12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Наталья Борисовна42
преподаватель, педагог-психолог. работаю в техникуме. замужем, двое детей. увлекаюсь рыбалкой, информационными технологиями.
Россия, Иркутская обл., Ангарск
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
3

Психологическая игра – как способ формирования общих компетенций в условиях моделирования ситуаций

Формирование общих компетенций у обучающихся затрагивает все сферы личности и имеет длительный временной континуум. В соответствии с этим возникает ситуация выбора адекватных образовательных технологий, направленных на формирование и развитие общих компетенций. Анализ представленного педагогического опыта показывает, что «все развивающих» технологий еще не разработано, но взять за основу и гибко использовать некоторые из них можно. Одной из таких технологий является психологическая игра на основе моделирования ситуаций.

Представляю Вам разработанную мною психологическую игру «Властители Тортуги»  и проведенную со студентами первых, вторых курсов на Парламентской ночи. Цель игры – организация условий, способствующих развитию делового общения, личностной ответственности и самостоятельности, умению работать в команде, рефлексивных умений. Для игры была составлена карта и инструкция. Участники – команда от 8 до 10 студентов (группы гетерогенные). Были включены задания, инициирующие студентов на создание ими определенных ситуаций, можно сказать учебных ситуаций, и в ходе выполнения которых, студенты совершали осознанные действия, выбирали средства, адекватные  целям и задачам.

Психологическая игра включала в себя 11 учебных ситуаций, время игры 3-3,5 часа. Одновременно участвовало три команды, каждая работала самостоятельно со своим тренером. В течение игры, ребята зарабатывали деньги – торги. В конце всей большой игры подводились итоги: анализ ценностно-смысловых единиц, межличностных и внутриличностных состояний, ресурсные затраты (временные, экономические). Структура игры состояла из чередования учебных ситуаций на решение их в пространстве, с помощью активизации лидерства, инициативы, и групповой и индивидуальной работы через активизацию рефлексивных особенностей учебной ситуации.

Тренеру важно помнить, что одной из его обязанностей является помочь участникам научиться работать в группе, а не в компании разрозненных индивидов. Группы же обучают сами себя. Основная роль ведущего – высвободить эту коллективную силу, которая уведет участников гораздо дальше, чем это сможет сделать взрослый в одиночку. Также тренеру необходимо не ограничивать временные рамки проведения ситуационной игры, и помнить, что инициация студенческой активности будет на прямую зависеть от адекватной постановки цели, мотивационного компонента. В заключение каждой ситуационной игры проводить обсуждение, рефлексировать. Как уже отмечалось выше в психологической игре было 11 учебных ситуаций. Наполняемость упражнений, игр, ситуаций зависит от поставленных тренером макро целей.  Для примера представляю несколько учебных ситуаций.

Ситуация «Круг и я».

Цели:

 •       дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;

•        обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;

•        поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

•        изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие. Задача участника: любым способом проникнуть в круг либо силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью, а стоящие в кругу препятствуют проникновению. Все члены команды принимают участие. В конце упражнения обязательно обсуждается стратегии поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да или нет, то почему?

Ситуация «Город шести мыслеварительных шляп» на развитие логического,  абстрактного, эмоционального мышления. «Я мыслю - значит, я существую!». От того, каким образом я мыслю, зависит успех моего дальнейшего дела. Таким образом, мыслительный процесс состоит из шести частей: объективность, эмоциональность, критичность, оптимистичность, креативность и анализ. Задача каждого участника в течение обсуждения заданной темы вжиться и высказывать мысли с позиции цветной шляпы. Мыслить как белая шляпа, как красная или как желтая и т.д. Как только одевается на голову белая шляпа, ее владелец отвечает на вопрос «Что объективно происходит?», красная шляпа «Как к этому я отношусь? Какие чувства у меня возникают?», черная шляпа «Что негативного? Какая возможна опасность?», желтая шляпа «Что хорошего, положительного?», зеленая шляпа «Что нового? Необычного? Как еще?», синяя шляпа «Что в результате получилось? К чему пришли?». Игра начинается с того, что команда делится на две части. Предлагается проблема для обсуждения – социальная реклама. Показывается пример социальной рекламы. Первая часть команды надевает белые шляпы и высказывает свои умозаключения. Каждый участник при точном высказывании зарабатывает 10 Торгов. Мысли белых шляп не должны повторяться. Вторая половина команды надевает красные шляпы и тоже высказывает умозаключения. Далее первая часть надевает черные шляпы и высказывается по теме, вторая – желтые и тоже самое. Потом первая часть – зеленые, а другие синие и продолжаются высказывания. Таким образом, в конце игры команда может заработать 300 Торгов. Рефлексия: какие мысли труднее всего было сформулировать? Какие быстро и легко? Чему вы научились? В чем разочарованы? Если выполнять такое упражнение, что может измениться?

В психологической игре планировалось проведение студентами мини – исследования на тему «Ценностностно – смысловая сфера личности». В ходе исследования на протяжении всей игры студенты выдвигали предположения, доказывали их, используя аргументацию. В начале и в конце игры студенты ранжировали личностные ценности и совместно выбирали групповые ценности. Практика показала, что ценностно – смысловые единицы изменились.

Анализ проведенной игры позволяет сделать вывод, что поставленные цели были реализованы. Моделирование ситуации способствовало формированию общих компетенций студентов и является одним из самых эффективных методов образовательного процесса.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.