Деловая игра «Выборы президента лицея»

1
0
Материал опубликован 20 December 2021


Методические аспекты формирования ценностного отношения

к выборам средствами игровых технологий

   Актуальность данный Деловой игры обусловлена тем, что в наше время в обществе господствует низкий уровень правосознания и знания об основах избирательного права и избирательного процесса среди подрастающего поколения.
Хотя такие попытки и предпринимаются, но заполнить образовавшийся вакуум они в данный промежуток времени не способны.
Обучающихся с малых лет не разъясняется, что такое выборы, почему взрослые должны голосовать, почему это так важно. Дети – будущее нашей страны – придут нам на смену, не зная основных понятий института выборов, одного из главных институтов правового государства.

    Наша страна постоянно сталкивается с таким негативным социальным явлением как нежелание молодежи участвовать в выборах. Речь идет как об отказе в осуществлении своего активного избирательного права, так и о безразличии по отношению к закрепленному 32 Конституции РФ праву быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Практическая значимость: Имитационные игры – игры развлекательного назначения, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Новизна: Имитационные игры позволяют строить обучение таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться соотносить собственные интересы с общественными.

  Как правило, имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести.

Необходимым этапом является рефлексия. Это могут быть простые вопросы в конце мероприятия, в частности: «Что понравилось из того, что вы сделали? Что для вас было полезным?»; «Какие идеи из услышанных в ходе игры жизнеспособны?», «Что необходимо знать политикам, идущим во власть?».

    Играющие получают эмоциональный опыт, опыт общения, опыт поиска и анализа ин­формации, выработки совместного решения, нахождения компромисса на основе полученных знаний. Игра по­зволяет участнику, с одной стороны, проявить свои представления, а с другой, услышать иное мнение, попытаться найти верное решение или выработать собственную позицию.

     Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации, в данном случае – избирательного права и избирательного процесса.

   Каждый из них ведёт себя как хочет, играя за своего персонажа, участвуя в избирательном процессе в игре, что формирует правовую культуру ребенка и готовит его ко взрослой жизни.

     Выборыодна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (например, президента).

Выйти вперёд и встать во главе других, в общем-то, бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится лидером, ведущим, а, значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведёт, за дело, которое он берётся организовывать. Как найти такого человека, как не ошибиться, выбирая лидера?

О школьном самоуправление  мечтают все дети. Уже сам процесс её создания согревает ребячьи сердца, потому что дети участвуют в интересном и серьёзном действе, отвечают за порученное дело. Подросток  понимает: ты – значим, ты – необходим, ты можешь раскрыть себя. Что может быть ещё увлекательнее и интереснее в школьной жизни? Создавая школьное самоуправление, они получают знания реального граждановедения. Они учатся быть гражданами своей ребячьей страны.

Деловая игра - Выборы Президента лицея.

       1. Цели и задачи проведения выборов Президента лицея.

 - Привлечь обучающихся к участию и реализации демократических начал в организации ученического самоуправления.

       2. Способствовать формированию и развитию у обучающихся:

    - Правовой культуры, самосознания, гражданской зрелости; самостоятельного мышления, способности анализировать и видеть политические ценности, понимать степень эффективности влияния масс на политическую жизнь страны;

     - Личного отношения к рассматриваемым проблемам;

      - Навыков участия в избирательном процессе;

     - Умения лидера публично выступать, руководить публичной дискуссией, анализировать проблемы, проводить дебаты.

      3. Овладеть методами убеждения руководителей и учителей:

   - В общественной необходимости демократизации образовательных учреждений, неэффективности авторитарного стиля руководства, обучения и воспитания;

    - В целесообразности взаимодействия образовательных учреждений с родителями, общественностью, представителями государственных и муниципальных образований.

     4. В результате обучающихся должны узнать /понять:

     - как в нашей стране развивалось избирательное право;

     - в чем разница между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами;

     - из каких этапов состоит избирательный процесс;

    - основные принципы избирательного права.

     Уметь:

    - выделять существенные признаки правового института «избирательное право»;

  - приводить примеры, моделировать социальные ситуации, связанные с процессом выборов;

    - принимать ответственные решения, высказывать гражданскую позицию.

   - определять своё место в решении актуальных социально-политических задач, стоящих перед обществом,

    Оборудование:

   мультимедийный проектор с экраном, ПК. фото кандидатов на плакатах, флажки, воздушные шары, транспаранты с надписями: «Голосуй или проиграешь!», «За нами – будущее лицея!», «Голосуй ЗА 9-А!»

     Реквизиты:

  урна для голосования, кабины для голосования, информационный стенд УИК, избирательная документация, Федеральное и областное законодательство о выборах, столы для избирательной комиссии с алфавитными указателями, списки избирателей, избирательные бюллетени, ручки, памятка юному избирателю.

Участники:

Родители, члены ТИК и УИК, учителя и обучающиеся старших классов МОУ «Майнский многопрофильный лицей имени В.А. Яковлева».

Форма проведения:

     Деловая игра, включающая в себя следующие элементы:

1.​ Сообщения учащихся на тему об истории выборов.

2.​ Выступления кандидатов в лидеры лицея и их доверенных лиц, ответы на вопросы избирателей.

3.​ Встреча с председателем ТИК.

4.​ Викторина по избирательному праву.

      Предварительная подготовка:

1.​ Собрание учащихся лицея. Выдвижение кандидатов в президента лицея

2.​ Предвыборная работа:

а) составление программы кандидатов в лидеры школы, предвыборной платформы, обращения к избирателям;

б) подбор доверенных лиц кандидатов Президента школьный республики;

в) организация встреч с избирателями (учащиеся, учителя, родители);

3. Предвыборная работа избирательной комиссии по выборам президента лицея:

а) выбор председателя, секретаря, членов комиссии;

б) составление плана работы комиссии;

в) составление списка избирателей;

г) разработка формы и текста, а также изготовления избирательного бюллетеня;

д) оформление уголка избирателя.

Ход мероприятия:

Ведущий:  

Добрый день, уважаемые гости, лицеисты, учителя и родители!

Добрый день наши будущие избиратели!

Сегодня в рамках проведения «Дня молодого избирателя» мы проводим деловую игру - выборы «Президента лицейский республики», которая предшествовала выборам Губернатора Ульяновской области и Законодательного собрания УО. Сегодня мы будем учиться выбирать. Через несколько лет Вы станете, настоящими избирателями и от Вас будет зависеть жизнь нашего поселка и района, Ульяновской области и всей страны.

Ведущий: Сотни тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Жители нашей планеты взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, огромное количество законов, регламентирующих нашу жизнь. Как разобраться в них, как узнать право применимость закона – с этим нас знакомит наука правоведения. Одним из подразделов является и избирательное право – право избирать и быть избранным. 

Сегодня на многие вопросы в области избирательного права ответе вы и на ваши кандидаты, пришедшие на деловую игру для неравнодушной обучающихся «Выборы Президента лицейский республики». 

Выборы - древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников. В нашей стране выбирают депутатов, президента страны. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор. Выбираем себе друзей, в магазине выбираем товар, выбираем учебное заведение для учебы и т.д.

Ведущий: Я хочу спросить у старшеклассников: Что означает слово «выборы»?

Ответы учащихся:

- выборы экзаменов;

- выборы актива класса; лучшего ученика лицея;

- выбираем профессию;

- выбираем друзей, товарищей;

Ведущий:

Послушаем небольшую информацию об истории выборов. С историей возникновения выборов вас познакомят ученик 9 класса.

Ученик:

Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде – новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века.

Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

В настоящее время в нашей стране выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

Мы выбираем Президента РФ, Глав Муниципальных образований, Глав сельских поселений и депутатов в органы государственной власти всех уровней.

Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).

Ведущий:

Слово предоставляется председателю ТИК Мо Майнский район Потаниной Елены Евгеньевны. Она рассказывает учащимся о структуре органов власти Майнского городского поселения и порядке его формирования. О структуре областной, территориальной и участковой избирательных комиссий и их работе. О значимости участия населения в избирательной кампании. О деятельности наблюдателей в ходе выборов и при подсчете голосов.

Ведущий:

Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной. Сегодня мы проведем «Дебаты с кандидатами президента лицея», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения.

А теперь мы с вами ознакомимся с основными этапами избирательного процесса.

- 1 этап – подготовительный – объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей.

- 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов - избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов. Собираются подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц.

- 3 этап - предвыборная агитация – она проходит за счет средств кандидата, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитационный период прекращается за одни сутки до дня голосования.

- 4 этап - голосование и подведение итогов.

Ведущий: Я знаю, что вы готовились к сегодняшнему дебатам и приглашаю вас принять участие в викторине на тему «Выборы».

Вопросы викторины:

1.​ Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? (избиратель).

2.​ Как называется период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию? (предвыборная кампания).

3.​ С какого возраста гражданин РФ имеет право избирать? (с 18 лет).

4.​ Назовите документ со списком кандидатов? (избирательный бюллетень).

5.​ Когда прекращается проведение предвыборной агитации? (за сутки до дня голосования).

6.​ Как называется ящик, куда опускаются избирательные бюллетени? (урна).

8.​ Как называется документ, по которому можно проголосовать на другом избирательном участке? (открепительное удостоверение).

9.​ Как называются люди, следящие за соблюдением хода выборов и подсчетом голосов? (наблюдатели).

Ведущий:

На первом этапе игры обучающимися были выдвинуты следующие кандидаты «Президента лицейский Республики»:

1.​ Анастасия Трофимова, 8 класс;

2. Чихалова Виктория, 9 класс;

3.​ Мельников Дмитрий, 9 класс.

Давайте еще раз познакомимся с кандидатами в «Президента лицея».

Задание для кандидатов: выступить с короткой, но оригинальной речью, в которой они сообщают свои биографические данные и описывают жизненный путь, словом, представляют себя (1 минута). Видео ролики (3 минуты)

Ведущий:

Каждый кандидат встречался с избирателями, собрал подписи в свою пользу. А теперь кандидаты в лидеры представят свою предвыборную программу.

Выступление кандидатов в лидера школы:

Анастасия Трофимова:

Главной целью моей предвыборной программы является:

1.​ Сплочение коллектива обучающихся.

2.​ Развитие у детей стремление учиться.

3.​ Поддержка активной жизненной позиции, командного духа.

4.​ Выполнение работы добросовестно и с пользой для школы и обучающихся.

5.​ Организация внутриклассовых секций (кружков).

Чихалова Виктория:

Целью моей предвыборной программы является:

1.​ Активизировать ребят на участие в школьной жизни, различных мероприятиях, обязательным посещением кружков.

2.​ Повысить культуру поведения обучающихся.

3.​ Склонить ребят к решению введения школьной формы.

Мельников Дмитрий:

Главной целью моей предвыборной программы является:

1. Сплоченный коллектив обучающихся. и учителей.

2. Работу делать с пользой для нашего поселка и лицея.

3. Следить за порядком и дисциплиной в лицее.

4. Выполнять наказы избирателей.

Ведущий:

Вы ознакомились с предвыборной программой кандидатов. У вас есть возможность задать кандидатам вопросы и получить ответы. Пока вы готовите им вопросы, я хочу проверить знания кандидатов Президента лицейский республики. Избирателями выступают «сказочные герои», поможем им разобраться в избирательного права.

Во время избирательной кампании избирательная комиссия в составе родителей, учителей и обучающихся делала свою работу. Председатель ТИК Потанина Елена Евгеньевна знакомит присутствующих с принятыми документами участковой избирательной комиссии и этапами проведенных работ. Были даны разъяснения по порядку составления и заполнения списков избирателей, избирательного бюллетеня.

Ведущий:

Участвуя в сегодняшней деловой игре многие из вас поняли, что такое выборы.

6 октября вы примите участие на выборах Президента лицейский республики. Участие в выборах - показатель гражданской зрелости и самостоятельной позиции, от которого зависит будущее нашего школьной республики. Кандидатами в президента выдвинуты лучшие учащиеся лицея. Пусть победит достойный.

Слово для выступления предоставляю директору лицея.

Директор лицея:

Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами приняли участие в дебатах с кандидатами Президента лицейский республики. Да, это была игра, но в ходе этой игры мы с вами приобретали навыки реализации своих гражданских прав. Надеюсь, что этот небольшой опыт реализации избирательного права пригодится вам в жизни, и мы увидим вас в числе тех, кому избиратели доверят от их имени решать важнейшие политические задачи. Существует известное выражение: «Демократия – это процедура» (от фр. рrocedure от лат. рrocedo – продвигаюсь). Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

Ведущий: Я снова передаю слово председателю избирательной комиссии. Он познакомит вас с порядком голосования.

(Игра проводится в общешкольном масштабе, используется радиоузел

Уважаемые избиратели!

Довожу до вашего сведения, что сегодня 6 октября избирательный участок будет открыт с 8.00 до 14.00 часов. Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный ящик.

Ведущий: Итак, вы познакомились с предвыборными программами кандидатов, услышали их точку зрения по различным вопросам.

Теперь я приглашаю Вас принять самое активное участие в выборах. Выборы проводиться и в онлайн-режиме с использованием анонимного опроса в социальной сети «ВКонтакте». ​​​​​​​

Заключение

На мой взгляд, достаточно послужить целям борьбы с молодежным электоральным абсентеизмом, повышения правовой культуры молодежи и стимулирования к участию в выборах, особенно посредством реализации и пассивного права.

Такие мероприятия должно стать для потенциального кандидата настоящем путеводителем по сложном у лабиринт правовых норм действующего избирательного законодательства, который непременно приведет его если не к победе на выборах, то хотя бы к осознанию возможностей своей политической карьеры в качестве народного избранника.

Многие обучающиеся после знакомства с кандидатами Президента лицейский республики, что они будут ходить на выборы. И это главным образом подтверждает, что использование на практике различных видов деловых "Выборы Президента лицейский республики" должно достаточно эффективно послужить целям борьбы с политическим абсентеизмом среди молодежи, повышения правовой культуры и воспитания сознательности и самостоятельности в принятии учащимися в будущем политических решений, стимулирования их к активному участию в определении судьбы своей страны, и, по крайней мере, способствуют развитию у детей активной жизненной позиции, что также немаловажно для их самореализации во взрослой жизни.

Имитационные игры позволяют сделать политическое и правовое образование будущих избирателей личностно ориентированным, создающим хорошие условия для полноценного развития современного школьника.

Список использованной литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция)

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

4.Алексеев, И.А. Избирательное право России в схемах. Учебное пособие / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 558

5. А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина   Серия Линия УМК А. Ф. Никитина. Право (10-11)   Класс 10 класс, 11 класс   Издательство ДРОФА, корпорация "Российский учебник» 2019. –С.120-128

6. Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации/ С.В. Юсов. – М.: РЦОИТ: Крона, 2009. – 146 с.

7. Избирательное право в РФ // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – №10. – С.67-77.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.