Деловая игра «Выборы президента лицея»
Методические аспекты формирования ценностного отношения
к выборам средствами игровых технологий
Актуальность данный Деловой игры обусловлена тем, что в наше время в обществе господствует низкий уровень правосознания и знания об основах избирательного права и избирательного процесса среди подрастающего поколения.
Хотя такие попытки и предпринимаются, но заполнить образовавшийся вакуум они в данный промежуток времени не способны. Обучающихся с малых лет не разъясняется, что такое выборы, почему взрослые должны голосовать, почему это так важно. Дети – будущее нашей страны – придут нам на смену, не зная основных понятий института выборов, одного из главных институтов правового государства.
Наша страна постоянно сталкивается с таким негативным социальным явлением как нежелание молодежи участвовать в выборах. Речь идет как об отказе в осуществлении своего активного избирательного права, так и о безразличии по отношению к закрепленному 32 Конституции РФ праву быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Практическая значимость: Имитационные игры – игры развлекательного назначения, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
Новизна: Имитационные игры позволяют строить обучение таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться соотносить собственные интересы с общественными.
Как правило, имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести.
Необходимым этапом является рефлексия. Это могут быть простые вопросы в конце мероприятия, в частности: «Что понравилось из того, что вы сделали? Что для вас было полезным?»; «Какие идеи из услышанных в ходе игры жизнеспособны?», «Что необходимо знать политикам, идущим во власть?».
Играющие получают эмоциональный опыт, опыт общения, опыт поиска и анализа информации, выработки совместного решения, нахождения компромисса на основе полученных знаний. Игра позволяет участнику, с одной стороны, проявить свои представления, а с другой, услышать иное мнение, попытаться найти верное решение или выработать собственную позицию.
Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации, в данном случае – избирательного права и избирательного процесса.
Каждый из них ведёт себя как хочет, играя за своего персонажа, участвуя в избирательном процессе в игре, что формирует правовую культуру ребенка и готовит его ко взрослой жизни.
Выборы – одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (например, президента).
Выйти вперёд и встать во главе других, в общем-то, бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится лидером, ведущим, а, значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведёт, за дело, которое он берётся организовывать. Как найти такого человека, как не ошибиться, выбирая лидера?
О школьном самоуправление мечтают все дети. Уже сам процесс её создания согревает ребячьи сердца, потому что дети участвуют в интересном и серьёзном действе, отвечают за порученное дело. Подросток понимает: ты – значим, ты – необходим, ты можешь раскрыть себя. Что может быть ещё увлекательнее и интереснее в школьной жизни? Создавая школьное самоуправление, они получают знания реального граждановедения. Они учатся быть гражданами своей ребячьей страны.
Деловая игра - Выборы Президента лицея.
1. Цели и задачи проведения выборов Президента лицея.
- Привлечь обучающихся к участию и реализации демократических начал в организации ученического самоуправления.
2. Способствовать формированию и развитию у обучающихся:
- Правовой культуры, самосознания, гражданской зрелости; самостоятельного мышления, способности анализировать и видеть политические ценности, понимать степень эффективности влияния масс на политическую жизнь страны;
- Личного отношения к рассматриваемым проблемам;
- Навыков участия в избирательном процессе;
- Умения лидера публично выступать, руководить публичной дискуссией, анализировать проблемы, проводить дебаты.
3. Овладеть методами убеждения руководителей и учителей:
- В общественной необходимости демократизации образовательных учреждений, неэффективности авторитарного стиля руководства, обучения и воспитания;
- В целесообразности взаимодействия образовательных учреждений с родителями, общественностью, представителями государственных и муниципальных образований.
4. В результате обучающихся должны узнать /понять:
- как в нашей стране развивалось избирательное право;
- в чем разница между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами;
- из каких этапов состоит избирательный процесс;
- основные принципы избирательного права.
Уметь:
- выделять существенные признаки правового института «избирательное право»;
- приводить примеры, моделировать социальные ситуации, связанные с процессом выборов;
- принимать ответственные решения, высказывать гражданскую позицию.
- определять своё место в решении актуальных социально-политических задач, стоящих перед обществом,
Оборудование:
мультимедийный проектор с экраном, ПК. фото кандидатов на плакатах, флажки, воздушные шары, транспаранты с надписями: «Голосуй или проиграешь!», «За нами – будущее лицея!», «Голосуй ЗА 9-А!»
Реквизиты:
урна для голосования, кабины для голосования, информационный стенд УИК, избирательная документация, Федеральное и областное законодательство о выборах, столы для избирательной комиссии с алфавитными указателями, списки избирателей, избирательные бюллетени, ручки, памятка юному избирателю.
Участники:
Родители, члены ТИК и УИК, учителя и обучающиеся старших классов МОУ «Майнский многопрофильный лицей имени В.А. Яковлева».
Форма проведения:
Деловая игра, включающая в себя следующие элементы:
1. Сообщения учащихся на тему об истории выборов.
2. Выступления кандидатов в лидеры лицея и их доверенных лиц, ответы на вопросы избирателей.
3. Встреча с председателем ТИК.
4. Викторина по избирательному праву.
Предварительная подготовка:
1. Собрание учащихся лицея. Выдвижение кандидатов в президента лицея
2. Предвыборная работа:
а) составление программы кандидатов в лидеры школы, предвыборной платформы, обращения к избирателям;
б) подбор доверенных лиц кандидатов Президента школьный республики;
в) организация встреч с избирателями (учащиеся, учителя, родители);
3. Предвыборная работа избирательной комиссии по выборам президента лицея:
а) выбор председателя, секретаря, членов комиссии;
б) составление плана работы комиссии;
в) составление списка избирателей;
г) разработка формы и текста, а также изготовления избирательного бюллетеня;
д) оформление уголка избирателя.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости, лицеисты, учителя и родители!
Добрый день наши будущие избиратели!
Сегодня в рамках проведения «Дня молодого избирателя» мы проводим деловую игру - выборы «Президента лицейский республики», которая предшествовала выборам Губернатора Ульяновской области и Законодательного собрания УО. Сегодня мы будем учиться выбирать. Через несколько лет Вы станете, настоящими избирателями и от Вас будет зависеть жизнь нашего поселка и района, Ульяновской области и всей страны.
Ведущий: Сотни тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Жители нашей планеты взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, огромное количество законов, регламентирующих нашу жизнь. Как разобраться в них, как узнать право применимость закона – с этим нас знакомит наука правоведения. Одним из подразделов является и избирательное право – право избирать и быть избранным.
Сегодня на многие вопросы в области избирательного права ответе вы и на ваши кандидаты, пришедшие на деловую игру для неравнодушной обучающихся «Выборы Президента лицейский республики».
Выборы - древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников. В нашей стране выбирают депутатов, президента страны. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор. Выбираем себе друзей, в магазине выбираем товар, выбираем учебное заведение для учебы и т.д.
Ведущий: Я хочу спросить у старшеклассников: Что означает слово «выборы»?
Ответы учащихся:
- выборы экзаменов;
- выборы актива класса; лучшего ученика лицея;
- выбираем профессию;
- выбираем друзей, товарищей;
Ведущий:
Послушаем небольшую информацию об истории выборов. С историей возникновения выборов вас познакомят ученик 9 класса.
Ученик:
Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде – новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века.
Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
В настоящее время в нашей стране выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.
Мы выбираем Президента РФ, Глав Муниципальных образований, Глав сельских поселений и депутатов в органы государственной власти всех уровней.
Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).
Ведущий:
Слово предоставляется председателю ТИК Мо Майнский район Потаниной Елены Евгеньевны. Она рассказывает учащимся о структуре органов власти Майнского городского поселения и порядке его формирования. О структуре областной, территориальной и участковой избирательных комиссий и их работе. О значимости участия населения в избирательной кампании. О деятельности наблюдателей в ходе выборов и при подсчете голосов.
Ведущий:
Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной. Сегодня мы проведем «Дебаты с кандидатами президента лицея», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения.
А теперь мы с вами ознакомимся с основными этапами избирательного процесса.
- 1 этап – подготовительный – объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей.
- 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов - избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов. Собираются подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц.
- 3 этап - предвыборная агитация – она проходит за счет средств кандидата, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитационный период прекращается за одни сутки до дня голосования.
- 4 этап - голосование и подведение итогов.
Ведущий: Я знаю, что вы готовились к сегодняшнему дебатам и приглашаю вас принять участие в викторине на тему «Выборы».
Вопросы викторины:
1. Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? (избиратель).
2. Как называется период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию? (предвыборная кампания).
3. С какого возраста гражданин РФ имеет право избирать? (с 18 лет).
4. Назовите документ со списком кандидатов? (избирательный бюллетень).
5. Когда прекращается проведение предвыборной агитации? (за сутки до дня голосования).
6. Как называется ящик, куда опускаются избирательные бюллетени? (урна).
8. Как называется документ, по которому можно проголосовать на другом избирательном участке? (открепительное удостоверение).
9. Как называются люди, следящие за соблюдением хода выборов и подсчетом голосов? (наблюдатели).
Ведущий:
На первом этапе игры обучающимися были выдвинуты следующие кандидаты «Президента лицейский Республики»:
1. Анастасия Трофимова, 8 класс;
2. Чихалова Виктория, 9 класс;
3. Мельников Дмитрий, 9 класс.
Давайте еще раз познакомимся с кандидатами в «Президента лицея».
Задание для кандидатов: выступить с короткой, но оригинальной речью, в которой они сообщают свои биографические данные и описывают жизненный путь, словом, представляют себя (1 минута). Видео ролики (3 минуты)
Ведущий:
Каждый кандидат встречался с избирателями, собрал подписи в свою пользу. А теперь кандидаты в лидеры представят свою предвыборную программу.
Выступление кандидатов в лидера школы:
Анастасия Трофимова:
Главной целью моей предвыборной программы является:
1. Сплочение коллектива обучающихся.
2. Развитие у детей стремление учиться.
3. Поддержка активной жизненной позиции, командного духа.
4. Выполнение работы добросовестно и с пользой для школы и обучающихся.
5. Организация внутриклассовых секций (кружков).
Чихалова Виктория:
Целью моей предвыборной программы является:
1. Активизировать ребят на участие в школьной жизни, различных мероприятиях, обязательным посещением кружков.
2. Повысить культуру поведения обучающихся.
3. Склонить ребят к решению введения школьной формы.
Мельников Дмитрий:
Главной целью моей предвыборной программы является:
1. Сплоченный коллектив обучающихся. и учителей.
2. Работу делать с пользой для нашего поселка и лицея.
3. Следить за порядком и дисциплиной в лицее.
4. Выполнять наказы избирателей.
Ведущий:
Вы ознакомились с предвыборной программой кандидатов. У вас есть возможность задать кандидатам вопросы и получить ответы. Пока вы готовите им вопросы, я хочу проверить знания кандидатов Президента лицейский республики. Избирателями выступают «сказочные герои», поможем им разобраться в избирательного права.
Во время избирательной кампании избирательная комиссия в составе родителей, учителей и обучающихся делала свою работу. Председатель ТИК Потанина Елена Евгеньевна знакомит присутствующих с принятыми документами участковой избирательной комиссии и этапами проведенных работ. Были даны разъяснения по порядку составления и заполнения списков избирателей, избирательного бюллетеня.
Ведущий:
Участвуя в сегодняшней деловой игре многие из вас поняли, что такое выборы.
6 октября вы примите участие на выборах Президента лицейский республики. Участие в выборах - показатель гражданской зрелости и самостоятельной позиции, от которого зависит будущее нашего школьной республики. Кандидатами в президента выдвинуты лучшие учащиеся лицея. Пусть победит достойный.
Слово для выступления предоставляю директору лицея.
Директор лицея:
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами приняли участие в дебатах с кандидатами Президента лицейский республики. Да, это была игра, но в ходе этой игры мы с вами приобретали навыки реализации своих гражданских прав. Надеюсь, что этот небольшой опыт реализации избирательного права пригодится вам в жизни, и мы увидим вас в числе тех, кому избиратели доверят от их имени решать важнейшие политические задачи. Существует известное выражение: «Демократия – это процедура» (от фр. рrocedure от лат. рrocedo – продвигаюсь). Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.
Ведущий: Я снова передаю слово председателю избирательной комиссии. Он познакомит вас с порядком голосования.
(Игра проводится в общешкольном масштабе, используется радиоузел
Уважаемые избиратели!
Довожу до вашего сведения, что сегодня 6 октября избирательный участок будет открыт с 8.00 до 14.00 часов. Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный ящик.
Ведущий: Итак, вы познакомились с предвыборными программами кандидатов, услышали их точку зрения по различным вопросам.
Теперь я приглашаю Вас принять самое активное участие в выборах. Выборы проводиться и в онлайн-режиме с использованием анонимного опроса в социальной сети «ВКонтакте».
Заключение
На мой взгляд, достаточно послужить целям борьбы с молодежным электоральным абсентеизмом, повышения правовой культуры молодежи и стимулирования к участию в выборах, особенно посредством реализации и пассивного права.
Такие мероприятия должно стать для потенциального кандидата настоящем путеводителем по сложном у лабиринт правовых норм действующего избирательного законодательства, который непременно приведет его если не к победе на выборах, то хотя бы к осознанию возможностей своей политической карьеры в качестве народного избранника.
Многие обучающиеся после знакомства с кандидатами Президента лицейский республики, что они будут ходить на выборы. И это главным образом подтверждает, что использование на практике различных видов деловых "Выборы Президента лицейский республики" должно достаточно эффективно послужить целям борьбы с политическим абсентеизмом среди молодежи, повышения правовой культуры и воспитания сознательности и самостоятельности в принятии учащимися в будущем политических решений, стимулирования их к активному участию в определении судьбы своей страны, и, по крайней мере, способствуют развитию у детей активной жизненной позиции, что также немаловажно для их самореализации во взрослой жизни.
Имитационные игры позволяют сделать политическое и правовое образование будущих избирателей личностно ориентированным, создающим хорошие условия для полноценного развития современного школьника.
Список использованной литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
4.Алексеев, И.А. Избирательное право России в схемах. Учебное пособие / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 558
5. А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина Серия Линия УМК А. Ф. Никитина. Право (10-11) Класс 10 класс, 11 класс Издательство ДРОФА, корпорация "Российский учебник» 2019. –С.120-128
6. Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации/ С.В. Юсов. – М.: РЦОИТ: Крона, 2009. – 146 с.
7. Избирательное право в РФ // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – №10. – С.67-77.