12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Медведева Елена Александровна129
Россия, Вологодская обл.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Глагол»

Цель: Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».

Задачи (для детей): 1. Знать правила о глаголе.

2. Уметь применять при выполнении заданий.

Задачи (для учителя):

Систематизировать теоретический материал уроков.

Закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных личных окончаний глагола.

Формировать интерес к урокам русского языка, умение организовывать и оценивать свою деятельность

Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах, (парах)

Оборудование:

Учебник “Русский язык” 4 класс

Карточки с заданиями для работы в парах.

Индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие.

Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть, поприветствуем друг друга.

Карточка №1. Самостоятельная работа. Прочитайте молча, (чтение вслух.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера

У: И я вам хочу пожелать, чтобы хорошее настроение длилось весь день!

Найдите и прочитайте слова, которые обозначают действие.

Проверка задания…

Какой частью речи они являются?

И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.

Тема: «Глагол»

Это новая для вас тема? (нет)

Тогда какова цель урока?

Цель: «Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».

- Кто знает, что такое «Обобщение» ???? , а «Систематизация»?????? Где мы можем найти ответ на этот вопрос???? (в толковом словаре, в Интернете…)

- А для чего нам вся информация о глаголе? (Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться , что мы запомнили, а что еще надо подучить)

- Как можем обобщать?

Дети: Знать правила и уметь их применять

У; Поработаем над 1 задачей. Прочитайте…

Сегодня Королева Грамматики приготовила для вас интересные задания

- Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.

Карточка № 2

Игра «Соедини словечко» (работа в парах, на карточке)

Являюсь - … (по лицам и числам)

Обозначаю - … (частью речи)

Изменяюсь - … (сказуемым)

Отвечаю - … (действие предмета)

В предложении чаще всего бываю - … ( на вопросы что делать?, что сделать? И др.)

Проверка задания … (1 ученик у доски зачитывает)

Карточка 3 Работа в группах.

Задание: представьте, что в компьютере произошел сбой и буквы в словах перепутались. Вам необходимо восстановить слова:

Вароп, чиульте, чвра, ляамр, донижхук. нибастя.

- Что объединяет эти слова?

-Запишите любые 3 слова и подберите глаголы к данным словам.

-Взаимопроверка карточками…(по цепочке зачитывают слова, а затем глаголы к словам…)

Составляют слова: повар, учитель, врач, маляр, художник. баянист.

Отвечают, что все данные слова означают профессии людей.

- У вас на парте лежат листы самооценки. Оцените себя по критерию «Умение различать глаголы среди других частей речи».(«+», «-«, «?»).

- Выполнили 1 задачу? (да)

Работаем над 2 задачей. Прочитайте

Физкультурная минутка

- Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки на пояс;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать Б.В.), катается (н.в.), сварила (п.в.), клюет (н.в.), промахнулся (п.в.), нарисую (б.в.), украсят (б.в.), поют (н.в.).)

Игра «Не ошибись!»

-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить, как вы умеете определять время глагола.

( раздаю карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд – жёлтого, а 3- зелёного).

-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта, на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

После игры содержимое конвертов учитель предлагает проверить ученикам.

Оцените себя по критерию «Умение определять время глагола».

Карточка № 4

Перед вами текст с ошибками. Эту проблему вам предлагаю решить вместе с соседом по парте. Есть подсказка, что надо искать глаголы 2 лица единственного числа.

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы блестят на солнце.

Проверяем.

Верно, слово пойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи. / Ты что делаешь? 2 лицо/

Верно, слово подойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи./ Ты что сделаешь? 2 лицо/

Верно, слово разглядишь надо писать с мягким знаком. Докажи. /Ты что сделаешь? 2 лицо/

Верно, в слове увидишь 2 ошибки. Какие ? /Окончание –ишь ,т.к. гл.-иск., и –ь на конце/

Вывод к доказательству.

Какие трудности у вас возникали в процессе работы?

Скажите, а для чего нужны глаголы в речи?

/Для обогащения и разнообразия речи, связи слов в предложении./

Спишите текст, выделите окончание в словах, в которых были ошибки. Определите спряжение.

-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.-Что такое фразеологизмы?

(В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

Фразеологизм – это устойчивое неделимое словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Используется он, чтобы подчеркнуть эстетику выражения. Фразеологизм обычно имеет переносное значение и заменяется одним словом, например: заруби себе на носу – запомни, прикуси язык – замолчи.

Игра «Замени одним словом»

Ребята, сейчас поработаем устно. Я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом. Определи спряжение глагола.

Зарубить на носу (запомнить)

Водить за нос (обманывать)

Унести ноги (убежать)

Надуть губы (обидеться)

Клевать носом (засыпать)

Бить баклуши (бездельничать)

Чесать языки (болтать)

- Какой формой глагола вы заменили фразеологический оборот? (неопределенной формой глагола)

Оцените себя по критерию «Умение определять спряжение глагола».

Карточка № 5

Задание «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Подчеркните

- Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. Выписать лишнее слово (1 ученик у доски)

Трещу, скрипишь, вою, скулим. (Скрипишь – этот глагол стоит во 2-м лице, а остальные глаголы – все 1 лица.)

Встречают, визжит, скрипит, дует. (Встречают – глагол стоит во мн. числе, а остальные глаголы – в единственном числе.)

Прочитаем, играет, запишем, нарисуем. (Играет– глагол настоящего времени 3 лица ед. числа, остальные глаголы – будущего времени 1 лица мн. числа.)

Проверка задания (самопроверка)

Оцените себя по критерию «Умение определять лицо и число глагола».

Над какой задачей мы трудились? Справились? (да)

-Вот и закончилось наш урок по стране «Глаголы». Вы вооружились знаниями, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”.

Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.

На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый.

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? (да)

Задачи, цели выполнили

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.

Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого- то что- то не получилось, - не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.

Дом. зад : с. 105, упр. 491, сочинить сказку о глаголе по данному началу “Жил-был Глагол” (по желанию учащихся).

Спасибо всем за работу на уроке

Записывают.

Закончи любое предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивил

Тестовая работа

№№

п/п

Задание

Ответ

 

Все три глагола имеют неопределенную форму

гореть, учить, лечит

 

 

В слове листа.шь безударная гласная И

 

 

Все эти глаголы-исключения

гнать, держать, писать, дышать

 

 

Спряжение –это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

 

 

Глагол встречаете – 1-го лица

 

 

Окончания глаголов 2-го лица единственного числа –ешь, -ишь

 

 

Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание –ут, -ют

 

 

Все данные глаголы I спряжения

мечтает, учит, стирает

 

 

Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3 лица множественного числа

 

 

Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям

 

№№ п/п

ответы

1.

-

2.

-

3.

-

4.

+

5.

-

6.

+

7.

-

.8.

-

9.

+

10.

+

Повторение пройденного материала

Ребята, дайте определение, что такое глагол?

Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

Чем в предложении является глагол? (сказуемым)

Как подчеркивается?

Разбирать глаголы, правильно употреблять их в устной и письменной речи вам поможет знание основных грамматических признаков глагола.

Как изменяются глаголы?

Изменяются по временам (настоящее, будущее и прошедшее время).

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (м. р, ж. р, ср. р) и числам (ед.ч, мн.ч).

Изменяется по лицам глаголы настоящего и будущего времени (1 лицо, 2 лицо, 3 лицо).

Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение. Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени.

Сколько спряжений имеет глагол?

Глаголы имеют I и II спряжение.

Какие личные окончания бывают у глагола?

Ударные и безударные. Ударные окончания пишем так, как слышим. Безударные окончания проверяем.

Как же проверить безударные личные окончания глаголов?

Для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму.

Если глагол в неопределенной форме оканчивается на –ить, то он II спряжения: клеить, жарить, строить.

Ко II спряжению относятся еще 11 глаголов, которые в неопределенной форме оканчиваются не на –ить. Запомните их: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению: тянуть, болеть, падать. Глаголы брить, стелить относятся также к I спряжению.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.