12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джиоева Эльвира Станиславовна666
Педагог-психолог, стаж работы 10 лет. Работала с детьми от 6 лет до подросткового возраста, сейчас работаю с детьми имеющими статус ОВЗ
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
10

"Деловые и ролевые игры, как способы формирования конструктивных навыков взаимодействия в конфликтных ситуациях"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»

362035, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонская, 37«А», тел.:(8672) 74-79-59, тел/факс: (8672) 74-18-73.

E-mail: can.dd@mail.ru









Программа:

"Психолого-педагогические и правовые приемы разрешения спорных и конфликтных ситуаций с коллективом ДОУ"



Часть II. "Деловые и ролевые игры, как способы формирования конструктивных навыков взаимодействия в конфликтных ситуациях"







Педагог-психолог: Джиоева Э.С.











Владикавказ 2021г.

Часть II. "Деловые и ролевые игры, как способы формирования конструктивных навыков взаимодействия в конфликтных ситуациях"

Цель: Закрепление теоретической части круглого стола, проигрывание на практике путей и способов разрешения конфликтных ситуаций

Задачи:

Обучение принятия коллективных решения в условиях неопределенности.

Овладеть эффективными способами взаимодействия и стратегии сотрудничества.

Принятие индивидуальных решений.

Ведущий: педагог-психолог — Джиоева Э.С.

Количество участников: педагогический состав в количестве 15-20 человек


В зависимости от количества участников и отведенного времени на занятие, ведущий сам регулирует, какие из предложенных упражнений будут проведены и по сколько времени



Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего

Упражнение 1. "Коллектив ↔ администрация"

Участники делятся на две команды. Команда может состоять из четного числа игроков (кратного двум), или нечетного, (предпочтение отдается равному количеству участников).

Роли: Коллектив ↔ администрация. Выбираются путем жеребьевки. Жеребьевка может быть любая.

Единая цель игры: Отработка стратегии "сотрудничества".

Далее участникам предлагается сделать выбор предполагаемой моделируемой ситуации или предложить свой вариант (можно реальную ситуацию).

Например:

Возможная ситуация 1: Во время пандемии все образовательные учреждения закрыты на карантин. Но остаются работать, в режиме дежурных групп некоторые детские сады. Ситуация в учреждении, накаляется "подогреваясь" негативными новостными сообщениями о повышенной смертности населения.

Задача коллектива и администрации прийти к сотрудничеству и организовать работу так, чтобы предотвратить назревающий конфликт интересов.

Возможная ситуация 2: И так, администрация учреждения получила команду сверху, организовать полную вакцинацию своего пед. персонала, в противном случае учреждение получит штраф или выговор.

Задача коллектива и администрации прийти к консенсусу без кадровых, материальных, экономических, потерь. А так же предотвратить потерю личного или рабочего времени сотрудников, потерю здоровья или утрату внутриличностных ориентиров и ценностей.

Возможная ситуация 3. Отсутствие заработной платы, например, в период реорганизационных мероприятий, переоформления документации, реквизитов учреждения итд.

Задача коллектива и администрации, с помощью применения стратегии сотрудничества, найти взаимовыгодные способы выхода из потенциальной ситуации конфликта.

Время для подготовки участников от 5 до 10 минут (можно без подготовки, импровизация приветствуется).В качестве шпаргалки для участников на экран проектора выводиться основные принципы применения, стратегии сотрудничества:



Стратегия сотрудничества:

Анализирование стремления участников конфликта к позитивному взаимодействию, в рамках модели "выигрыш-выигрыш".

Преимущество использования на стадии зарождения, а не на стадии эскалации.

Основной инструмент воздействия - "не договор, а согласие".

Приобретаемые сторонами выгоды превышают те, которые преследовались ими в начале конфликта.

Активное участие в переориентировки сторон конфликта из "оппонентов в партнеры".

Упражнение 2. "Личность ↔ личность"

Из числа участников приглашаются два добровольца. Когда добровольцы выбраны, они располагаются напротив участников.

Роли: Личность ↔ личность.

Цель: пассивные участники (наблюдающие за процессом), к окончанию игры должны определить какие стратегии выбрали, активные участники (играющие роли).

Далее участникам предлагается моделируемая ситуация.

Ситуация: И так, вы коллеги, которые к тому же имеете приятельские, почти дружеские отношения. Вас вызывает начальник и говорит, чтобы вы подготовили проект для участие в каком-то очень крутом конкурсе. Вы подготовили проект и вот вас отправили в командировку, в Москву для участия во всероссийском конкурсе. Но на самом конкурсе, вы узнаете, что только один может быть главным разработчиком и участником этого проекта, который вы готовили вместе. Ситуация усложняется тем, что победителю конкурса обещают награду в денежном размере 8000 (уе) долларов, это около 500000 рублей. Кроме того победитель конкурса получает приглашение в Кремль. Ваша задача найти способы договориться о том кто же будет участником этого конкурса. Вы бы могли уступить друг другу место, но вам обоим нужны деньги, одной из вас для того чтобы оплатить учебу ребенка в ВУЗ-е, а другой чтобы отдать остаток денег за дом который вы недавно приобрели.

Время для подготовки участников: 2 минуты, задание выполняется в  формате импровизационной игры.

В качестве шпаргалки для участников на экран проектора выводятся основные результаты стратегий:


Результаты стратегий


Сотрудничество

выигрыш–выигрыш

Противостояние (соперничество)

выигрыш–проигрыш

Избегание (уход)

проигрыш – проигрыш

Компромисс

50/50 ни то, ни другое

Приспособление (сглаживание)

проигрыш – выигрыш



Упражнение 3. "Коллектив ↔ личность"

Роли: Коллектив ↔ личность.

Цель: научить участников игры принимать коллективные решения в условиях неопределенности, овладеть эффективным взаимодействием, а также обучить сотрудничеству в экстремальных условиях.

Участники садятся полукругом или в круг. Ведущей предлагает каждому выбрать один (можно два, если игроков мало) предмета из предложенного списка вещей. Выбор может быть открытым (участники знают, что за предметы), или закрытым (путем жеребьевки, участникам неизвестно какие это вещи). Предпочтительней, закрытый способ. Список вещей:

Канат- 50 м. 

Аптечка с медикаментами — 3 кг. 

Гирокомпас - 6 кг. 

Консервы мясные и рыбные — 10 кг.

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг. 

Конфеты разные - 20 кг. 

Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг. 

Палатка 10-местная- 20 кг.

 Кислородный баллончик- 17 л.

 Комплект географических карт- 25 кг.

10. Канистра с питьевой водой- 20 л. 

11. Транзисторный приемник - 3 кг.

12. Лодка резиновая надувная- 25 кг.

13. фляга со спиртом (5 литров);

14. рыболовная снасть;

15. чемодан с вещами 5кг;

16. коробка с сигаретами и зажигалкой;

17. подзорная труба 3кг.

Далее участникам предлагается моделируемая ситуация.

Ситуация: Вы команда специалистов, которых направили организовать детский сад инклюзивной направленности в далекие места, на какой-то полуостров с низким уровнем развития жизни. Для вас, там подготовили учреждение с местами, гостиницу и т.д. Чтобы добраться до него вам пришлось перебираться разными путями, и один из них оказался воздушным. Вот вы пролетаете над океаном. До ближайшей суши остаётся ещё около 500 километров. Вроде бы всё хорошо и не о чем беспокоиться, но случается непредвиденная ситуация, в шаре образуется отверстие, которое начало спускать воздух. Шар начинает падать.

Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, скоростью. Значит надо выкидывать что-то ещё: провиант, ружьё, и другие предметы.

Для усложнения игры можно задать условия где придётся выкидывать не только вещи но и самих участников. В какой последовательности это будет происходить, или как этого избежать, предстоит решить участникам игры. Либо же участники должны выкидывать выбранные ими в начале игры, предметы.

Задание (для усложнённой версии игры, для «простой» идентично, но без акцента на профессии и без вылета самих участников):

Вам необходимо проститься с тремя (если игроков достаточное количество, можно 5 человек), из ваших товарищей, чтобы дать шанс всем остальным добраться до ближайшей суши, и дождаться спасателей, в противном случае могут погибнуть все. Вы можете обсуждать, выносить кандидатуры. Человек, которого вы выбрали, может отстаивать себя. Для этого у него есть предмет, который он взял с собой на воздушный шар, и профессия, которую тоже стоит учитывать, ведь у вас есть определенная миссия. И таким образом вам надо сделать выбор, опираясь на тот факт, что вероятнее всего вы сначала попадете на необитаемый остров, где нужно дожить до прибытия спасателей, а потом все же совершить свою миссию и организовать детский сад.

Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение. В случае если договориться не удастся - экипаж «погибнет». 

Таким образом, участником будет важно какие предметы они с собой взяли, ведь это может им помочь выжить на необитаемом острове, и важно как они защитят свои профессии, учитывая задачу организации детского сада.

В условиях паники и угрозы жизни всегда, как правило, происходит хаос, но во избежание его у нас будут свои правила.


Ведущий озвучивает правила участникам.


Правила игры

Не перебивать "защищающегося".

Избегать критики личности участника, обсуждаем только в контексте профессии.

Тщательно формулировать аргументы. Подходить к выбору осознанно – как к реальной ситуации.

Сохранять позитивный настрой в группе, не забывая, что это просто игра.


Вопросы для обсуждения

Ведущий задаёт участникам следующие вопросы:

Какой была атмосфера в группе?

Что мешало договориться и принять общее решение?

Какая из проблем была самой острой?

Какие вопросы было труднее всего решить?

Были ли в группе лидеры или игра велась действительно командно?

Каким образом лидеры оказывали влияние?

 Какие стили общения вы смогли выявить в группе: поиск единомышленников, уход от спора, переход на личности, психологический шантаж? Или вы обнаружили что-то совсем другое?

 Какая стратегия поведения в конфликтной ситуации. Превалировала в данной ситуации?


По окончанию тренинга, выводим участников из роли. Проводим рефлексию. Можно задать вопросы например:

Какие роли в ситуации конфликта в коллективе были сегодня рассмотрены, и какие еще не затронули (коллектив ↔ родители; администрация ↔ подчинённый; сотрудник ↔ родитель)?

Что было сложного, а что понравилось и оказалось легко?

Какие "открытия" смогли сделать для себя?



источники:

https://4brain.ru/blog/air-balloon /

https://hrtime.ru/material/igra-dlia-otsenki-komand-vozdushnyy-shar-13217/

Приложение

t1637732348aa.jpg

t1637732348ab.jpg



t1637732348ac.jpgt1637732348ad.jpg







t1637732348ae.jpg







t1637732348af.jpg



t1637732348ag.jpg















t1637732348ah.jpg

t1637732348ai.jpg




t1637732348aj.jpg



t1637732348ak.jpg

t1637732348al.jpg



t1637732348am.jpg

t1637732348an.jpg



t1637732348ao.jpg

t1637732348ap.png





t1637732348aq.jpg





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.