Конспект урока русского языка «Глагол» (4 класс)

1
4
Материал опубликован 27 October 2021 в группе

Конспект урока по русскому языку.

Предмет: Русский язык

Дата:

Класс: 4 класс

Школа:

УМК: «Начальная школа XXI века»

Учитель:

Студент:

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Начальная форма глагола.

Цель: формировать представление о глаголе в неопределенной форме;

Задачи:

- Познакомиться с новым понятием “Начальная форма глагола”, закрепить знания о глаголе как части речи;

- Развивать мыслительные операции, сравнения, классификации;

-Воспитывать интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показ лексического богатства русского языка;

Оборудование: конспект, презентация, учебник Русского языка Иванов С.В Евдокимова Ф.О 1 часть 4 класс, «УМК Начальная школа XXI века.».

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный

момент

II. Каллиграфическая

минутка

 

-Здравствуйте, ребята, садитесь. -Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям ты откроешь путь!»

Слайд 1

t1635399049aa.jpg

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

-пишут в тетради

Коммуникативные:

 

- слушать и понимать речь других;

 

Личностные:

 

-выражать положительное отношение к процессу познания: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

III.Актуализация знаний

1.Работа над правилом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

1.Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

Ф ф ф ил ил ил фильм фильмы фильмом

ин ин ин ны ны ны интересный интересное интересным интересных

 Прочитайте слова в первой строке. Какой частью отличаются эти слова? Какая часть у них одинакова?

 Прочитайте слова во второй строке. Сравните эти слова.


 


 

-Посмотрите на доску. Прочитайте и сравните их.


 

-Чем отличаются эти слова?


 


 

-Как вы поняли что это разные части речи?

-Перепишите эти слова и отметьте морфемные признаки. Поставим вопрос рядом с глаголом который оканчивается на ть.


 

Читаем правило на странице 76

Вопросы:

-Что общего заметили в глаголах, где показана начальная форма? Запишите эти слова и выделите суффикс.

Вернемся к слову где мы поставили вопрос. И как же мы обозначим –ть-?

И какой вывод сделаем?


 

-Закрепим. Прочитайте следующее правило.

-При помощи каких суффиксов образуется при помощи суффиксов?

-На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

-Посмотрите на записанные глаголы можно ли у них определить у них время и число?

-Предположите как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число

-Верно, начальная форма и неопределенная форма это одно и тоже понятие.

Слайд 2

Начальная форма глаголов:

не изменяется;

отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь.


 


 

 

- Эти слова отличаются окончаниями: “ фильм, фильмы, фильмом”. У них одинаковая основа. Это формы слова “фильм”. У них одинаковое значение

-“интересный, интересное, интересным, интересных”. У них одинаковая основа. Это формы слова “интересный”. Эти слова отличаются окончаниями

 

 

 

 

-“интерес, интересный, интересовать”. У этих слов одинаковый корень “– интерес–.” Они близки по смыслу. Это однокоренные слова.

-это разные части речи, существительное, прилагательное и глагол.

 

-по вопросу, по значению, по морфемным признакам.

 

 

 

 

 

 


 


 

-эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.


 

-Это суффикс

-Что глаголы имеют суффиксы ть, ти, чь в начальной форме.


 


 

-ть, ти, чь.


 

-Что делать? Что сделать?


 

-Нет


 

-неопределенная форма


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-нет


 

- Эти глаголы не изменяются по временам.

- нельзя. Потому что нельзя сказать:

Я увидеть, узнать, читать, спутать 
Ты увидеть, узнать, читать, спутать 
Он увидеть, узнать, читать, спутать

- Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”.

- Нельзя определить число у этих глаголов.

Познавательные :

- проводить сравнение и классификацию слов;

 

- устанавливать причинно-следственные связи;

 

- делать обобщение; искать информацию;

 

Регулятивные:

 

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 

- формулировать учебные задачи;

 

- учить планировать свою деятельность на уроке;

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 

 

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

 

 

-оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

 

 

 

Познавательные:

 

 

- владеть приёмами отбора и систематизации материала;

 

 

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 

-умение слушать и понимать других;

 

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 

 

-умение оформлять свои мысли

 

 

 

 

Познавательные:

 

- владеть приёмами отбора и систематизации материала;

 

 

 

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпишите глаголы в начальной форме в 2 столбика: в 1 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что делать?”, а во 2 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что сделать?”


 

Выделите суффиксы


 


 


 

 Прочитайте глаголы 1 столбика. Что общего?

Прочитайте глаголы 2 столбика. Что общего?


 

Прочитайте рубрику “Это важно знать” стр.77 учебника.

 Почему суффиксы “–ть”, “–ти”, “– чь” в основу слова не включаются?

 Выделите основы в этих словах.

-Под диктовку записываем текст. У доски работает один ученик, другие в тетради. Найдите начальную или неопределенную форму, выделите суффикс и основу.

ходить

пойти

учить

проехать

плакать

обойти

давать

зажечь

доказывать

съесть

спать

прожить

 

упасть

терпеть

Понять

 

Лечь

 

 

- Это глаголы несовершенного вида они отвечают на вопрос: “что делать?”.

- Это глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что сделать?”.

 

 

 

-(дети читают).

 

 

- Они не образуют новые слова. Они образуют начальную форму.

Коммуникативные:

 

-умение слушать и понимать других;

 

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 

 

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Познавательные:

 

 

- владеть приёмами отбора и систематизации материала;

 

 

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

 

стр.77. упр.№3.

(Взаимная проверка в парах). Напечатано на карточках. ученики дописывают начальную форму глагола.

 

Что делают? Что делаешь? Что делал? Что делать?
Что сделают? Что сделаем? Что сделал? Что сделать?
Играют, играешь, играл - играть
Сидят, сидим, сидел - сидеть
Скажут, скажем, сказал, - сказать 
Начинаем, начинают, начинал - начинать
Несу, несешь, несла - нести
Нарисую, нарисуют, нарисовал – нарисовать.

Регулятивные:

 

- нацеливание на успешную работу;

 

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

VII.Итог урока

Что нового узнали о глаголе?

 Как изменяются глаголы в начальной форме?

 Как образуется начальная форма глагола?


 


 

Домашнее задание стр.77 упр 4

- У глагола есть начальная форма.

 

- Они не изменяются.

 

- Начальная форма глаголов образуется при помощи суффиксов “-ть”, “–ти”, “-чь”. И эти суффиксы в основу слова не включаются.

Личностные:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи.

Регулятивные:

-развивать умения рефлексии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет текста публикации.

27 October 2021

Извините. Теперь видно текст?

28 October 2021

Да, текст появился!

28 October 2021