Методическая разработка занятия «День Заповедников» (5-6 класс)
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка занятия
« День Заповедников»
Автор: Галимова Алена Валерьевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДО УКМО
Рекомендуемая дата проведения: 11 января.
Разработано для учащихся 5-6 классов, обучающиеся объединения «Биология для всех»
Аннотация:
Методическая разработка занятия в объединении в системе дополнительного образования. Урок составлен с учетом психофизиологических особенностей учащихся 5-6 классов основной школы. Данное занятие можно проводить в День заповедников (ООПТ) – 11 января в формате встречи с интересным гостем. Участники встречи учащиеся объединения «Биология для всех» МКУ ДО ЦДО УКМО и егерь Государственного природного заказника «Таюрский» (далее Заказник) Михаил Михайлович Наумов. В работе нашли отражения такие вопросы как, роль ООПТ в сохранении и изучении природного достояния, значение федеральных и региональных ООПТ в сохранении природы родного края.
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучного направления МКУ ДО ЦДО УКМО. Протокол №3 от 13.11.2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема занятия: « День Заповедников»
Дата: 11 января.
Цель занятия: пропаганда идеи заповедного дела в России, как высшей формы охраны природы.
Задачи занятия:
Расширить и углубить знания об охраняемых территориях Байкальского региона, Иркутской области и Усть-Кутского района.
Определить роль охраняемых территорий (ООПТ) в сохранении природного достояния России.
Формировать познавательный интерес к изучению экологии.
Воспитание любви к родному краю и чувства гордости за Байкальский регион – колыбели заповедного дела в России.
Развить аналитические способности, умение делать собственные выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления других.
Предварительный этап подготовки
Отбор информации и совместная подготовка плана выступления приглашенного гостя - егеря Государственного природного заказника «Таюрский» (далее Заказник) Михаилом Михайловича Наумова
Индивидуальные задания учащимся:
Подготовить сообщение о заповедниках Иркутской области
Подготовить интересные вопросы для викторины о заповедных территориях России, Байкальского региона и Иркутской области.
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
1.Умение конкретизировать понятие «ООПТ» 2.Умение определять понятия: заповедник, заказник, национальный парк. 3. Умение определять географическое положение объектов охраны природы |
Регулятивные: 1. Умение ставить цель и анализировать условия достижения цели (организация эффективного способа поиска ресурсов). 2.Умение прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата. Познавательные: 1.Умение определять понятия 2.Умение структурировать знания. 3. Умение выделять существенные характеристики объектов охраны природы 4. Умение перерабатывать информацию из нескольких источников (подготовка сообщения) Коммуникативные: 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками. 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, выступая с сообщением. |
1.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 2.Самоконтроль и самооценка. 3. Умение бережно относиться к людям и результатам их деятельности. 4. Умение совершенствовать собственное бережное отношение к родной земле, приобретение опыта эколого-направленной деятельности. |
Условия реализации урока:
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
1.1. Фильм Байкал. Баргузинский заповедник -2016 (Студия ирбис). mp4
1.2. В ходе занятия педагогом и докладчиками демонстрируются наглядные материалы (рисунки; фотографии из личного архива Наумова М.М; видеофрагменты, полученные с фото-ловушек Таюрского заказника; видео ролики, электронные презентации), подтверждающие слова докладчиков.
Методические ресурсы (методическая литература, технологическая карта занятия)
2.1. Занятия с детьми по тематике особо охраняемых при- родных территорий: методические рекомендации / Авт.- сост. Н. Ф. Штильмарк. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2015.
2.2. Технологическая карта внеурочного занятия (Приложение 1)
Оборудование: ПК, проектор для демонстрации фильма, фотографий, видеороликов, электронных презентаций.
Основные понятия
ООПТ, заповедник, заказник, национальный парк.
Методы обучения: ИКТ- технология, словесные, наглядные, частично- поисковые, индивидуальная, фронтальная
Тип занятия: формирование и совершенствование знаний
ХОД ЗАНЯТИЯ
1этап. Мотивация к учебной деятельности
Педагог (Презентация1): Сегодня,11 января в России отмечается День национальных парков и заповедников. Он был учрежден в 1997 году по инициативе Центра охраны диких животных и Всемирного фонда дикой природы.
Постановлением Иркутского генерал-губернатора от 17 мая 1916 г. учрежден Баргузинский соболиный заповедник
11 января 1917 года(29 декабря 2016 года по старому стилю) постановлением царского правительства в России был образован первый государственный заповедник - Баргузинский.
Просмотр фильма «Байкал. Баргузинский заповедник -2016»
2 этап. Актуализация
Педагог (Презентация 2. Слайды 1-7) :
Для охраны природных компонентов создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ есть практически во всех странах по всему миру.
Особо охраняемые природные территории и акватории – это природные комплексы или природные объекты, полностью или частично исключенные из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно-просветительской эстетической, исторической и рекреационной ценности.
Виды ООПТ:
1. Заповедники
2. Заказники
3. Национальные и природные парки
4. Памятники природы
5. Лесопарковые и защитные пояса
6. Зеленые зоны
Все эти ООПТ различаются своим статусом, разрешенной хозяйственной и научно-исследовательской деятельностью человека и природопользованием.
Самостоятельная работа:
Задание. Сравнить понятия «Заповедник» и «Национальный парк». Назвать их отличия.
Заповедник - это природная территория (акватория), полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом.
Национальный парк - это территория или акватория с мало нарушенными природными комплексами и уникальными природными объектами.
Педагог: Площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России на 2016 год составила около 12% от общей площади страны. Система ООПТ в России представлена 250 федеральными территориями (110 заповедников, 47 национальных парков, 65 федеральных заказников, 28 федеральных памятник природы) и более 12000 ООПТ регионального значения различных категорий.
На территории иркутской области находятся 6 ООПТ федерального значения – 2 заповедника, 1 национальный парк, 2 заказника, 1 ботанический сад и137 ООПТ регионального и местного значения – 13 заказников, 81 памятник природы. Также на территории Иркутской области расположена часть территории, подлежащей охране – объект всемирного природного наследия «Озеро Байкал».
Сообщение учащегося: «Заповедники Иркутской области». ( Презентация сообщения учащегося)
Вопрос учащимся: Какие ООПТ расположены на территории Усть-Кутского района – вашей малой родине?
Возможные ответы: Скала мир - памятник природы, озеро Соленое (курорт Усть-Кут), заказник Таюрский.
Презентация – рассказ о Государственном природном заказнике «Таюрский» (2 презентация. Слайд 8-10)
регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Таюрский» расположен на территории Усть - Кутского района Иркутской области. Создан решением облисполкома Иркутской области от 05.10.1976 года
Географическое положение: Находится на Лено-Ангарском плато, в бассейне р. Таюра (правый приток р. Лены), на территории Орленгского лесничества.
Общая площадь ООПТ: 55 600,0 га. Общая протяженность границ заказника 108.17 (км).
Перечень основных объектов охраны:
Участок поймы р. Таюра, не затронутый хозяйственной деятельностью; места обитания редких (черный аист и др.), водоплавающих и околоводных видов птиц; охотничье-промысловая фауна (лось, косуля, кабарга, бурый медведь, соболь, белка, колонок, глухарь, тетерев)
3этап. Основной этап
Встреча с егерем Таюрского заказника М.М.Наумовым
Педагог: ООПТ - это не только природа, но и люди, которые там работают.
Выбор профессии – важный ответственный шаг, который окажет влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Многие мечтают о такой работе: ходишь себе по лесу наслаждаешься его красотой дышишь свежим воздухом слушаешь пение птиц. На самом деле за этой красивой обложкой стоит серьезный ответственный труд. Что же движет этими людьми, которые выбрали для себя такую работу?
Об этом мы и расспросим человека, который работает в Государственном природном заказнике «Таюрский» (далее Заказник) специалиста по охране леса или егеря Михаила Михайловича Наумова.
Рассказ М.М.Наумова о работе (демонстрация фото и видео из личного архива гостя):
История создания и восстановления работы в Заказнике
Уникальность ландшафтов и редкие виды флоры и фауны на территории заказника
Бесконтактные методы (видео- и фото-ловушки) исследования видов млекопитающих и птиц, потенциально обитающих на территории заказника
Борьба с браконьерами и пожарами на территории заказника.
Ответы на вопросы учащихся.
Педагог: Ребята, вы можете задать вопросы нашему гостю. Не бойтесь задавать вопросы, но делайте это правильно:
- Выслушай говорящего до конца;
- Формулируй вопросы по существу.
Возможные вопросы:
Опишите ваш рабочий день.
Какое нужно образование чтобы работать егерем?
Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?
Что Вас привлекло в этой работе, когда Вы выбирали профессию?
Что Вам больше всего нравится в своем деле?
Опишите коллектив людей с которыми Вы работаете?
Работа егеря высокооплачиваемая?
4 этап. Контроль и Самоконтроль
Экологическая викторина « Заповедная Россия» (проект викторины разработан учащимся):
Какие виды хозяйственной деятельности можно проводить на территории заповедника? (5 баллов)
Ответ: Запрещены все виды хозяйственной деятельности
Где и когда на территории России был создан первый заповедник?
Баргузинский государственный заповедник создан 11 января 2017 года на территории Иркутской губернии.(5 баллов)
Назовите объект Всемирного природного наследия, включенный в список ЮНЕСКО находящийся на территории Иркутской области
Ответ: озеро Байкал (5 баллов)
Жемчужиной России по праву называют самое глубокое озеро в мире – Байкал. Для сохранения природы этого уголка земли здесь создано 4 заповедника и 2 национальных парка. Как называется животное, которое стало живым символом всего Байкала и Забайкальского национального парка? (10 баллов)
Ответ: Байкальская нерпа (10баллов)
Это животное из семейства кошачьих обитает в горных массивах Центральной Азии и Восточной Сибири. Имеет богатую и пушистую шубу, дымчато-серую, с черными пятнами. К большому сожалению, животное истребляется многими браконьерами из-за своей красивой шкурки. Только крутые и недоступные скалы помогают и защищают этот редкий вид животных от вымирания. Этот зверь изображен на эмблеме Алтайского заповедника, встречается он и на территории Иркутской области. О ком идет речь?
Ответ: Снежный барс (10 баллов)
Подведение итогов Викторины, выявление победителей
Победители викторины получают памятные призы.
Все участники занятия получают памятные подарки.
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение – эссе о встрече с егерем Наумовым М.М. «Есть такая профессия - природу охранять».
Рефлексия
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
Занятия с детьми по тематике особо охраняемых природных территорий: методические рекомендации / Авт.-сост. Н. Ф. Штильмарк. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2015.
Интернет-ресурсы:
Всемирный фонд дикой природы //www.wwf.ru
Красная книга Иркутской области https://baikalru.ru/baikal/krasnaja-kniga-irkutskoi-oblasti/pticy/bolshoi-podorlik.html
Марш парков: http: //www.biodiversity.ru/programs/mp.html
ООПТ России http: //oopt.aari.ru
Прозрачный мир http://www.transparentworld.ru/
Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области http://irkobl.ru
Фото и видео из личного архива М.М. Наумова
Приложение1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационная информация
Направление |
естественнонаучное |
Тема |
« День Заповедников» |
Название программы |
«Лаборатория : Любознательный ЕНОТ» |
Класс, возраст |
5-6 класс, 11-13лет |
Автор |
Галимова Алена Валерьевна |
Образовательное учреждение |
МКУ ДО ЦДО УКМО |
Методическая информация
Тип занятия |
Урок (занятие) формирования и совершенствования знаний |
||
Цель занятия |
Пропаганда идеи заповедного дела в России, как высшей формы охраны природы |
||
Задачи занятия |
Расширить и углубить знания об охраняемых территориях Иркутской области и Байкальского региона. Определить роль охраняемых территорий (ООПТ) в сохранении природного достояния России. Формировать познавательный интерес к изучению экологии Воспитание любви к родному краю и чувства гордости за Байкальский регион – колыбели заповедного дела в России. Развить аналитические способности, умение делать собственные выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления других. |
||
Планируемы образовательные результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
1.Умение конкретизировать понятие «ООПТ» 2.Умение определять понятия: заповедник, заказник, национальный парк. 3. Умение определять географическое положение объектов охраны природы |
Регулятивные: 1. Умение ставить цель и анализировать условия достижения цели (организация эффективного способа поиска ресурсов). 2.Умение прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата. Познавательные: 1.Умение определять понятия 2.Умение структуировать знания. 3. Умение выделять существенные характеристики объектов охраны природы 4. Умение перерабатывать информацию из нескольких источников (подготовка сообщения) Коммуникативные: 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками. 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, выступая с сообщением. |
1.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 2.Самоконтроль и самооценка. 3. Умение бережно относиться к людям и результатам их деятельности. 4. Умение совершенствовать собственное бережное отношение к родной земле, приобретение опыта эколого-направленной деятельности. |
|
Методы и формы обучения |
ИКТ- технология, словесные, наглядные, частично- поисковые, индивидуальная, фронтальная |
||
Время реализации |
2 учебных часа |
||
Оборудование |
ПК, проектор для демонстрации фильма, фотографий, видеороликов, электронных презентаций. |
||
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентации по теме урока. Презентации сообщений учащихся. Фото и видео из личного архива М.М. Наумова. |
Организационная структура занятия
Этап |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность педагога |
Осуществляемая деятельность обучающихся |
Форма организации совзаимодействия |
1.Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала просмотр видеофильма |
Озвучивание темы и цели Создание эмоционального настроя |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Смотрят фильм «Байкал. Баргузинский заповедник -2016» |
Фронтальная |
2.Актуализация |
Фронтальная беседа, Заслушивание сообщения, просмотр мультимедийной презентации |
Введение понятии «Особо охраняемые природные территории», виды ООПТ. Организация самостоятельной работы по выявлению отличительных признаков заповедников и заказников. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество сверстника. Организует фронтальную беседу «ООПТ Усть-Кутского района». |
Сообщение и презентация учащегося: «Заповедники Иркутской области» Слушают сообщения и смотрят презентацию. Отвечают на вопрос: Какие ООПТ есть на территории Усть-Кутского района – вашей малой родине? |
Фронтальная |
3. Основной этап |
Диалог |
Организация и модерирование встречи с егерем Государственного природного заказника «Таюрский» (далее Заказник) Михаилом Михайловичем Наумовым. |
Внимательно слушают, эмоционально откликаются Формулируют и задают вопросы гостю. |
Индивидуальная Фронтальная |
4. Контроль и самоконтроль. |
Ответы на вопросы викторины |
Организация проведения учащимся викторины «Заповедная Россия» Подведения ее итогов награждения победителей |
Представление викторины «Заповедная Россия» (индивидуальный проект) Отвечают на вопросы викторины. Самопроверка Выявление победителей |
Индивидуальная |
5. Домашнее задание |
Сочинение-эссе |
Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию |
Написать небольшое сочинение – эссе о встрече с егерем Наумовым М.М. «Есть такая профессия - природу охранять». |
Консультирование |
Рефлексия |
Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания |
Организация заключительной беседы о значении заповедного дела в России, как высшей формы охраны природы |
Эмоциональный отклик о встрече, выражение благодарности гостю. Фотография на память |
Фотоотчет