План-конспект урока обществознания «Демографическая ситуация в современной России» (10 класс)
План конспект урока по обществознанию 10 класс
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тип урока: комбинированный
Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение.
Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.
Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Функции семьи, демография, «русский крест», популяция, депопуляция, естественный прирост, миграционный прирост, половозрастная пирамида
Образовательные ресурсы:
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: А.И. Кравченко. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.
Методы обучения: Иллюстративно-объяснительный, проблемный, частично-поисковая деятельность учащихся, технология критического мышления.
Приёмы деятельности: беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, формулировка темы урока, объяснение, работа в группах, составление схем и таблиц, решение задач, фишбоун,.
Оборудование: учебник, статистические данные: основные демографические показатели, половозрастная пирамида, карточки (фишбоун, рефлексия)
План урока:
Орг. момент (1 мин.)
Повторение изученного материала. (7 мин.)
Понятия: семья, какие бывают семьи, брак
Стр. 214 практикум (обсуждение 2-х точек зрения о семье)
Запись в тетрадь «Функции семьи»:
Репродуктивная (рождение детей)
Воспитательная (воспитание детей, их социализация)
Хозяйственно-бытовая (ведение дом. хозяйства)
Психологическая (псих. поддержка и помощь)
Рекреативная (восстановление, отдых, совместный досуг)
Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся. (5 минут)
Как называется наука, изучающая воспроизводство населения? (демография)
Вспомните основные демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост, миграционный прирост, продолжительность жизни)
Попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение учащихся).
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России.»
Какова цель нашего урока? (описать демографическую ситуацию в современной России).
План урока:
1 «Русский крест»
2. Причины снижения рождаемости.
3. Почему смертность в России столь высока?
4. Положительные тенденции
Изучение нового материала (25 минут)
Заполнение таблицы в тетради «Основные демографические показатели современной России» (10 минут)
Разделить ребят на группы. Каждый самостоятельно заполняет таблицу в тетради.
«Перечертите в тетрадь таблицу и используя статистические данные, заполните.»
Проверка данных таблицы.
«Напишите минимум 3 вывода.»
Показатель |
1991 год |
1995 год |
2000 год |
2005 год |
2010 год |
2015 год |
2018 год |
Численность населения (млн. чел.) |
|
|
|
|
|
|
|
Рождаемость (млн. чел.) |
|
|
|
|
|
|
|
Смертность (млн. чел.) |
|
|
|
|
|
|
|
Естественный прирост (млн. чел.) |
|
|
|
|
|
|
|
Миграционный прирост (млн. чел.) |
|
|
|
|
|
|
|
Средняя продолжительность жизни (лет) |
|
|
|
|
|
|
|
Фертильность (число рождений к численности женщин репродуктивного возраста) |
1,89 |
1,34 |
1,21 |
1,29 |
1,57 |
1,7 |
1,7 |
После распада СССР (26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ). По абортам источник колонки: 3
Год |
Население (тыс чел) |
Родивш |
Умерш |
Естест. прирост, тыс. |
Общий прирост, тыс. |
Миграционный прирост |
ОПЖ М |
ОПЖ Ж |
ОПЖ ОБЩ |
Абортов |
1991 |
148.273.746 |
1.988.858 |
1.655.993 |
332.870 |
609.000 |
|
63,76 |
74,32 |
69,36 |
4.103.425 |
1992 |
148.514.692 |
1.794.626 |
1.690.657 |
103.970 |
241.000 |
|
63,41 |
74,23 |
69,11 |
3.608.421 |
1993 |
148.561.694 |
1.587.644 |
1.807.441 |
−219.797 |
47.000 |
|
61,96 |
73,71 |
67,98 |
4.436.695 |
1994 |
148.355.867 |
1.378.983 |
2.129.339 |
−750.356 |
−205.827 |
|
58,80 |
71,85 |
65,24 |
3.243.957 |
1995 |
148.459.937 |
1.408.159 |
2.301.366 |
−893.207 |
104.000 |
|
57,38 |
71,07 |
63,93 |
3.060.237 |
1996 |
148.291.638 |
1.363.806 |
2.203.811 |
−840.005 |
−168.299 |
|
58,11 |
71,60 |
64,62 |
2.766.362 |
1997 |
148.028.613 |
1.304.638 |
2.082.249 |
−777.611 |
−263.025 |
|
59,61 |
72,41 |
65,89 |
2.652.038 |
1998 |
147.802.133 |
1.259.943 |
2.015.779 |
−755.836 |
−226.480 |
|
60,84 |
72,85 |
66,79 |
2.498.716 |
1999 |
147.539.426 |
1.283.292 |
1.988.744 |
−705.452 |
−262.707 |
|
61,19 |
73,12 |
67,14 |
2.346.138 |
2000 |
146.890.128 |
1.214.689 |
2.144.316 |
−929.627 |
−649.298 |
|
59,86 |
72,42 |
65,99 |
2.181.153 |
2001 |
146.303.611 |
1.266.800 |
2.225.332 |
−958.532 |
−586.517 |
|
58,99 |
72,25 |
65,38 |
2.138.800 |
2002 |
145.649.334 |
1.311.604 |
2.254.856 |
−943.252 |
−654.277 |
|
58,88 |
72,16 |
65,30 |
2.114.700 |
2003 |
144.963.650 |
1.396.967 |
2.332.272 |
−935.305 |
−685.684 |
|
58,68 |
71,90 |
64,95 |
1.944.481 |
2004 |
144.333.586 |
1.477.301 |
2.365.826 |
−888.525 |
−630.064 |
|
58,53 |
71,85 |
64,84 |
1.864.647 |
2005 |
143.801.046 |
1.502.477 |
2.295.402 |
−792.925 |
−532.540 |
|
58,91 |
72,36 |
65,31 |
1.797.567 |
2006 |
143.236.582 |
1.457.376 |
2.303.935 |
−846.559 |
−564.464 |
|
58,92 |
72,47 |
65,37 |
1.501.594 |
2007 |
142.862.692 |
1.479.637 |
2.166.703 |
−687.066 |
−373.890 |
|
60,43 |
73,34 |
66,69 |
1.423.711 |
2008 |
142.747.535 |
1.610.122 |
2.080.445 |
−470.323 |
−115.157 |
|
61,46 |
74,02 |
67,61 |
1.306.853 |
2009 |
142.737.196 |
1.713.947 |
2.075.954 |
−362.007 |
−10.339 |
|
61,92 |
74,28 |
67,99 |
1.268.434 |
2010 |
142.833.502 |
1.761.687 |
2.010.543 |
−248.856 |
96.000 |
|
62,87 |
74,79 |
68,78 |
1.161.690 |
2011 |
142.865.433 |
1.788.948 |
2.028.516 |
−239.568 |
31.000 |
|
63,09 |
74,88 |
68,94 |
1.054.820 |
2012 |
143.056.383 |
1.796.629 |
1.925.720 |
−129.091 |
191.000 |
|
64,04 |
75,61 |
69,83 |
989.375 |
2013 |
143.347.059 |
1.902.084 |
1.906.335 |
−4.251 |
291.000 |
|
64,56 |
75,86 |
70,24 |
935.509 |
2014 |
143.666.931 |
1.895.822 |
1.871.809 |
24.010 |
320.000 |
|
65,13 |
76,30 |
70,76 |
881.377 |
2015 |
146.267.288 |
1.942.683 |
1.912.347 |
30.340 |
2.600.357 |
|
65,29 |
76,47 |
70,93 |
814.162 |
2016 |
146.544.710 |
1.940.579 |
1.908.541 |
32.040 |
277.000 |
|
65,92 |
76,71 |
71,39 |
746.736 |
2017 |
146.804.372 |
1.888.729 |
1.891.015 |
−2.286 |
260.000 |
|
66,50 |
77,06 |
71,87 |
650.436 |
2018 |
146 880 432 |
1.604.344 |
1 828 910 |
-224.566 |
-99.712 |
124.854 |
|
|
|
|
2019 |
146 780 720 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2020 |
146 745 098 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Русский крест». Причины снижения рождаемости. Почему смертность в России столь высока? (10 минут)
1 группе Нарисовать график рождаемости и смертности на доске
2 группе Прочитать стр. 217-218 «Причины снижения рождаемости»
3 группе Прочитать стр. 218-220 «Почему смертность в России столь высока»
Обсуждение.
Половозрастной состав (5 минут)
Выдать всем таблицу «Половозрастная пирамида» (всем вклеить в тетрадь)
Объяснить ребятам, что «Половозрастная пирамида» населения России по форме похожа на ёлку (а должна быть в форме треугольника) из-за тяжёлых потрясений, выпавших на долю нашего народа в многострадальном 20 веке (Гражданская война, голод, ВОВ и т.д.)
«Изучив «Половозрастную пирамиду» напишите минимум 3 вывода»
Первичное закрепление изученного материала (4 мин).
Статистика вещь упрямая. Как вы оцениваете демографическую ситуацию в современной России?
Наблюдаются ли положительные тенденции (программа материнского капитала, рост продолжительности жизни, повышение фертильности и т.д.)
В других развитых странах тоже наблюдается снижение рождаемости. Государство с помощью различных программ поддержки семьи, материнства стремится сгладить демографическую проблему. Есть определенные успехи (рост рождаемости, снижение смертности и т.д.)
Информация о домашнем задании. (2 минуты)
Записать определения демография, популяция, депопуляция в тетрадь, параграф 27 прочитать, заполнить «Фишбоун»
Программа материнского капитала
Льготы, пособия (выплаты) многодетным семьям Архангельской области
Льготы, пособия (выплаты) семьям с детьми
Вывод:
Государственная поддержка материнства и детства
Подведение итогов урока. Рефлексия. Заполнить карточку. (1 мин.)