Конспект урока русского языка «Глагол» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку.
Предмет: Русский язык
Дата:
Класс: 4 класс
Школа:
УМК: «Начальная школа XXI века»
Учитель:
Студент:
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Начальная форма глагола.
Цель: формировать представление о глаголе в неопределенной форме;
Задачи:
- Познакомиться с новым понятием “Начальная форма глагола”, закрепить знания о глаголе как части речи;
- Развивать мыслительные операции, сравнения, классификации;
-Воспитывать интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показ лексического богатства русского языка;
Оборудование: конспект, презентация, учебник Русского языка Иванов С.В Евдокимова Ф.О 1 часть 4 класс, «УМК Начальная школа XXI века.».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||
I.Организационный момент II. Каллиграфическая минутка
|
-Здравствуйте, ребята, садитесь. -Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям ты откроешь путь!» Слайд 1 |
-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
-пишут в тетради |
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
||||||||||||||||
III.Актуализация знаний 1.Работа над правилом
Изучение нового материала
1.Работа с учебником
Первичное закрепление |
Ф ф ф ил ил ил фильм фильмы фильмом ин ин ин ны ны ны интересный интересное интересным интересных Прочитайте слова в первой строке. Какой частью отличаются эти слова? Какая часть у них одинакова? Прочитайте слова во второй строке. Сравните эти слова.
-Посмотрите на доску. Прочитайте и сравните их.
-Чем отличаются эти слова?
-Как вы поняли что это разные части речи? -Перепишите эти слова и отметьте морфемные признаки. Поставим вопрос рядом с глаголом который оканчивается на ть.
Читаем правило на странице 76 Вопросы: -Что общего заметили в глаголах, где показана начальная форма? Запишите эти слова и выделите суффикс. Вернемся к слову где мы поставили вопрос. И как же мы обозначим –ть-? И какой вывод сделаем?
-Закрепим. Прочитайте следующее правило. -При помощи каких суффиксов образуется при помощи суффиксов? -На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида? -Посмотрите на записанные глаголы можно ли у них определить у них время и число? -Предположите как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число -Верно, начальная форма и неопределенная форма это одно и тоже понятие. Слайд 2 Начальная форма глаголов: не изменяется; отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь.
|
- Эти слова отличаются окончаниями: “ фильм, фильмы, фильмом”. У них одинаковая основа. Это формы слова “фильм”. У них одинаковое значение -“интересный, интересное, интересным, интересных”. У них одинаковая основа. Это формы слова “интересный”. Эти слова отличаются окончаниями
-“интерес, интересный, интересовать”. У этих слов одинаковый корень “– интерес–.” Они близки по смыслу. Это однокоренные слова. -это разные части речи, существительное, прилагательное и глагол.
-по вопросу, по значению, по морфемным признакам.
-эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.
-Это суффикс -Что глаголы имеют суффиксы ть, ти, чь в начальной форме.
-ть, ти, чь.
-Что делать? Что сделать?
-Нет
-неопределенная форма
-нет
- Эти глаголы не изменяются по временам. - нельзя. Потому что нельзя сказать: Я увидеть, узнать, читать, спутать - Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”. - Нельзя определить число у этих глаголов. |
Познавательные : - проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать информацию;
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Познавательные:
- владеть приёмами отбора и систематизации материала;
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные:
-умение слушать и понимать других;
-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-умение оформлять свои мысли
Познавательные:
- владеть приёмами отбора и систематизации материала;
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
||||||||||||||||
Первичное закрепление
|
Выпишите глаголы в начальной форме в 2 столбика: в 1 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что делать?”, а во 2 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что сделать?”
Выделите суффиксы
Прочитайте глаголы 1 столбика. Что общего? Прочитайте глаголы 2 столбика. Что общего?
Прочитайте рубрику “Это важно знать” стр.77 учебника. Почему суффиксы “–ть”, “–ти”, “– чь” в основу слова не включаются? Выделите основы в этих словах. -Под диктовку записываем текст. У доски работает один ученик, другие в тетради. Найдите начальную или неопределенную форму, выделите суффикс и основу. |
- Это глаголы несовершенного вида они отвечают на вопрос: “что делать?”. - Это глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что сделать?”.
-(дети читают).
- Они не образуют новые слова. Они образуют начальную форму. |
Коммуникативные:
-умение слушать и понимать других;
-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
- владеть приёмами отбора и систематизации материала;
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
|
||||||||||||||||
|
стр.77. упр.№3. (Взаимная проверка в парах). Напечатано на карточках. ученики дописывают начальную форму глагола.
|
Что делают? Что делаешь? Что делал? Что делать? |
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |
||||||||||||||||
VII.Итог урока |
Что нового узнали о глаголе? Как изменяются глаголы в начальной форме? Как образуется начальная форма глагола?
Домашнее задание стр.77 упр 4 |
- У глагола есть начальная форма.
- Они не изменяются.
- Начальная форма глаголов образуется при помощи суффиксов “-ть”, “–ти”, “-чь”. И эти суффиксы в основу слова не включаются. |
Личностные: -формировать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Регулятивные: -развивать умения рефлексии. |
Горбункова Ольга Ивановна
Троянова Татьяна Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна