Семинар-практикум для педагогов
«Конфликтные ситуации с родителями.
Способы их предотвращения и разрешения»
Психологический семинар
подготовил
педагог-психолог
Варавин В.Г.
«Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих –
и себя, и другого»
Древнеиндийское выражение
«Конфликт» в переводе с латинского «столкновение»
Конфликт – это острый способ разрешения противоречий,
возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Две команды
1 - конфликты с родителями недопустимы
2 - конфликты в общении с родителями необходимы
5 минут
Зачитать ответ вслух
«Нужны ли конфликты с родителями?»
Негативные функции
конфликта
1. Настроение враждебности
2. Ухудшение самочувствия
3. Формализация общения
4. Депрессия, ухудшение здоровья
5. Эмоциональные затраты
6. Снижение работоспособности
7. Умышленное,целенаправленное
деструктивное поведение.
Позитивные функции
конфликта
1. Получение социального опыта
2. Нормализация морального состояния
3. Получение новой информации
4. Помогает прояснить отношения
5. Разрядка напряженности
6. Стимулирует позитивные изменения
«Конфликты - норма общественной жизни. Они могут быть полезны»
Конструктивные – приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию
Деструктивные – препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений
«Конфликты часто возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям
со стороны педагогов и родителей»
Причины конфликтов
Как правило, родители не удовлетворены :
Положением ребёнка в коллективе;
Отношением к нему воспитателя;
Организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т.д.
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
«Конфликтные ситуации»
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон
ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними
«Яблоко и червячок»
«Двухмерная модель конфликтного поведения» по Томасу К.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Принуждение (соперничество)
Уход (избегание)
Компромисс
Приспособление (уступка)
Сотрудничество
Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:
«Яблоко и червячок»
«Список претензий к родителям»
Неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать
на повышенных тонах при ребенке;
Забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополни-
тельные занятия;
Забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
Приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без
элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму
дня садика);
Поздно забирают детей;
Плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не
уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень
сложно найти подход);
Предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются
к мелочам и т.п.
.
«Картография конфликта»
Этап 1. В чем состоит проблема?
Этап 2. Кто участники конфликта?
Этап 3. Какие нужды и опасения есть у участников конфликта?
Этап 4. Возможные решения проблемы.
Антистрессовое упражнение
«Ластик»
«Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа»