя технологию, учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путём эксперимента и т.д.) Учитель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планируют дальнейшие действия. Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования.

Преподавание предмета осуществляется по учебнику «Математика - 5» (авторы: Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, В.И. Жохов, С.И. Шварцбурд), издательство «Мнемозина», Москва, 2015г. Программа рассчитана на 170часов (из расчёта 5 ч/неделю).

Технологическая карта  урока

Предмет

 Математика

Класс

 5

Тип урока/занятия

 урок изучения новой темы и закрепления первичных знаний

Технология построения урока/занятия

 проблемно-диалогическая


Тема

 Деление с остатком

Цель

создание условий для получения учащимися теоретических знаний о делении с остатком и практического применения этих знаний при решении задач реальной математики; отработка вычислительных навыков деления и умножения натуральных чисел.

Основные термины, понятия

 компоненты, делимое, делитель, неполное частное, остаток

Ожидаемый (планируемый) результат

Предметные умения

- иметь представление о понятии деление с остатком, знать компоненты при делении с остатком; - уметь находить неизвестные компоненты; - уметь решать задачи реальной математики с применением действия деления с остатком;

-уметь сопоставлять результат, полученный при решении задачи, с реальной ситуаций; - уметь дать правильный ответ на вопрос задачи




Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

формировать необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

понимать учебную задачу урока;

осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

контролировать свои действия в процессе выполнения задания, отличать верно выполненное от неверного;

отвечать на итоговые вопросы;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД:

формировать умение решать задачи на деление с остатком;

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

проводить анализ учебного материала;

проводить классификацию, указывая на основания классификации;

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; уметь работать в парах, в группах, в коллективе;

уметь математически грамотно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс, оценочные листы. Технические средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART BOАRD,


Дидактические задачи этапов урока/занятия

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

 Подготовить учащихся к работе на уроке: включение в деятельность на личностно - значимом уровне, выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Формирование положительной эмоциональной направленности «Хочу, потому что могу».

Актуализация опорных знаний и умений

 Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

 Обеспечить мотивацию для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

 Создание условий для формулировки цели урока и постановки.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

Применение новых  знаний

 Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

 Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

 *определяет готовность учащихся, сосредотачивает внимание, координирует деятельность учащихся.

* знакомит учащихся с тем, что сегодня будет на уроке

(сегодня на уроке мы потренируемся в решении примеров на деление и умножение, повторим правила нахождения неизвестных компонентов, познакомимся с новым действием в математике, будем решать самостоятельно). В ходе урока мы будем давать оценку себе и своим товарищам, заполняя оценочный лист) * предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

(эпиграф урока «С малой удачи начинается большой успех»);

* а начнём с проверки домашнего задания, предлагает образец выполнения домашнего задания (с использованием интерактивной доски),

*отвечает на вопросы (привлекая детей)

 включаются в деловой ритм урока.











дети высказываются



самопроверка домашнего задания по образцу

задают вопросы


 *предлагает два уравнения, требующее найти делимое или делитель:

а). х:37=259

б)252:у=21

просит, работая в парах, проговорить друг другу названия компонентов в данных уравнениях и правила их нахождения

*даёт задание письменно решить эти уравнения

*просит 2 учеников рассказать своё решение

 работают в парах, проговаривая правила, называют компоненты в при делении


решают уравнения, выполняя действия деления, умножения.

проверяют решение

(ставят отметку в оценочный лист)

Актуализация знаний

*предлагает решить задачу реальной математики: Бабушка даст 23 конфеты 4 внукам и предложит разделить их поровну. Сколько конфет достанется каждому?

в задаче возникает проблема (деление с остатком)

* задает вопросы:

почему невозможно решить?

с каким действием мы столкнулись?

*как называется тема нашего урока?

решают задачу, задают вопрос, а здесь не делится - значит задачу решить невозможно?




участвуют в обсуждении формулируют тему урока: «Деление с остатком»

записывают тему урока

Постановка  учебной проблемы

 *предлагает обсуждение затруднений с помощью вопросов: «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»

*задаёт вопрос: вы познакомились с новым арифметическим действием, а что нам нужно о нём знать?

*обращает внимание детей на то, что это - основные задачи урока, демонстрирует

задачи урока: 1.познакомиться с новым арифметическим действием в математике; 2.узнать как называются компоненты при делении с остатком, как их найти; 3.узнать, в каких задачах встречается это действие; 4.научиться решать такие задачи).

 участвуют в обсуждении предлагают свои способы решения проблемы

предполагаемые ответы: как записать результат, как называются компоненты, как их найти, в каких задачах встречается это действие.



Определяют задачи на урок, с учетом своей индивидуальности

Формулирование проблемы, планирование

  * предлагает найти ответы на вопросы самостоятельно, работая с учебником (с.83)

1.Устно. В записи 23:4=5(остаток 3) назвать компоненты. 2.Устно. Как найти неизвестное делимое при делении с остатком? 3.Письменно. Используя добытые знания, решите №535(а,б)

*фронтально проверяем задание

*предлагает проговорить друг другу ответы на эти вопросы



работают с учебником, находят ответы на вопросы.



самопроверка

работают в паре, проговаривая ответы

Открытие нового знания

 *Предлагает письменно решить примеры №533(выполнить деление с остатком) и ответить на проблемные вопросы: 1.Может ли остаток быть больше делителя? 2.Какие остатки могут получиться при делении на 2,на7,на10,на 23,на 100?

* фронтально проверяем задание

*заполняем оценочный лист

выполняют задание



участвуют в обсуждении, делают выводы, заполняют оценочный лист

Применение нового знания

 *предлагает решить задачу (в которой возникает проблемная ситуация, требующая умения логически рассуждать и применять свой жизненный опыт для ответа на главный вопрос задачи) и обсудить её решение в парах №552

*предлагает проговорить решение

 решают задачу и обсуждают решение и выбор ответа с соседом по парте (работа в паре)

слушают ответы, делают необходимые исправления


 *предлагает выполнить самостоятельную работу, текст которой размещён в оценочном листе: 1. Найти делимое, если неполное частное 18, делитель 47, остаток 22. 2. Какие остатки могут получиться при делении различных чисел на 12.

*предлагает вернуться к задачам урока и обсудить, насколько они реализованы

*предлагает в оценочном листе указать своё состояние на уроке, выбрав вариант из предложенных.

выполняют работу



 участвуют в обсуждении


выбирают



Рефлексия учебной деятельности

Мне всё было понятно на уроке

Мне не всё было понятно на уроке


*предлагает сдать оценочные листы

*задаёт домашнее задание: слайд №9 №553(а) – найти делимое при делении с остатком (повторив правило с.81), № 550(а,б) (выполнить деление) и предлагает выполнить творческое задание: Придумать и нарисовать задачу, в которой используется деление с остатком, и решить её.

*благодарит детей за урок




сдают оценочные листы

​​​​​​​ записывают в дневники



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.