Деловая игра «Моя жизненная позиция»
Форум позиционирования
Деловая игра «Моя жизненная позиция»
для учащихся 9-11 классов
Цель: Формирование трудовой мотивации и коммуникативной компетентности у старших школьников, обучение основным принципам построения своей профессиональной карьеры и навыкам поведения в решении проблем, критического и эвристического мышления посредством проектной деятельности.
Задачи:
Закрепить умение обобщать и обрабатывать информацию профессионального образования в условиях развития современного общества
Развивать познавательную активность, умение давать позитивную оценку таких духовно-нравственных качеств как трудолюбие, целеустремленность и самостоятельность.
Формировать потребность самопознания и самореализации, побуждать к самостоятельному самоопределению, развивать свои способности и умения в работе группы, решать проблемные задачи и оценивать свою деятельность, добиваться высоких личных результатов.
Предварительные плановые мероприятия:
Проведение классного часа по теме: «Возможности человека» цель: познакомить учащихся с потенциальными возможностями человека
Родительский лекторий: адаптация детей к жизни в обществе
Организация выставки творческих работ учащихся
Экскурсия в школьный музей: прошлое и настоящее села.
Для достижения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования: диалог, проектная деятельность, дискуссия, частично-поисковый метод (работа с вопросами).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход мероприятия:
Вступительное слово, обоснование темы
Представление проектов
Деловая игра «назови профессию»
Работа в группах
Подведение итогов
Ведущий: Мы живем в сложное время. Успешное развитие российского общества в значительной мере зависит от молодого поколения наших выпускников, вашей нравственности, гражданской позиции и высокой культуры.
Последствия от неправильного выбора профессии отрицательно отражаются не только на жизни самого человека, но и на обществе в целом. По самым скромным подсчетам ученых, правильный профессиональный выбор в три раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает трудовую производительность и практически в 2,5 раза снижает стоимость обучения кадров.
Профессиональному самоопределению необходимо учить и учиться – это путь не только к личному благосостоянию, но и к процветанию всего общества. Поэтому приобщение к профессиональной деятельности является одной из важных задач семьи, школы и общества.
Каждый из вас должен ответственно подходить к принятию решения.
Виктор Гюго писал: «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне». Мы надеемся, что наша встреча поможет принять верное решение тем, кто еще не определился или окончательно не утвердится в своем выборе.
Ведущий: Существует три основных требования, которым должна удовлетворять выбранная нами профессия. Подумайте и назовите эти требования:
Профессия должна быть интересной
Можно было найти работу по специальности
Профессия должна соответствовать возможностям человека
Существует три основных способа выбора профессии:
Метод проб и ошибок (человек может бесконечно долго «вслепую» пробовать себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту, которая ему даст не только возможность для достойной жизни но и радость труда).
Второй способ «Познать себя» заключается в изучении себя, своих способностей, интересов, свойств нервной системы, мышления, памяти и внимания. Только так выбор будет осмысленным.
Третий способ «Семейные династии». Путь выбора ваших родителей и дедов. Он возможен если это традиция семьи, которая передается из поколения в поколение.
Ведущий: Обучающиеся 11 класса запустили анкету о карьере и профессиях среди школьников старших классов и их родителей и получили следующие результаты:
На вопрос, какие специалисты нужны стране, 40% учащихся решили, что это банкиры. Родители в этом вопросе поддержали своих детей. 34% учащихся будут строить карьеру в медицине, но по результатам опроса 22% родителей против того, чтобы их дети были заняты в медицине. При этом 50% школьников признались, что при выборе профессии не будут учитывать мнение родителей. На 3 месте по популярности строительные специальности. В числе самых непривлекательных профессий родители выпускников отметили охранников 28% и секретарей 25%. Порадовало то, что практически все участники опроса признали необходимость высокой профессиональной квалификации, об этом заявили 80% учащихся. 89% школьников уверены в том, что найдут высоко оплачиваемую работу после окончания учебы. А вот зарплату себе устанавливают школьники разную. Те кто собрался поступать в колледж и ПТУ планируют получать 15-20 тысяч, студенты ВУЗов примерно 30-40 тысяч. Специалисты считают, что высококвалифицированный, мобильный и коммуникабельный профессионал любой профессии будет всегда востребован на рынке труда.
Учащимся предлагается заполнить опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардова). Результаты данной профдиагностики помогут вам сделать правильный выбор своего жизненного пути, правильно соотнести ваши желания, способности и возможности.
Деловая игра по ознакомлению учащихся с профессиями современного рынка труда:
Ведущий: Дорогие друзья, сообщаем вам важную информацию. Широко известная фирма по рекламе «Василиса Премудрая» внедряет долгосрочный проект по открытию своих филиалов в разных странах. Предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей для работы в только, что открывшихся филиалах. Для работы в фирме требуются творческие, инициативные, квалифицированные специалисты, способные принести фирме процветание.
Ведущий: Для работы мы разобьемся на две группы-филиалы фирмы. Прибывшие представители этой фирмы хотели бы в деле увидеть способности потенциальных сотрудников.
Проводится разбивка на команды.
Каждая из команд должна будет выполнить следующие задания:
Подготовить проект создания филиала. Придумать название, основной принцип работы или девиз.
Придумать рекламные ролики отечественных товаров (по жребию)
Предложить достойную кандидатуру менеджера на должность исполнительного директора фирмы.
(ведущий представляет командам консультантов групп, проводится жеребьевка заданий по рекламе, представитель от команды вытягивает конверт с заданием)
Ведущий: в конце игры мы проведем предвыборную пресс-конференцию кандидатов на должность исполнительного директора
Команды работают быстро и в жатые сроки, пока одни готовят название проекта, других попросим заполнить вакансии специалистов филиала
(На экране появляется название профессии, учащийся готовивший информацию об этой профессии, рассказывает о ней.)
Аудитор- исследует финансовую способность предприятия, выявляет проблемы, делает заключение о его состоянии. Помогает правильно составить договор, привести в порядок бухгалтерскую документацию, избежать сомнительных сделок, проверить надежность партнера.
Дилер- биржевой посредник, осуществляющий операции купли-продажи только для себя и за свой счет (в отличие от брокера). Доход дилера формируется за счет разницы в ценах продавца и покупателя.
Брокер- торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке, а обеспечивает установление контакта между продавцом и покупателем. Действует на основе разовых поручений, строго в пределах инструкций клиента, получая от него вознаграждение.
Менеджер- профессионал самой высокой квалификации в сфере управления экономикой, хорошо разбирается в правовых и хозяйственных проблемах, способен находить стратегически точные управленческие решения в самой сложной обстановке. Должен владеть методами и средствами управления коллективом.
Торговый агент- по продаже товаров массового спроса. Сбывает широкий круг товаров, работая на посредника или оптовика. Основой его деятельности является использование каталогов. Его задача выгодно представить себя и свою фирму, оказать дополнительные услуги, чтобы предлагаемый им товар взяли у него, а не у конкурентов.
Художник рекламного отдела - создает макеты объявлений, печатной рекламы, упаковки, макеты телевизионных рекламных роликов, товарные знаки, эмблемы и слоганы.
Коммивояжер разъездной- разъездной представитель крупных торговых фирм, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам. Основные функции: поиски и оценка потенциальных покупателей, заключение сделок. Особенность профессии - необходимость принимать множество решений.
Исследователи маркетинга (рыночной деятельности) –проводят анализ спроса и конкуренции. В их функции входят составление проектов исследований, включая разработку анкет, анализ собранных данных, подготовка отчетов и представление результатов и рекомендаций. Задачи: изучение рынка, замеры возможностей рынка, исследование мотивов поведения потребителей, изучение конкурентов, прогнозирование, анализ цен.
Далее ведущий предлагает командам представить по очереди:
Подготовленный проект создания филиала, название, основной принцип работы или девиз.
рекламные ролики отечественных товаров
Представить кандидатуру менеджера который выступит со своим проектом
Представители известной фирмы по рекламе «Василиса Премудрая» подводят итоги конкурса, награждают победителей.
В заключение нашего разговора о самом важном в жизни молодого
поколения-выборе жизненного пути, еще раз хочется подчеркнуть как
важно для каждого из нас профессионально состояться. Состоявшаяся и реализовавшая себя личность, сложившаяся судьба и счастливый человек.