Статья «Ролевые игры как способ повышения мотивации на уроках английского языка»
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Е.Н. Веретенникова
учитель английского языка,
МОУ Новоульяновская СШ №1
В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы, учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Долгое время считалось, что для успешного изучения иностранного требуются только усидчивость и прилежание. Однако в процессе исследования этого вопроса были выявлены еще два фактора, без наличия которых овладеть иностранным языком оказывается проблематично даже для самых ответственных и исполнительных учащихся. Первый из них - мотивация, второй - правильно подобранная методика. «Мотивация имеет первостепенное значение. Даже если язык нужен для работы, это далеко не всегда является залогом успеха, скорее это лишь повод для того, чтобы прийти на курсы или поступить в вуз. Настоящая мотивация должна представлять собой мощный движущий фактор, буквально толкающий человека на подвиги. Так, одним из примеров классической и очень действенной мотивации для изучения иностранного является желание говорить на одном языке с любимым человеком. Обычно люди, изучающие язык с такой целью, показывают великолепные результаты», - поясняет Светлана Воронина [1].
В настоящее время стало очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. И успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активации учебного процесса даёт использование ролевых игр.
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элементы неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственную речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на английском языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию. [2]
Ролевая игра – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками. При участии в ролевых играх у учащихся закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.
Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем. Учащиеся убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии учащиеся-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх они овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Изучение иностранного языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого всё-таки с интересом заниматься английским. Задача учителя - таким образом преподнести обучающий процесс, чтобы он захотел учить английский, стремился понимать его и был готов говорить на нем.
С позиции учителя ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений у учащихся. В игре учитель может занимать следующие позиции.
Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится проигрывать многочисленные ситуационные роли, которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока; например, роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организатора деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки - задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.
Чтобы играть в ролевые игры на уроках английского языка надлежащим образом, необходимо сформировать у ребят нужные социальные умения общения и ознакомить их с диалогической речью на английском языке. В этом помогают упражнения на тренировку выражений этикетного плана, развитие навыков разговора по телефону, микродиалоги на заданную тему из нескольких реплик, создание диалогов на английском языке по образцу, чтение и воспроизведение этих диалогов наизусть, проигрывание диалога в парах.
Английские авторы А. Мейли и А. Дафф предлагают различные ролевые игры, в которых учащиеся могут попробовать свои силы в актерском мастерстве. В игры они вносят элементы естественности и непосредственности, которые сопровождают реальные ситуации общения. Одна из предлагаемых ими ролевых игр называется “Intruders”. При проведении этой игры А. Мейли и А. Дафф предлагают разделить всех учащихся по группам. Каждой паре групп даются одинаковые ситуации, например, такого плана: “A man arrives to repair a womans TV set. He completes the job, and while doing so, settlers down to lives in the room” [5].
Получив карточки с описанием ситуации, каждая группа распределяет роли и определяет линию поведения, которая приведет к разрешению сложившейся конфликтной ситуации. Затем две группы, получившие одинаковые задания, представляют ролевую игру друг перед другом. На заключительном этапе участники комментируют, анализируют и обсуждают использованный метод при разрешении конфликта, эффективность использования групповых средств другой группой.
Элис О. Хэдли предлагает ролевые игры, основанные на так называемой "культурной капсуле", коротком описании, состоящем из 1-2 параграфов различий между культурными традициями родной страны и страны изучаемого языка, дополняемое фотографиями, предметами. Данный прием, с точки зрения автора, помогает учащимся в интересной форме обнаружить различия и сходства в поведении в аналогичных ситуациях в двух культурах. Также такие ролевые игры являются эффективным средством развития коммуникативных умений [7].
Но наиболее широко используемыми вариантами ролевых игр являются интервью и импровизация. Как считают С.Д. Крашен и Т.Д Террел интервью — одна из самых простых форм проведения ролевой игры. В качестве основы для интервью может быть использован любой материал на иностранном языке.
Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав “историю”. Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью. Джек Ричарде и Дэвид Нунан предлагают записывать интервью на видеомагнитофон, для дальнейшего анализа ролевой игры с точки зрения успешности общения. [7]
Что касается импровизации, то Л.Г. Денисова считает данный прием эффективным при обучении иноязычному общению, так как импровизация предполагает активную работу воображения школьников. В инструкциях к данному виду ролевой игры дается недостаточно информации, фактов для проведения реалистичной ролевой игры. Участникам необходимо самостоятельно додумывать ситуацию и выбирать линию поведения.[4]
М.Л. Вайсбурд и Л.Н. Пустосмехова рекомендуют использовать телепередачу как опору для организации ролевой игры на уроке иностранного языка и дают технологию проведения данных ролевых игр.
Выбрав телепередачу с учебными целями, необходимо решить, какой ее аспект можно использовать как основу для ролевой игры: содержание передачи, ее форму или только персонажей. После анализа проблем, которые будут обсуждаться, и определения темы ролевой игры, учителю следует настроить школьников на внимательный просмотр телевизионной программы, постараться запомнить (законспектировать, записать схематично или в виде плана), о чем пойдет речь.
Затем учитель совместно с учениками намечает общий ход игры: распределяются роли, осуществляется специальная языковая подготовка, в ходе которой отрабатываются новые слова и выражения. Следующий шаг — игра, которая при максимально точном следовании передаче занимает урок. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры — занимают часть следующего урока.
Следует отметить, что игровые формы обучения актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, ведь они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.
Таким образом, как показывают результаты обучения применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи.
В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. Потому использование ролевой игры на уроке иностранного языка помогает глубже раскрыть личностный потенциал каждого учащегося, его положительные личные качества, сохранить и укрепить учебную мотивацию. Таким образом, игры формируют познавательный интерес, содействует развитию самостоятельности и воспитанию чувства коллективизма. Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку.
Список литературы
Воронина С. А. Проблема мотивации при изучении иностранных языков // Иностранные языки в школе №3. -1999.
Жилкина Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе №1. – 2010.
Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.- М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.
Семенова, Т.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе №1. - 2005.
Maley A. Technique in Language Learning / A. Maley, A. Duff - Cambridge University Press, 1978. – 140 p.
Oller J.W. Methods That Work / J.W. Oller - Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1993. – 197 p.
Электронный ресурс - Музыченко О. В. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 527-529. — URL https://moluch.ru/archive/66/11095/ (дата обращения: 06.10.2018)