Урок русского языка в 4 классе — деловая игра «Заседание редакционного совета газеты "Глагол"»
Урок русского языка в 4 классе.
Деловая игра «Заседание редакционного совета газеты «Глагол»»
Тема: Закрепление и обобщение изученного материала по теме «Глагол».
Цели: обобщить знания о глаголе
Задачи:
1.Образовательные:
- обобщить изученный материал по теме;
2.Развивающие:
- формировать коммуникативные умения;
3.Воспитывающие:
- дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Ход урока:
1.Орг. момент
2.Введение в тему
Ребята, сегодня урок предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».
- Какие газеты вы знаете?
- Кто составляет материал в газете?
Сегодня у нас работают 4 отдела:
- Отдел писем
- Отдел новостей
- Отдел спорта
- Отдел информации
Вы будете журналистами, гости – экспертами, я буду редактором.
Как будет называться наша газета, вы сейчас догадаетесь.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Перед нами стоит задача: проверить знания о глаголе, а перед экспертами - сделать заключение: достаточно ли мы готовы к выпуску номера газеты «Глагол»
3.Постановка целей и темы урока
Для того чтобы качественно выполнить работу, каждый журналист перед выполнением задания ставит перед собой определённую цель.
- Сформулируйте цели нашего урока по ключевым словам.
Повторить…… (все, что знаем о глаголах))
Учиться …. (правильно писать окончания глаголов)
Развивать… (мышление, внимание, память)
4. Актуализация знаний
- Сотрудники всех отделов редакции журнала должны хорошо разбираться в теории. Посмотрим, как у вас обстоят дела с теорией.
1.Восстанови словесный портрет
Глагол – это ________________часть речи, которая обозначает ______________________ и отвечает на вопросы ________________________.
2. Что обозначают эти слова: Время, число, лицо, склонение, род, спряжение (признаки глагола)
(Лишнее склонение, оно относится к признакам существительных).
5.Практическая часть
С теоретической подготовкой всё в порядке, значит можно переходить к практической части нашего заседания.
Задание 1.
Отдел информации. Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Определите спряжение.
Клевать носом – дремать
Гладить по головке - хвалить
Зарубить на носу - запомнить
Бить баклуши - бездельничать
Водить за нос - обманывать
Витать в облаках – фантазировать
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел спорта. Составьте пословицу, сделайте морфологический разбор глагола: и, ловкого, быстрого, не, болезнь, догонит
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел новостей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел писем. Зачитать письмо. «Уважаемые сотрудники газеты! Помогите мне справиться с непосильным для меня заданием. Вставьте, пожалуйста, безударные личные окончания у следующих глаголов»
Зябн..т осинка
Дрож..т на ветру
Стын..т на солнышк..
Мерзн..т в жару.
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Задание 2.
Отдел информации. Ответьте на вопросы. Выберите правильное утверждение.
1.Что называется спряжением глагола?
А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по родам и числам
В) изменение глагола по лицам и числам
2.Выберите верные утверждения:
А) глаголы изменяются по временам
Б) глаголы не изменяются по временам
В) глаголы изменяются по числам
Г) глаголы не изменяются по числам
3. В предложении глагол чаще всего бывает:
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) обстоятельством
4. Глаголы с окончаниями -ет, -ете, -ем, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
5. Глаголы с окончаниями -им, -ишь, -ите, -ит, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
6. Глаголы - исключения: брить, стелить относятся:
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
7.Глаголы - исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть
Относятся:
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел писем. В нашу редакцию в отдел писем пришло письмо от девочки, которая рассказывает о своих друзьях. Но в дороге письмо попало под дождь и некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, чем же занимаются её друзья. Подобрать глаголы, соответствующие именам детей и определить спряжение.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля … (колет)
Поля … (полет),
Паша … (пашет),
Варя … (варит),
Света … (светит),
Катя … (катит),
Тоня … (тонет)
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел новостей. Записать текст, вставляя пропущенные слова, определить время глаголов.
Лисёнок ….. и вышел ….. .
Вдруг ….. , а в луже другая лисица.
Он вежливым … .
..... к тому же:
- Пойду, ….. свободные лужи.
Слова для справок: поищу, видит, извинился, был, умыться, проснулся.
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел спорта. Образуйте глаголы 2 лица ед.ч.. Указать спряжение.
Забивать гол - _______________________ .
Делать зарядку - _____________________ .
Бежать к финишу - ____________________ .
Играть в футбол - _______________________ .
Поднимать штангу - _______________________ .
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Задание 3.
Отдел информации. «Вспомни пословицу». Из каждой пары слов нужно составить пословицу.
Дело - мастер | Дело мастера боится |
Кататься - возить | Любишь кататься, люби и саночки возить |
Семь - один | Семь раз отмерь, один отрежь |
Время - час | Делу время, потехе час |
Свет - тьма | Ученье – свет, а неученье - тьма |
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел писем. Читатели с удовольствием вспоминают о летних каникулах. Замените глагол первого лица единственного числа глаголом множественного числа. Закончите побудительным предложением.
Летом на каникулах я отдыхаю в деревне. Рано утром я иду в лес. Там собираю ягоды.
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел новостей. Употребите глаголы правильно.
Мороз (щипать) щёки. Придёт зима, (разбросать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Отдел спорта. Составить пословицы о спорте и физкультуре. Подчеркни глаголы.
Отдай спорту время | тот здоров и бодр |
Двигайся больше | а взамен получи здоровье |
Кто спортом занимается | проживешь дольше |
Кто любит спорт | тот силы набирается |
Материал утверждаю, он идёт в номер.
Задание 4 для всех отделов. Составление рекламы.
Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Реклама – яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них.
Рекламировать – объявить о чём-нибудь, пользуясь рекламой.
- С чего начинается реклама?
- Кому она адресована?
- Почему необходимо прочитать нашу газету?
- О чём вы узнаете, прочитав её? (дети зачитывают свою рекламу)
Рефлексия
- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску сегодняшнего номера газеты?
- Эксперты согласны и разрешают готовить материал к печати?
- За что редактор каждого отдела может похвалить свою команду?
Домашнее задание. Чем именно ты можешь пополнить страницы газеты?
(рисунки, статья, сказка, кроссворд, ребус)
Заседание редакционного совета газеты “Глагол” считаю закрытым.
7
Степаненко Валентина Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Степаненко Валентина Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Степаненко Валентина Ивановна