Урок географии для 8 класса «Демографическая ситуация России и родного края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Порез Унинского района Кировской области
имени Г.Ф.Шулятьева
УРОК ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
«Демографическая ситуация России и родного края»
Составитель: Суворова С.И.
учитель географии
2016год
с.Порез
Пояснительная записка
Урок географии по теме "Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Цель урока: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографическая ситуация России и родного края» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Учебный материал соответствует требованиям ФГОС ООО, новым линиям учебных программ и УМК курса "География России" проекта "Сферы", издательство "Просвещение". Достоинством занятия является эффективное использование ЭОР в формировании понятий, причинно-следственных связей, географических закономерностей поисково-исследовательского характера. Вводятся задания по образцу и в новой учебной ситуации по результатам соцопроса населения территории проживания, статматериалам СМИ, использования Интернет-ресурсов. Школьники учатся систематизации полученной информации, обобщению на уровне теоретических положений, научно-методическую поддержку оказывает информация учебных образовательных модулей ЕЕЦОР. Приоритет в уроке отдаётся духовно-нравственному развитию и воспитанию на основе анализа решения вопросов социальной политики улучшения демографической ситуации России и Кировской области. Материал связан с социокультурным образовательным пространством своей местности, что усиливает социальную функцию процесса познания. Модель урока может быть использована в массовой практике преподавания географии в современной школе.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Демографическая ситуация России и родного края»
ФИО (полностью) |
Суворова Светлана Ивановна |
|
Место работы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа |
|
Должность |
Учитель географии |
|
Предмет |
география |
|
Класс |
8 |
|
Тема и номер урока в теме |
Демографическая ситуация России и родного края 3 урок по теме |
|
Базовый учебник |
В.П.Дронов Л.Е.Савельева География Россия: природа население хозяйство Москва «Просвещение»,2015 |
Дидактическая цель урока: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографическая ситуация России и родного края» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Цели по содержанию:
Обучающие:
Базовый уровень: основные показатели, характеризующие население России, Кировской области, Унинского района (в сравнении), изменения численности, воспроизводства и механического прироста населения, итоги переписи населения России (2010г.).
Повышенный уровень: факторы, влияющие на динамику численности населения России, Кировской области, Унинского района.
Углубленный уровень: демографическая политика России и Кировской области; прогнозы изменения численности населения; демографические проблемы России, Кировской области, Унинского района , пути их решения.
Развивающая:
Базовый уровень: определять место России по численности в мировом населении; строить половозрастную диаграмму населения на примере родного края.
Повышенный уровень: объяснять факторы, влияющие на динамику численности населения России, Кировской области, Унинского района.
Углубленный уровень: исследовать демографические проблемы, влияющие на динамику численности населения России и родного края; прогнозировать пути улучшения демографической ситуации.
Воспитывающая: духовно-нравственного развитие и воспитание на основе решения социальной политики улучшения демографической ситуации России и Кировской области.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности.
Формы работы учащихся: групповая работа с элементами фронтальной, индивидуальной дискуссии.
Интегративное пространство урока: биология (пропаганда здорового образа жизни, качество питания), экономика (затраты по безопасности жизнедеятельности в производстве), ОБЖ (проблемы и пути решения здорового образа жизни, создания здоровьесберегающей среды), экология ( качество природной среды для жизни человека)
Методы познания: исторический, картографический, проблемный, исследовательский, оценки , прогнозирования, геомониторинг.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор, электронные ресурсы: http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, ГИС
Планируемый результат:
Изучение и первичное закрепление знаний по теме Демографическая обстановка в России и субъектах РФ на основе проблемного обучения, способами личностно-ориентированного и компетентностного подхода с использованием ИКТ и электронно - образовательных ресурсов.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Введение в тему, постановка проблемной задачи УУД: Регулятивные саморегуляция. |
Приветствие учащихся, сообщение о месте урока в теме Слайд 1 в виде рассмотрения проблемной задачи. Главное богатство любой страны - населяющие её люди. Почему нас становится меньше? Слайд 2 |
Учащиеся проверяют готовность рабочего места каждого ученика, включение в работу постановки проблемы. Воспроизведение субъектного опыта. |
2 мин |
|
2 |
Целеполагание и мотивация
УУД: Регулятивные: саморегуляция целеполагание; |
Сопровождение рассуждений учащихся слайдами презентаций. Слайд № 3 Актуальность проблемы Оказание помощи в конкретизации целей на учебное занятие. Слайд № 4 |
Конкретизация целей урока, путем проговаривания алгоритма решения проблемы. Выбор цели, источников информации, алгоритм решения проблем. |
1 мин |
|
3 |
Актуализация УУД: Регулятивные: Саморегуляция, коррекция; Самоанализ, самоконтроль. Познавательные: умения строить высказывания; выделять признаки понятий. |
|
Обращение к тренажеру стр. 99, задание №2,3;
|
Дают понятие : естественный прирост, рождаемость, смертность, механический прирост населения
Самоанализ, самооценка. |
3 мин |
4 |
Блок изучения нового материала ( организация восприятия и осмысления). УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование; Познавательные: Поиск и преобразование информации; умения строить высказывания; моделировать; логические: установление причинно-следственных связей; Личностные: коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению) |
ЭОР №1
ЭОР № 2 Население России (N 182378)
|
1.Организация работы класса в группах. Слайд 5 2.Инструктаж работы в группе Слайд № 6 Приложение 2
Модуль 1 Россия Модуль 2 Кировская область Модуль 3 Унинский район |
работа в группах
Обращение к интернет ресурсам ЭОР №1 работа с текстом параграфа стр. 134-135 Работают в группах по ИК информационный модуль ЭОР №2,
Решение задач разного типа и уровня сложности по предложенным инструкциям. Приложение №2 Интерактивная карта. |
15 мин |
5 |
Первичная проверка понимания УУД: Регулятивные: Саморегуляция; планирование
Познавательные: умения строить высказывания; |
ЭОР №3. Основные демографические тенденции. Демография РФ. http://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html |
Организация первичной проверки понимания с помощью ЭОР №3 тест |
Решают тест ЭОР №3 |
4 мин |
6 |
Организация первичного закрепления УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование;
|
ЭОР №5 Основные демографические тенденции. http://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html |
Организация первичного контроля по изученному материалу (базового усвоения материала) через работу с практикумом стр.54-57 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России» |
1.Работа в тетради-практикуме стр.54-57 2.Работа с ЭОР №5
3.Перепись населения стр.57 тетрадь-практикум |
8 мин |
7 |
Рефлексия УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Самоконтроль. |
ЭОР №4 Основные демографические тенденции. Демография РФ. Контроль. http://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html |
Предметная рефлексия организована с использованием ЭОР №4 Социальная рефлексия: Рефлексия настроения и деятельности Слайд 7,8 |
Отвечают на вопросы теста, проводят самоконтроль. ЭОР №4 |
2 мин |
8 |
Этап постановки домашнего задания УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование
|
|
Информирует о уровневом домашнем задании. Использование ЭОР в самостоятельной домашней подготовке учащихся. Приложение №.4 Слайд 9 |
Анализируют информацию, намечают план действий. |
3 мин |
9 |
Этап постановки учебных задач на следующий урок в теме. УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование. |
Дает посыл к следующему учебному материалу. |
Осознают необходимость предварительной работы для освоения материала, формируется устойчивый познавательный интерес. |
2 мин |
Приложения к плану-конспекту
Демографическая ситуация России и родного края
Приложение № 1. Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. |
Демографический кризис в Российской Федерации
Население Кировской области По материалам официального сайта Унинского района Кировской области |
информационный модуль |
история, причины, признаки, последствия, прогнозы, преодоление кризиса, общемировые тенденции |
|
2. |
Население России (N 182378) |
информационный модуль |
карта включает в себя следующие содержательные слои: плотность сельского населения, численность населения в крупных городах (по данным переписи населения 2002 г.), численность и половозрастной состав населения по субъектам федерации, естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост), миграции населения. Социально-экономические условия и уровень жизни населения. Продолжительность жизни мужчин и женщин |
|
3. |
Основные демографические тенденции. Демография РФ. Практикум. П |
практический модуль |
предлагаются 6 интерактивных тестов и 1 интерактивный вопрос с возможностью автоматизированной проверки. К тестам даны комментарии, уточняющие и дополняющие предложенные ответы |
http://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html |
|
Общегеографическая карта России |
информационный модуль |
Цифровая географическая карта Российской Федерации, соответствующая по своей подробности и содержанию карте масштаба 1:1 000 000. используется в качестве основы для наложения всех тематических карт и сюжетов, входящих в коллекцию |
|
4. |
Основные демографические тенденции. Демография РФ. Контроль. К |
контрольный модуль |
включены 6 интерактивных тестов и 1 интерактивный вопрос с возможностью автоматизированной проверки для контроля знаний по теме "Основные демографические тенденции. Демография РФ" |
http://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html |
5. |
|
информационный модуль, контрольный модуль |
1.Отдельно рассмотрено демографическое состояние в России. 2.Модуль включает интерактивные тест и вопрос с возможностью автоматической проверки. |
http://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html |
Приложение №2
Инструкция работы в группе
Базовый уровень:
1.Работа с текстом учебника стр.134-135 изучить п.1,п.2
Анализируя текст учебника, работая с картой атласа стр.22 исследуйте географические различия в естественном приросте (убыли) населения. Заполните таблицу
регион |
рождаемость |
смертность |
-, + естественный прирост населения |
Россия |
|||
Кировская область |
|||
Псковская область |
-12 |
||
Чеченская республика |
+25 |
Повышенный уровень:
Сравните демографические показатели на разных территориях России и выявите факторы, влияющие на динамику численности населения.
2. Работают в группах по ИК (ЭОР №2)
выявить факторы, влияющие на динамику численности населения;
http://ru.wikipedia.org/ , стр.учебника 134-135
3. Определить демографические проблемы, распределите их в таблице
Группа проблем |
Ее решение |
Стр. учебника 134-135,136-137
Углубленный уровень:
Предложите мероприятия направленные на увеличение численности населения
Спрогнозируйте результативность этих мероприятий, построите половозрастную пирамиду на 2025 г.по результатам вашего прогноза
См. тетрадь – тренажер стр.109
4.. Концепция демографической политики. Какова ее роль?
Итог
5. Выступление групп. Защита минипроектов «Включу в Концепцию…»
Приложение № 3 тетрадь- практикумом стр.54-57
П.р. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
Приложение № 4 Домашнее задание:
Базовый уровень: Стр. учебника 134-139
Повышенный уровень:
Вопрос: Что же будет на Земле, в России, в родном крае через 100 ближайших лет?
Углубленный уровень: Создать проект «Демография моей семьи
Используемая литература
Учебник
В.П.Дронов Л.Е.Савельева География России 8 класс, М., «Просвещение», 2015
Хозяйство Кировской области. Под редакцией Г.М. Алалыкиной Киров ,1997
УМК «Сферы»
Электронно-образовательные ресурсы:
http://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html
http://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html
http://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html