План-конспект урока обществознания «Демографическая ситуация в современной России» (10 класс)

0
0
Материал опубликован 1 January

План конспект урока по обществознанию 10 класс

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».


 

Тип урока: комбинированный

Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение.

Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.


 

Основное содержание темы, понятия и термины:

Функции семьи, демография, «русский крест», популяция, депопуляция, естественный прирост, миграционный прирост, половозрастная пирамида


 

Образовательные ресурсы:

Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: А.И. Кравченко. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.

Методы обучения: Иллюстративно-объяснительный, проблемный, частично-поисковая деятельность учащихся, технология критического мышления.

Приёмы деятельности: беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, формулировка темы урока, объяснение, работа в группах, составление схем и таблиц, решение задач, фишбоун,.

Оборудование: учебник, статистические данные: основные демографические показатели, половозрастная пирамида, карточки (фишбоун, рефлексия)

План урока:

Орг. момент (1 мин.)

Повторение изученного материала. (7 мин.)

Понятия: семья, какие бывают семьи, брак

Стр. 214 практикум (обсуждение 2-х точек зрения о семье)

Запись в тетрадь «Функции семьи»:

Репродуктивная (рождение детей)

Воспитательная (воспитание детей, их социализация)

Хозяйственно-бытовая (ведение дом. хозяйства)

Психологическая (псих. поддержка и помощь)

Рекреативная (восстановление, отдых, совместный досуг)

Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся. (5 минут)

Как называется наука, изучающая воспроизводство населения? (демография)

Вспомните основные демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост, миграционный прирост, продолжительность жизни)

Попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение учащихся).

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России.»

Какова цель нашего урока? (описать демографическую ситуацию в современной России).

План урока:

1 «Русский крест»

2. Причины снижения рождаемости.

3. Почему смертность в России столь высока?

4. Положительные тенденции

Изучение нового материала (25 минут)

Заполнение таблицы в тетради «Основные демографические показатели современной России» (10 минут)

Разделить ребят на группы. Каждый самостоятельно заполняет таблицу в тетради.

«Перечертите в тетрадь таблицу и используя статистические данные, заполните.»

Проверка данных таблицы.

«Напишите минимум 3 вывода.»

Показатель

1991 год

1995 год

2000 год

2005 год

2010 год

2015 год

2018 год

Численность населения (млн. чел.)

 

 

 

 

 

 

 

Рождаемость

(млн. чел.)

 

 

 

 

 

 

 

Смертность (млн. чел.)

 

 

 

 

 

 

 

Естественный прирост (млн. чел.)

 

 

 

 

 

 

 

Миграционный прирост (млн. чел.)

 

 

 

 

 

 

 

Средняя продолжительность жизни (лет)

 

 

 

 

 

 

 

Фертильность (число рождений к численности женщин репродуктивного возраста)

1,89

1,34

1,21

1,29

1,57

1,7

1,7

 

После распада СССР (26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ). По абортам источник колонки: 3

Год

Население (тыс чел)

Родивш
ихся, тыс.

Умерш
их, тыс.

Естест. прирост, тыс.

Общий прирост, тыс.

Миграционный прирост

ОПЖ М

ОПЖ Ж

ОПЖ ОБЩ

Абортов

1991

148.273.746

1.988.858

1.655.993

332.870

609.000

 

63,76

74,32

69,36

4.103.425

1992

148.514.692

1.794.626

1.690.657

103.970

241.000

 

63,41

74,23

69,11

3.608.421

1993

148.561.694

1.587.644

1.807.441

219.797

47.000

 

61,96

73,71

67,98

4.436.695

1994

148.355.867

1.378.983

2.129.339

750.356

205.827

 

58,80

71,85

65,24

3.243.957

1995

148.459.937

1.408.159

2.301.366

893.207

104.000

 

57,38

71,07

63,93

3.060.237

1996

148.291.638

1.363.806

2.203.811

840.005

168.299

 

58,11

71,60

64,62

2.766.362

1997

148.028.613

1.304.638

2.082.249

777.611

263.025

 

59,61

72,41

65,89

2.652.038

1998

147.802.133

1.259.943

2.015.779

755.836

226.480

 

60,84

72,85

66,79

2.498.716

1999

147.539.426

1.283.292

1.988.744

705.452

262.707

 

61,19

73,12

67,14

2.346.138

2000

146.890.128

1.214.689

2.144.316

929.627

649.298

 

59,86

72,42

65,99

2.181.153

2001

146.303.611

1.266.800

2.225.332

958.532

586.517

 

58,99

72,25

65,38

2.138.800

2002

145.649.334

1.311.604

2.254.856

943.252

654.277

 

58,88

72,16

65,30

2.114.700

2003

144.963.650

1.396.967

2.332.272

935.305

685.684

 

58,68

71,90

64,95

1.944.481

2004

144.333.586

1.477.301

2.365.826

888.525

630.064

 

58,53

71,85

64,84

1.864.647

2005

143.801.046

1.502.477

2.295.402

792.925

532.540

 

58,91

72,36

65,31

1.797.567

2006

143.236.582

1.457.376

2.303.935

846.559

564.464

 

58,92

72,47

65,37

1.501.594

2007

142.862.692

1.479.637

2.166.703

687.066

373.890

 

60,43

73,34

66,69

1.423.711

2008

142.747.535

1.610.122

2.080.445

470.323

115.157

 

61,46

74,02

67,61

1.306.853

2009

142.737.196

1.713.947

2.075.954

362.007

10.339

 

61,92

74,28

67,99

1.268.434

2010

142.833.502

1.761.687

2.010.543

248.856

96.000

 

62,87

74,79

68,78

1.161.690

2011

142.865.433

1.788.948

2.028.516

239.568

31.000

 

63,09

74,88

68,94

1.054.820

2012

143.056.383

1.796.629

1.925.720

129.091

191.000

 

64,04

75,61

69,83

989.375

2013

143.347.059

1.902.084

1.906.335

4.251

291.000

 

64,56

75,86

70,24

935.509

2014

143.666.931

1.895.822

1.871.809

24.010

320.000

 

65,13

76,30

70,76

881.377

2015

146.267.288

1.942.683

1.912.347

30.340

2.600.357

 

65,29

76,47

70,93

814.162

2016

146.544.710

1.940.579

1.908.541

32.040

277.000

 

65,92

76,71

71,39

746.736

2017

146.804.372

1.888.729

1.891.015

2.286

260.000

 

66,50

77,06

71,87

650.436

2018

146 880 432

1.604.344

1 828 910

-224.566

-99.712

124.854

 

 

 

 

2019

146 780 720

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

146 745 098

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

«Русский крест». Причины снижения рождаемости. Почему смертность в России столь высока? (10 минут)

1 группе Нарисовать график рождаемости и смертности на доске

2 группе Прочитать стр. 217-218 «Причины снижения рождаемости»

3 группе Прочитать стр. 218-220 «Почему смертность в России столь высока»

Обсуждение.

Половозрастной состав (5 минут)

Выдать всем таблицу «Половозрастная пирамида» (всем вклеить в тетрадь)

Объяснить ребятам, что «Половозрастная пирамида» населения России по форме похожа на ёлку (а должна быть в форме треугольника) из-за тяжёлых потрясений, выпавших на долю нашего народа в многострадальном 20 веке (Гражданская война, голод, ВОВ и т.д.)

«Изучив «Половозрастную пирамиду» напишите минимум 3 вывода»

t1735761991aa.png

t1735761991ab.jpg

Первичное закрепление изученного материала (4 мин).

Статистика вещь упрямая. Как вы оцениваете демографическую ситуацию в современной России?

Наблюдаются ли положительные тенденции (программа материнского капитала, рост продолжительности жизни, повышение фертильности и т.д.)

В других развитых странах тоже наблюдается снижение рождаемости. Государство с помощью различных программ поддержки семьи, материнства стремится сгладить демографическую проблему. Есть определенные успехи (рост рождаемости, снижение смертности и т.д.)

Информация о домашнем задании. (2 минуты)

t1735761991ac.gif Записать определения демография, популяция, депопуляция в тетрадь, параграф 27 прочитать, заполнить «Фишбоун»

t1735761991ad.gif

Программа материнского капитала


 


 

t1735761991ae.gift1735761991af.gift1735761991ag.gift1735761991ah.gift1735761991ai.gift1735761991ad.gift1735761991aj.gif

Льготы, пособия (выплаты) многодетным семьям Архангельской области

Льготы, пособия (выплаты) семьям с детьми

Вывод:

Государственная поддержка материнства и детства

 

 


 


 

t1735761991ak.gift1735761991al.gift1735761991am.gif
 


 


 


 


 


 

Подведение итогов урока. Рефлексия. Заполнить карточку. (1 мин.)

t1735761991an.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.