Родительское собрание «Способы разрешения конфликтных ситуаций»
Родительское собрание «Способы разрешения конфликтных ситуаций».
Педагог-психолог
Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения
«Кормиловский лицей»
Барабанова Наталья Александровна.
Уважаемые родители! Сегодня, я хочу поделиться с вами информацией о таком явлении, как конфликты, данная тема актуальна, поскольку школьные конфликты – это довольно частое явление и, возможно, ваш ребенок уже не раз попадал в конфликтную ситуацию.
Конфликт всегда возникает на фоне противоположных ценностей, интересов, мотивов или мнений. Кроме того, конфликт может возникнуть по поводу какого-либо предмета, неосторожно сказанного слова, невыполненных уроков, разногласий в семье и т. д. То есть мы видим, что природа конфликта может быть самой разнообразной. В основе конфликта могут лежать разнообразные внутриличностные причины, например, как это часто бывает у подростков, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой общества, противоречие между различными ролями индивида, трудностью выбора между хорошим и плохим поступком. Важным моментом в понимании конфликта является то, что усиливающими или ослабляющими конфликты являются генетические факторы, то есть некая предрасположенность человека к конфликту, его пол, возраст и т. д.
Межличностные конфликты формируются вследствие неприязненных отношений, психологической и культурной несовместимости индивидов. Из-за того, что конфликты являются результатом столкновения человека с внутренними противоречиями и внешними препятствиями, то они не могут быть неизбежными и непреодолимыми, и представляют собой проблемы, которые человеку придется решать в течение всей его жизни.
Если говорить о конфликте, как о конкретном понятии, то «конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе». В нашей современной педагогике особое значение придается разрешению конфликтов в учебном коллективе, преодолении такого явления, как буллинг, разрешение межличностных конфликтов школьников, профилактике и преодолению конфликтов между учителем и учащимися и т. д. Исходя из своего опыта работы, и опираясь на многочисленные исследования психологов-теоретиков, я прихожу к выводу, что из конфликтов, которые возникают в сфере образования, самыми распространенными являются межличностные или межсубъектные конфликты. И это неудивительно, так как долгое время в современной России профессия педагога была лишена социального признания и уважения со стороны нашего социума. Кроме того, за многими родителями замечено педагогической общественностью некое потребительское отношение к педагогическому труду со стороны многих родителей и как следствие и самих учащихся, а потому школа становится таким полигоном, на котором разворачиваются маленькие и большие человеческие трагедии.
Если говорить о конфликтных чертах современных школьников, то эти черты будут разными для каждого возраста. Из моих наблюдений и из бесед с коллегами, работающими в начальном звене, можно сделать вывод, что из детей младшего школьного возраста более конфликтно ведут себя те, которые не справляются с учебной нагрузкой и ощущают свою неполноценность в сравнении с более успешными сверстниками. В основе возникающих отрицательных эмоций у таких детей скрывается конфликт между завышенными учебными притязаниями и неуверенностью в себе. Последствия такого конфликта приводят не только к снижению успеваемости, но и к ухудшению состояния здоровья на фоне явных признаков школьной дезадаптации. У детей младшего школьного возраста не в должной мере развиты коммуникативные навыки и низкий уровень самоконтроля, это приводит к всплеску эмоций и применению физической силы. То есть, то, что ребенок не может объяснить при помощи слов, он объясняет при помощи кулаков. Очень важным моментом является то, что данного возраста конфликтность не является типичным и устойчивым личностным качеством. В начальных классах только отдельные школьники доставляют неприятности педагогам и выделяются особой агрессивностью на фоне сверстников.
Абсолютно противоположными конфликтными чертами обладают подростки. Данные, полученные в ходе психолого-педагогических наблюдений, показывают, что многие физиологические и психические процессы не только обостряются в начале пубертатного периода, но и могут продолжаться всю оставшуюся жизнь. И здесь следует поговорить о таком явлении как буллинг. Проблема школьной травли, издевательств, проблемных отношений среди учащихся – иное определение буллинга имела место всегда. Это явление, не порожденное современностью, не ограниченное территориальными рамками. Практически в каждой школе есть класс, а может даже не один, в котором некоторые дети становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим - приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Проявления жестокости в детской среде многообразны: от «безобидных» шуток и прозвищ до тяжелых насильственных действий. Любая «белая ворона» в классе или группе может стать жертвой буллинга. То есть, когда в коллективе происходит травля одних детей другими, то всегда будут жертвы, агрессоры-буллеры, которые устраивают травлю, наблюдатели, которые, вероятнее всего боясь оказаться на месте жертвы, избирают наблюдательную тактику.
Психолого-педагогические исследования показывают, что условия, способствующие возникновению конфликтного поведения в школе, могут быть многогранными и чаще всего формируются в условиях семьи, социума или референтной группы. Как утверждают многие современные ученые-психологи, в настоящее время многие современные семьи перестали воспринимать воспитание ребенка как безусловную ценность. Финансово-экономическая нестабильность, социальные потрясения, которые наблюдаются в нашей стране, также являются факторами, влияющими на развитие поведенческих отклонений, пессимизма и педагогической беспомощности.
Поскольку школьные конфликты – это неизбежное явление, то необходимо проводить профилактическую работу для преодоления конфликтов. Профилактика конфликтов в школе должна преследовать две основные цели: первая - не допустить углубления социальной дезадаптации школьников группы риска, вторая – расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня конфликтности.
Универсальных правил, позволяющих эффективно разрешать любые конфликты, не существует. Каждый конфликт индивидуален, и поэтому каждый раз следует разбираться в его подводных и надводных течениях.
Вмешиваясь в межличностные конфликты школьников, педагогу следует точно знать, простой ли это спор о вещи или предмете, недоразумение по какой-либо проблеме, разница в ценностных ориентирах или конфликт, возникший в результате взаимной нетерпимости (неприязни), психологической несовместимости.
Установление истинных и скрытых причин возникновения конфликта, а также его непосредственных участников и сочувствующих должно способствовать минимизации количества контрагентов – чем меньше лиц принимает участие в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения!
Профилактическая функция школы заключается в раннем выявлении неблагополучных несовершеннолетних и оказания им своевременной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи. Основными средствами предупреждения конфликтов могут быть:
- забота об удовлетворении нужд и запросов педагогов и школьников;
- подбор педагогического персонала с учетом психологической адекватности и психологической совместимости;
- соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
- формирование этики у сотрудников и определенной психолого-педагогической культуры.
Одним из эффективных инструментов вторичной профилактики является школьная служба примирения. Данная служба встраивается в структуру школы в качестве органа ученического самоуправления. Опора на детскую экспертность и инициативу позволит поддерживать интерес и высокую социальную активность у школьников, не используя при этом исключительно ресурсы педагогического коллектива.
От конфликтной ситуации, порой, не застрахован никто, но если вы родители узнали, что у вашего ребенка возникла конфликтная ситуация либо со сверстниками, либо с педагогами, вы можете ему помочь. Во-первых можно обратится в школьную службу примирения или как сейчас ее модно называют школьная служба медиации, если же вторая сторона конфликта отказывается от участия в примирительных мероприятиях, то можно обратится к школьному педагогу-психологу, который проведет с вашим ребенком конфликтное консультирование. Вообще родителям очень важно выстраивать со своими детьми доверительные взаимоотношения, которые позволят родителям быть в курсе дел своего ребенка, знать, как обстоят его дела с окружающими его людьми. Доверительные взаимоотношения детей и родителей смогут защитить ребенка от возможных проблем.5