Сценарий урока математики в 5 классе «Деление с остатком»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к уроку математики 5 класс по теме «Деление с остатком»
Учитель: Сенькова Наталья Викторовна, учитель математики МБОУ г.Иркутска гимназии №3
Основными целями курса математики в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются: осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления..
Достижение перечисленных целей предполагает решение многих задач, в том числе формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
Содержание урока строится на основе системно - деятельностного подхода. Системно - деятельностный подход предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Усвоенные в курсе математики 5 класса знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, но и для решения практических задач в повседневной жизни. Эти навыки являются базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Мой урок – урок приобретения и отработки практических навыков вычислений, необходимых для повседневной жизни, решения задач реальной математики. Это первый из трёх уроков, отведённых на эту тему в 5 классе. На уроке активно использую технологию проблемно – диалогического обучения. Данная технология представляет собой один из эффективных способов введения нового знания, она организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя, позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. Обучение с использованием данной технологии обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Внедрение данной технологии позволяет учить ребёнка с учетом его потенциальных возможностей. Применяя технологию, учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путём эксперимента и т.д.) Учитель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планируют дальнейшие действия. Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования.
Преподавание предмета осуществляется по учебнику «Математика - 5» (авторы: Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, В.И. Жохов, С.И. Шварцбурд), издательство «Мнемозина», Москва, 2015г. Программа рассчитана на 170часов (из расчёта 5 ч/неделю).
Технологическая карта урока
Предмет | Математика | ||
Класс | 5 | ||
Тип урока/занятия | урок изучения новой темы и закрепления первичных знаний | ||
Технология построения урока/занятия | проблемно-диалогическая | ||
Тема | Деление с остатком | ||
Цель | создание условий для получения учащимися теоретических знаний о делении с остатком и практического применения этих знаний при решении задач реальной математики; отработка вычислительных навыков деления и умножения натуральных чисел. | ||
Основные термины, понятия | компоненты, делимое, делитель, неполное частное, остаток | ||
Ожидаемый (планируемый) результат | |||
Предметные умения - иметь представление о понятии деление с остатком, знать компоненты при делении с остатком; - уметь находить неизвестные компоненты; - уметь решать задачи реальной математики с применением действия деления с остатком; -уметь сопоставлять результат, полученный при решении задачи, с реальной ситуаций; - уметь дать правильный ответ на вопрос задачи | Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; формировать необходимость приобретения новых знаний. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; высказывать свое предположение на основе учебного материала; контролировать свои действия в процессе выполнения задания, отличать верно выполненное от неверного; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: формировать умение решать задачи на деление с остатком; ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основания классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь работать в парах, в группах, в коллективе; уметь математически грамотно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Ресурсы | ||
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс, оценочные листы. Технические средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART BOАRD, | ||
Дидактические задачи этапов урока/занятия
Этапы урока/занятия | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовить учащихся к работе на уроке: включение в деятельность на личностно - значимом уровне, выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Формирование положительной эмоциональной направленности «Хочу, потому что могу». |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечить мотивацию для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | *определяет готовность учащихся, сосредотачивает внимание, координирует деятельность учащихся. * знакомит учащихся с тем, что сегодня будет на уроке (сегодня на уроке мы потренируемся в решении примеров на деление и умножение, повторим правила нахождения неизвестных компонентов, познакомимся с новым действием в математике, будем решать самостоятельно). В ходе урока мы будем давать оценку себе и своим товарищам, заполняя оценочный лист) * предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; (эпиграф урока «С малой удачи начинается большой успех»); * а начнём с проверки домашнего задания, предлагает образец выполнения домашнего задания (с использованием интерактивной доски), *отвечает на вопросы (привлекая детей) | включаются в деловой ритм урока. дети высказываются самопроверка домашнего задания по образцу задают вопросы |
*предлагает два уравнения, требующее найти делимое или делитель: а). х:37=259 б)252:у=21 просит, работая в парах, проговорить друг другу названия компонентов в данных уравнениях и правила их нахождения *даёт задание письменно решить эти уравнения *просит 2 учеников рассказать своё решение | работают в парах, проговаривая правила, называют компоненты в при делении решают уравнения, выполняя действия деления, умножения. проверяют решение (ставят отметку в оценочный лист) | |
Актуализация знаний | *предлагает решить задачу реальной математики: Бабушка даст 23 конфеты 4 внукам и предложит разделить их поровну. Сколько конфет достанется каждому? в задаче возникает проблема (деление с остатком) * задает вопросы: почему невозможно решить? с каким действием мы столкнулись? *как называется тема нашего урока? | решают задачу, задают вопрос, а здесь не делится - значит задачу решить невозможно? участвуют в обсуждении формулируют тему урока: «Деление с остатком» записывают тему урока |
Постановка учебной проблемы | *предлагает обсуждение затруднений с помощью вопросов: «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?» *задаёт вопрос: вы познакомились с новым арифметическим действием, а что нам нужно о нём знать? *обращает внимание детей на то, что это - основные задачи урока, демонстрирует задачи урока: 1.познакомиться с новым арифметическим действием в математике; 2.узнать как называются компоненты при делении с остатком, как их найти; 3.узнать, в каких задачах встречается это действие; 4.научиться решать такие задачи). | участвуют в обсуждении предлагают свои способы решения проблемы предполагаемые ответы: как записать результат, как называются компоненты, как их найти, в каких задачах встречается это действие. Определяют задачи на урок, с учетом своей индивидуальности |
Формулирование проблемы, планирование | * предлагает найти ответы на вопросы самостоятельно, работая с учебником (с.83) 1.Устно. В записи 23:4=5(остаток 3) назвать компоненты. 2.Устно. Как найти неизвестное делимое при делении с остатком? 3.Письменно. Используя добытые знания, решите №535(а,б) *фронтально проверяем задание *предлагает проговорить друг другу ответы на эти вопросы | работают с учебником, находят ответы на вопросы. самопроверка работают в паре, проговаривая ответы |
Открытие нового знания | *Предлагает письменно решить примеры №533(выполнить деление с остатком) и ответить на проблемные вопросы: 1.Может ли остаток быть больше делителя? 2.Какие остатки могут получиться при делении на 2,на7,на10,на 23,на 100? * фронтально проверяем задание *заполняем оценочный лист | выполняют задание участвуют в обсуждении, делают выводы, заполняют оценочный лист |
Применение нового знания | *предлагает решить задачу (в которой возникает проблемная ситуация, требующая умения логически рассуждать и применять свой жизненный опыт для ответа на главный вопрос задачи) и обсудить её решение в парах №552 *предлагает проговорить решение | решают задачу и обсуждают решение и выбор ответа с соседом по парте (работа в паре) слушают ответы, делают необходимые исправления |
*предлагает выполнить самостоятельную работу, текст которой размещён в оценочном листе: 1. Найти делимое, если неполное частное 18, делитель 47, остаток 22. 2. Какие остатки могут получиться при делении различных чисел на 12. *предлагает вернуться к задачам урока и обсудить, насколько они реализованы *предлагает в оценочном листе указать своё состояние на уроке, выбрав вариант из предложенных. | выполняют работу участвуют в обсуждении выбирают | |
Рефлексия учебной деятельности | Мне всё было понятно на уроке Мне не всё было понятно на уроке *предлагает сдать оценочные листы *задаёт домашнее задание: слайд №9 №553(а) – найти делимое при делении с остатком (повторив правило с.81), № 550(а,б) (выполнить деление) и предлагает выполнить творческое задание: Придумать и нарисовать задачу, в которой используется деление с остатком, и решить её. *благодарит детей за урок | сдают оценочные листы записывают в дневники |