Деловая игра для педагогов «Реализация системно – деятельностного подхода в начальной школе»

4
0
Материал опубликован 12 July 2024

Деловая игра для педагогов

Тема: «Реализация системно – деятельностного подхода

 в начальной школе» (из опыта работы)

Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов для реализации системно – деятельностного подхода

Задачи:

  • Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
  • Систематизировать приемы и методы
  • Создать банк данных по проблеме.

Оборудование: обереги, листочки для записи, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями, конверты с заданиями для групповой работы.

Ход игры

  1. Объединение в группы.

При входе в аудиторию каждый участник выбирает открытку с пожеланиями. Обладатели одинаковых открыток садятся за один стол (образуется три группы для дальнейшей работы).

2. Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция:

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и бросьте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться: как вас зовут, откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.

Предложения на карточке:

У меня вызывают симпатию люди, которые….

Самая большая радость для меня –это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

Думаю, что самое важное для меня….

Школа для меня- это….

Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда ….

Человек считается успешным, если…

Самое дорогое для меня…

Мои дети- это…

Самое большое богатство для меня …

Таким образом клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.

- Как вы думаете, для чего мы составили такую паутину? (Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)


2. Деловая игра «Письмо счастья»

Задачи:

- создание благоприятного психологического настроя;

- активизация внимания детей


Форма проведения:

- фронтальная;

- групповая;

- в парах


Методика проведения:

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

Оргмомент традиционного урока включает в себя:

- предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

- мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);

- актуализация знаний учащихся.

Особенностями начала нетрадиционного урока являются:

- рифмованное начало урока;

- с элементами театрализации;

- с загадки;

- с эпиграфа к уроку;

- с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;

- с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания

проблемной ситуации.

Хочу поделиться различными приёмами нетрадиционного начала урока.

Запишите в первой строке комплимент себе. Записали?

А во второй строке запишите, что Вы ожидаете от сегодняшнего семинара. Листочки сдайте.

А теперь вытяните у меня любой листочек. Прочитайте своё «Письмо счастья»


3.  Работа в группах

3.1. «Я – умею!»

Несмотря на каждодневное общение педагогов, далеко не все знают о способностях, талантах и различных умениях коллег. В этом упражнении педагоги озвучивают свои «умения», а эстафету ответов передают, прикасаясь к плечу товарища.

3.2. «Я – учитель!»

Всем участникам необходимо сказать эту фразу с различными интонациями (радостно, саркастически, удивленно, гордо, с ликованием).

3.3. «Какой я учитель»

Всем участникам необходимо сказать фразу «Я … учитель!», добавив прилагательное.

4. Образование для устойчивого развития

4.1. Смена круга

Это упражнение проводится быстро и в тишине. Характер упражнения таков, что участники могут выразить свою точку зрения относительно анонимно, поскольку ни у кого нет времени наблюдать за другими. Начните упражнение с базовых нейтральных вопросов, чтобы участники разобрались, что нужно делать. Смену круга можно также использовать в качестве разминки, чтобы люди начали размышлять, и чтобы получить первое впечатление о том, что дети уже знают о предмете и каково их отношение к определенным вопросам.

Вот как это происходит. Группа встает в два круга – внешний и внутренний. Круги медленно двигаются в противоположных направлениях. Педагог зачитывает утверждения и те, кто согласен с ними, переходит в другой круг и, соответственно, начинает двигаться в другом направлении. Те, кто не согласен, остается в том же кругу и продолжает двигаться в том же направлении.

Примеры утверждений:

– Осень – приятное время года

– У меня никогда не мерзнут ноги

– В школе я узнаю важные вещи

– Мы все в ответе за будущее

– Политики несут ответственность за устойчивое развитие

– Я люблю мясо

– Меня интересует сельское хозяйство

– Я не загрязняю почву или воду

– Мы все борцы!

4.2. Горячий стул

Один из важнейших моментов упражнений на выяснение ценностей – это не та позиция, которую займут дети, а тот факт, что они начинают размышлять о проблемах самостоятельно. Сам процесс – мышление, мотивация и устная коммуникация –важнее, чем конечный продукт, то есть их ответ.

Расставьте стулья по кругу и попросите детей сесть на них. Затем педагог зачитывает заранее подготовленное утверждение, относящееся к изучаемой теме.

Дети, согласные с данным утверждением, пересаживаются на другой стул, а те, кто не согласен, остаются на своих местах. Затем детей просят объяснить ход своих мыслей сидящему рядом или всей группе. Потом зачитывается следующее утверждение, и процедура повторяется.

Примеры утверждений:

Есть рыбу из Азовского моря опасно.

Все жители наших стран должны снизить потребление энергии.

Мнения детей в ДНР похожи на мнения детей в Америке.

Атомные электростанции надо закрыть.

В прошлом люди жили лучше, чем сейчас.

У нас демократия!

Между школами существует большая разница.

Любой завод, выбрасывающий в окружающую среду загрязнения, надо закрыть как можно скорее.

Китай – ведущая страна мира.

Можно также дать детям самим сформулировать утверждения. Как и в других упражнениях на выявление ценностей, здесь нет «правильных» ответов.


5. Составление загадок

Задачи:

-  развитие речи детей;

-  обогащение словарного запаса;

-  развитие воображения и мышления детей;

-  обогащение их представлений об окружающем мире;

-  воспитание эстетических чувств;


Форма проведения:

-  групповая


Методика проведения:

В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработан У.Гордоном (США) в 50-х годах.

Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия)

Объект → Свойства → Аналогичные свойства других предметов

Для составления загадки выбираем объект. В данном случае – солнце.

В первый столбик запишите какое солнце по форме, цвету и т. д.

Во второй столбик запишите, что бывает таким же по перечисленным значениям признаков. Дайте образные характеристики объектам, выбранным для сравнения.

Прочитайте загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как», «но не».

Какое?

Что бывает таким же?

круглое

мяч

желтое

цыпленок

яркое

лампа


Круглое, но не мяч.

Желтое, но не цыпленок.

Яркое, но не лампа.


Модель работы по прямой аналогии

Объект → описание функций → прямой перенос их на объект

Следующая загадка про снег.


Что делает?

Что (кто) делает так же?

летит

птица

тает

лед

укрывает

одеяло


Летит, но не птица,

Тает, но не лед,

Укрывает, но не одеяло.


Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие

Объект → схожий объект → отличие

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким –либо другим объектом. Находит между ними общее и различное.

На что похоже облако? Запишите в первый столбик.

А чем оно отличается от записанных объектов? Запишите в правый столбик.

Прочитайте загадку, используя слова «похож», «но не».


На что похоже?

Чем отличается?

сахарная вата

не сладкое

подушка

без пуха

пена

не искупаешься


Как сахарная вата, но не сладкая,

Как подушка, но без пуха,

Как пена, но не искупаешься.


Спасибо за внимание.


Комментарии
Комментариев пока нет.