12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суворова Светлана Ивановна373
Россия, Кировская обл., Унинский район с.Порез
4

Урок географии для 8 класса «Демографическая ситуация России и родного края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Порез Унинского района Кировской области

имени Г.Ф.Шулятьева

 

УРОК ГЕОГРАФИИ

8 КЛАСС

«Демографическая ситуация России и родного края»

Составитель: Суворова С.И.

учитель географии

2016год

с.Порез

Пояснительная записка

Урок географии по теме "Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Цель урока: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографическая ситуация России и родного края» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Учебный материал соответствует требованиям ФГОС ООО, новым линиям учебных программ и УМК курса "География России" проекта "Сферы", издательство "Просвещение". Достоинством занятия является эффективное использование ЭОР в формировании понятий, причинно-следственных связей, географических закономерностей поисково-исследовательского характера. Вводятся задания по образцу и в новой учебной ситуации по результатам соцопроса населения территории проживания, статматериалам СМИ, использования Интернет-ресурсов. Школьники учатся систематизации полученной информации, обобщению на уровне теоретических положений, научно-методическую поддержку оказывает информация учебных образовательных модулей ЕЕЦОР. Приоритет в уроке отдаётся духовно-нравственному развитию и воспитанию на основе анализа решения вопросов социальной политики улучшения демографической ситуации России и Кировской области. Материал связан с социокультурным образовательным пространством своей местности, что усиливает социальную функцию процесса познания. Модель урока может быть использована в массовой практике преподавания географии в современной школе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Демографическая ситуация России и родного края»

 

ФИО (полностью)

Суворова Светлана Ивановна

 

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с.Порез Унинского района Кировской области имени Г.Ф.Шулятьева

 

Должность

Учитель географии

 

Предмет

география

 

Класс

8

 

Тема и номер

урока в теме

Демографическая ситуация России и родного края

3 урок по теме

 

Базовый учебник

В.П.Дронов Л.Е.Савельева

География

Россия: природа население хозяйство

Москва «Просвещение»,2015

Дидактическая цель урока: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографическая ситуация России и родного края» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Цели по содержанию:

Обучающие:

Базовый уровень: основные показатели, характеризующие население России, Кировской области, Унинского района (в сравнении), изменения численности, воспроизводства и механического прироста населения, итоги переписи населения России (2010г.).

Повышенный уровень: факторы, влияющие на динамику численности населения России, Кировской области, Унинского района.

Углубленный уровень: демографическая политика России и Кировской области; прогнозы изменения численности населения; демографические проблемы России, Кировской области, Унинского района , пути их решения.

Развивающая:

Базовый уровень: определять место России по численности в мировом населении; строить половозрастную диаграмму населения на примере родного края.

Повышенный уровень: объяснять факторы, влияющие на динамику численности населения России, Кировской области, Унинского района.

Углубленный уровень: исследовать демографические проблемы, влияющие на динамику численности населения России и родного края; прогнозировать пути улучшения демографической ситуации.

Воспитывающая:   духовно-нравственного развитие и воспитание на основе решения социальной политики улучшения демографической ситуации России и Кировской области.

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности.

Формы работы учащихся: групповая работа с элементами фронтальной, индивидуальной дискуссии.

Интегративное пространство урока: биология (пропаганда здорового образа жизни, качество питания), экономика (затраты по безопасности жизнедеятельности в производстве), ОБЖ (проблемы и пути решения здорового образа жизни, создания здоровьесберегающей среды), экология ( качество природной среды для жизни человека)

Методы познания: исторический, картографический, проблемный, исследовательский, оценки , прогнозирования, геомониторинг.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор, электронные ресурсы: http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, ГИС

Планируемый результат:

Изучение и первичное закрепление знаний по теме Демографическая обстановка в России и субъектах РФ на основе проблемного обучения, способами личностно-ориентированного и компетентностного подхода с использованием ИКТ и электронно - образовательных ресурсов.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Введение в тему, постановка проблемной задачи

УУД:

Регулятивные

саморегуляция.

 

Приветствие учащихся, сообщение о месте урока в теме

Слайд 1

в виде рассмотрения проблемной задачи.

Главное богатство любой страны - населяющие её люди. Почему нас становится меньше?

Слайд 2

Учащиеся проверяют готовность рабочего места каждого ученика, включение в работу постановки проблемы.

Воспроизведение субъектного опыта.

2 мин

2

Целеполагание и мотивация


 

УУД:

Регулятивные:

саморегуляция

целеполагание;

 

Сопровождение рассуждений учащихся слайдами презентаций.

Слайд № 3

Актуальность проблемы

Оказание помощи в конкретизации целей на учебное занятие.

Слайд № 4

Конкретизация целей урока, путем проговаривания алгоритма решения проблемы.

Выбор цели, источников информации, алгоритм решения проблем.

1 мин

3

Актуализация

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция, коррекция;

Самоанализ, самоконтроль.

Познавательные:

умения строить высказывания;

выделять признаки понятий.


 

Обращение к тренажеру стр. 99, задание №2,3;


 

 

Дают понятие : естественный прирост, рождаемость, смертность, механический прирост населения


 

Самоанализ, самооценка.

3 мин

4

Блок изучения нового материала

( организация восприятия и осмысления).

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование;

Познавательные:

Поиск и преобразование информации;

умения строить высказывания;

моделировать;

логические:

установление причинно-следственных связей;

Личностные: коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению)


 


 


 


 


 


 


 

ЭОР №1

http://ru.wikipedia.org/


 

ЭОР № 2 Население России (N 182378)


 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/20568a25-a14a-4de3-86a6-dca4a69d65d7/?from=688bda15-9e95-4a24-b1d3-e3e7a5a258bd&interface=teacher&class=50&subject=28


 

1.Организация работы класса в группах.

Слайд 5

2.Инструктаж работы в группе

Слайд № 6

Приложение 2


 


 


 


 


 


 

Модуль 1

Россия

Модуль 2

Кировская область

Модуль 3

Унинский район

работа в группах


 


 


 


 


 

Обращение к интернет ресурсам ЭОР №1

работа с текстом параграфа стр. 134-135

Работают в группах по ИК

информационный модуль ЭОР №2,


 

Решение задач разного типа и уровня сложности по предложенным инструкциям. Приложение

№2

Интерактивная карта.

15 мин

5

Первичная проверка понимания

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

планирование


 

Познавательные:

умения строить высказывания;

ЭОР №3. Основные демографические тенденции. Демография РФ.

http://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html

Организация первичной проверки понимания с помощью ЭОР №3

тест

Решают тест

ЭОР №3

4 мин

6

Организация первичного закрепления

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование;


 


 

ЭОР №5

Основные демографические тенденции.

http://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html

Организация первичного контроля по изученному материалу (базового усвоения материала) через работу с практикумом стр.54-57 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»

1.Работа в тетради-практикуме стр.54-57

2.Работа с ЭОР №5


 

3.Перепись населения стр.57 тетрадь-практикум

8 мин

7

Рефлексия

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Самоконтроль.

ЭОР №4

Основные демографические тенденции. Демография РФ. Контроль.

http://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html

Предметная рефлексия организована с использованием ЭОР №4

Социальная рефлексия:

Рефлексия настроения и деятельности

Слайд 7,8

Отвечают на вопросы теста, проводят самоконтроль. ЭОР №4

2 мин

8

Этап постановки домашнего задания

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование


 


 

Информирует о уровневом домашнем задании.

Использование ЭОР в самостоятельной домашней подготовке учащихся.

Приложение №.4

Слайд 9

Анализируют информацию, намечают план действий.

3 мин

9

Этап постановки учебных задач на следующий урок в теме.

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование.

 

Дает посыл к следующему учебному материалу.

Осознают необходимость предварительной работы для освоения материала, формируется устойчивый познавательный интерес.

2 мин


 

Приложения к плану-конспекту

Демографическая ситуация России и родного края

Приложение № 1. Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Демографический кризис в Российской Федерации


 

Население Кировской области

По

материалам официального сайта Унинского района Кировской области 

информационный модуль

история, причины, признаки, последствия, прогнозы, преодоление кризиса, общемировые тенденции

http://ru.wikipedia.org/

2.

Население России (N 182378)

информационный модуль

карта включает в себя следующие содержательные слои: плотность сельского населения, численность населения в крупных городах (по данным переписи населения 2002 г.), численность и половозрастной состав населения по субъектам федерации, естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост), миграции населения. Социально-экономические условия и уровень жизни населения. Продолжительность жизни мужчин и женщин

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/20568a25-a14a-4de3-86a6-dca4a69d65d7/?from=688bda15-9e95-4a24-b1d3-e3e7a5a258bd&interface=teacher&class=50&subject=28

3.

Основные демографические тенденции. Демография РФ. Практикум. П

практический модуль

предлагаются 6 интерактивных тестов и 1 интерактивный вопрос с возможностью автоматизированной проверки. К тестам даны комментарии, уточняющие и дополняющие предложенные ответы

http://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html


 

Общегеографическая карта России

информационный модуль

Цифровая географическая карта Российской Федерации, соответствующая по своей подробности и содержанию карте масштаба 1:1 000 000.

используется в качестве основы для наложения всех тематических карт и сюжетов, входящих в коллекцию

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c37e8ab6-8c01-474a-838b-4d3e9fbcfd0b/?from=688bda15-9e95-4a24-b1d3-e3e7a5a258bd&interface=teacher&class=50&subject=28

4.

Основные демографические тенденции. Демография РФ. Контроль. К

контрольный модуль

включены 6 интерактивных тестов и 1 интерактивный вопрос с возможностью автоматизированной проверки для контроля знаний по теме "Основные демографические тенденции. Демография РФ"

http://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html

5.


 

Основные демографические тенденции. Демография РФ. И.

информационный модуль,

контрольный модуль

1.Отдельно рассмотрено демографическое состояние в России. 2.Модуль включает интерактивные тест и вопрос с возможностью автоматической проверки.

http://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html


 

Приложение №2

Инструкция работы в группе

Базовый уровень:

1.Работа с текстом учебника стр.134-135 изучить п.1,п.2

Анализируя текст учебника, работая с картой атласа стр.22 исследуйте географические различия в естественном приросте (убыли) населения. Заполните таблицу

регион

рождаемость

смертность

-, + естественный прирост населения

Россия

     

Кировская область

     

Псковская область

   

-12

Чеченская республика

   

+25

 

Повышенный уровень:

Сравните демографические показатели на разных территориях России и выявите факторы, влияющие на динамику численности населения.

2. Работают в группах по ИК (ЭОР №2)

выявить факторы, влияющие на динамику численности населения;

http://ru.wikipedia.org/ , стр.учебника 134-135

3. Определить демографические проблемы, распределите их в таблице

Группа проблем

Ее решение

   
   
   

Стр. учебника 134-135,136-137

Углубленный уровень:

Предложите мероприятия направленные на увеличение численности населения

Спрогнозируйте результативность этих мероприятий, построите половозрастную пирамиду на 2025 г.по результатам вашего прогноза

См. тетрадь – тренажер стр.109

4.. Концепция демографической политики. Какова ее роль?


 

Итог

5. Выступление групп. Защита минипроектов «Включу в Концепцию…»

Приложение № 3 тетрадь- практикумом стр.54-57

П.р. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.

Приложение № 4 Домашнее задание:

Базовый уровень: Стр. учебника 134-139

Повышенный уровень:

Вопрос: Что же будет на Земле, в России, в родном крае через 100 ближайших лет?

Углубленный уровень: Создать проект «Демография моей семьи

 

Используемая литература

Учебник

В.П.Дронов Л.Е.Савельева География России 8 класс, М., «Просвещение», 2015

Хозяйство Кировской области. Под редакцией Г.М. Алалыкиной Киров ,1997

УМК «Сферы»

Электронно-образовательные ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/20568a25-a14a-4de3-86a6-dca4a69d65d7/?from=688bda15-9e95-4a24-b1d3-e3e7a5a258bd&interface=teacher&class=50&subject=28

http://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c37e8ab6-8c01-474a-838b-4d3e9fbcfd0b/?from=688bda15-9e95-4a24-b1d3-e3e7a5a258bd&interface=teacher&class=50&subject=28

http://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html

http://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.