Деловая игра для педагогов «Реализация системно – деятельностного подхода в начальной школе»
Деловая игра для педагогов
Тема: «Реализация системно – деятельностного подхода
в начальной школе» (из опыта работы)
Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов для реализации системно – деятельностного подхода
Задачи:
- Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
- Систематизировать приемы и методы
- Создать банк данных по проблеме.
Оборудование: обереги, листочки для записи, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями, конверты с заданиями для групповой работы.
Ход игры
- Объединение в группы.
При входе в аудиторию каждый участник выбирает открытку с пожеланиями. Обладатели одинаковых открыток садятся за один стол (образуется три группы для дальнейшей работы).
2. Игра «Знакомство»
Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция:
Зажмите свободный конец нити крепко в руке и бросьте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться: как вас зовут, откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.
Предложения на карточке:
У меня вызывают симпатию люди, которые….
Самая большая радость для меня –это…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что….
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
Школа для меня- это….
Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно, когда ….
Человек считается успешным, если…
Самое дорогое для меня…
Мои дети- это…
Самое большое богатство для меня …
Таким образом клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.
- Как вы думаете, для чего мы составили такую паутину? (Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)
2. Деловая игра «Письмо счастья»
Задачи:
- создание благоприятного психологического настроя;
- активизация внимания детей
Форма проведения:
- фронтальная;
- групповая;
- в парах
Методика проведения:
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Оргмомент традиционного урока включает в себя:
- предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
- мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);
- актуализация знаний учащихся.
Особенностями начала нетрадиционного урока являются:
- рифмованное начало урока;
- с элементами театрализации;
- с загадки;
- с эпиграфа к уроку;
- с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;
- с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания
проблемной ситуации.
Хочу поделиться различными приёмами нетрадиционного начала урока.
Запишите в первой строке комплимент себе. Записали?
А во второй строке запишите, что Вы ожидаете от сегодняшнего семинара. Листочки сдайте.
А теперь вытяните у меня любой листочек. Прочитайте своё «Письмо счастья»
3. Работа в группах
3.1. «Я – умею!»
Несмотря на каждодневное общение педагогов, далеко не все знают о способностях, талантах и различных умениях коллег. В этом упражнении педагоги озвучивают свои «умения», а эстафету ответов передают, прикасаясь к плечу товарища.
3.2. «Я – учитель!»
Всем участникам необходимо сказать эту фразу с различными интонациями (радостно, саркастически, удивленно, гордо, с ликованием).
3.3. «Какой я учитель»
Всем участникам необходимо сказать фразу «Я … учитель!», добавив прилагательное.
4. Образование для устойчивого развития
4.1. Смена круга
Это упражнение проводится быстро и в тишине. Характер упражнения таков, что участники могут выразить свою точку зрения относительно анонимно, поскольку ни у кого нет времени наблюдать за другими. Начните упражнение с базовых нейтральных вопросов, чтобы участники разобрались, что нужно делать. Смену круга можно также использовать в качестве разминки, чтобы люди начали размышлять, и чтобы получить первое впечатление о том, что дети уже знают о предмете и каково их отношение к определенным вопросам.
Вот как это происходит. Группа встает в два круга – внешний и внутренний. Круги медленно двигаются в противоположных направлениях. Педагог зачитывает утверждения и те, кто согласен с ними, переходит в другой круг и, соответственно, начинает двигаться в другом направлении. Те, кто не согласен, остается в том же кругу и продолжает двигаться в том же направлении.
Примеры утверждений:
– Осень – приятное время года
– У меня никогда не мерзнут ноги
– В школе я узнаю важные вещи
– Мы все в ответе за будущее
– Политики несут ответственность за устойчивое развитие
– Я люблю мясо
– Меня интересует сельское хозяйство
– Я не загрязняю почву или воду
– Мы все борцы!
4.2. Горячий стул
Один из важнейших моментов упражнений на выяснение ценностей – это не та позиция, которую займут дети, а тот факт, что они начинают размышлять о проблемах самостоятельно. Сам процесс – мышление, мотивация и устная коммуникация –важнее, чем конечный продукт, то есть их ответ.
Расставьте стулья по кругу и попросите детей сесть на них. Затем педагог зачитывает заранее подготовленное утверждение, относящееся к изучаемой теме.
Дети, согласные с данным утверждением, пересаживаются на другой стул, а те, кто не согласен, остаются на своих местах. Затем детей просят объяснить ход своих мыслей сидящему рядом или всей группе. Потом зачитывается следующее утверждение, и процедура повторяется.
Примеры утверждений:
Есть рыбу из Азовского моря опасно.
Все жители наших стран должны снизить потребление энергии.
Мнения детей в ДНР похожи на мнения детей в Америке.
Атомные электростанции надо закрыть.
В прошлом люди жили лучше, чем сейчас.
У нас демократия!
Между школами существует большая разница.
Любой завод, выбрасывающий в окружающую среду загрязнения, надо закрыть как можно скорее.
Китай – ведущая страна мира.
Можно также дать детям самим сформулировать утверждения. Как и в других упражнениях на выявление ценностей, здесь нет «правильных» ответов.
5. Составление загадок
Задачи:
- развитие речи детей;
- обогащение словарного запаса;
- развитие воображения и мышления детей;
- обогащение их представлений об окружающем мире;
- воспитание эстетических чувств;
Форма проведения:
- групповая
Методика проведения:
В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработан У.Гордоном (США) в 50-х годах.
Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия)
Объект → Свойства → Аналогичные свойства других предметов
Для составления загадки выбираем объект. В данном случае – солнце.
В первый столбик запишите какое солнце по форме, цвету и т. д.
Во второй столбик запишите, что бывает таким же по перечисленным значениям признаков. Дайте образные характеристики объектам, выбранным для сравнения.
Прочитайте загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как», «но не».
Какое? | Что бывает таким же? |
круглое | мяч |
желтое | цыпленок |
яркое | лампа |
Круглое, но не мяч.
Желтое, но не цыпленок.
Яркое, но не лампа.
Модель работы по прямой аналогии
Объект → описание функций → прямой перенос их на объект
Следующая загадка про снег.
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
летит | птица |
тает | лед |
укрывает | одеяло |
Летит, но не птица,
Тает, но не лед,
Укрывает, но не одеяло.
Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие
Объект → схожий объект → отличие
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким –либо другим объектом. Находит между ними общее и различное.
На что похоже облако? Запишите в первый столбик.
А чем оно отличается от записанных объектов? Запишите в правый столбик.
Прочитайте загадку, используя слова «похож», «но не».
На что похоже? | Чем отличается? |
сахарная вата | не сладкое |
подушка | без пуха |
пена | не искупаешься |
Как сахарная вата, но не сладкая,
Как подушка, но без пуха,
Как пена, но не искупаешься.
Спасибо за внимание.