Сценарий праздника для детей подготовительной группы «День народного единства»
«День народного единства»
Сценарий праздника для детей подготовительной группы
Цель: формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через воспитание чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
Образовательные
Расширять представления детей о государственном празднике «День народного единства», истории его возникновения.
Продолжать формировать познавательный интерес детей к родной стране, её культуре и традициям.
Развивающие
Развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, сценок, игр, диалогов, умения двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения.
Воспитательные
Воспитывать любовь детей к родной Отчизне, подвигу народа, его защитникам и умельцам.
Вход детей парами под песню о России «Красно солнышко» (хоровод). Дети садятся. Включается презентация к празднику (используется телевизор, находящийся в зале).
(СЛАЙД 1)
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает замечательный праздник День Народного Единства.
«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» Эти строки написал о России много лет назад замечательный русский поэт Сергей Есенин. Сколько песен, стихов, фильмов, картин посвящено России – нашей огромной, славной своими победами Родине. А знаете ли вы, почему Россию издревле называют коротким словом «Русь»?
Далеко-далеко на Севере, за лесами и болотами, ещё встречаются деревни, где люди говорят по-старинному. Они называют «русью» светлое, солнечное место. Всё светлое так называют – русый парень, русая девушка, русая коса - это значит светлые. Получается, что Россия – это светлое, солнечное место. Замечательное место для Родины. Во все времена русские люди любили свою Родину, они объединялись, когда ей грозила беда и защищали от врагов. Так было и 400 лет назад, когда на Руси началось страшное время, называемое Смутой (всё смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались поляки. Они напали на нашу страну. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.
Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретёт силу, не обретёт былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с этой участью.
В то время в Нижнем Новгороде жил удалой богатырь Кузьма Минин.
(СЛАЙД 2)
Собрал Минин русский народ на площади и обратился к нему с призывом отстоять свою Россию-матушку, собрать дружины русские и пойти на Москву, чтобы освободить от врага. Почти целый год собирали силы русские люди. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России. Командовал русским войском лучший военачальник того времени – храбрый и честный князь Дмитрий Пожарский.
(СЛАЙД 3)
Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского разбили врага, выгнали из Кремля. Храбро сражались ополченцы и победили. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой. (СЛАЙД 4)
Победить врага можно было только, объединив народ России. Славил народ освободителей земли русской. На Красной площади в столице нашей Родины – в Москве поставлен был им памятник из бронзы, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».
(СЛАЙД 5)
Дети:
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной.
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Во славу тех героев.
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
(СЛАЙД 6)
Ведущая: Сильна Россия только тогда, когда она едина!
Праздник этот самый главный, государственный и славный.
И нынче каждый из ребят с праздником поздравить рад.
Дети:
Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю леса я, горы, реки,
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом – Русь!
Песня в исполнении детей «Русская сторонка» (под фонограмму)
Ведущая: В нашей стране дружно живут и работают люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, чуваши, удмурты, коми-пермяки и многие другие. Каждый народ имеет свою богатую культуру. От поколения к поколению передаются обычаи и традиции. По-разному рассказывают сказки разные народы, поют разные песни детям в колыбели, но в одном они едины: их объединяет желание быть счастливыми и жить в мире и согласии в своей родной стране.
Девочка: Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,
О России, о Родине милой моей.
Песня «Моя Россия» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой
Дети:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ!
Об искусниках – умельцах
На весь мир молва идёт!
Уральская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где так бы почитали их!
Мастерица:
И одна из них – это устраивать весёлые Ярмарки!
Под скоморошьи наигрыши появляется Скоморох с бубном (взрослый), весело пляшет.
Скоморох: А какая же ярмарка да без нас – без скоморохов?!
Красны девицы и добры молодцы! Слушайте и глядите!
Нынче ярмарка у нас! Выходите на показ!
Песня в исполнении детей «На ярмарку!» рус. нар. мел.
(дети встают в 2 шеренги по боковым сторонам зала)
перепляс «Ах, ярмарка!»
Дети с дымковскими и филимоновскими игрушками на подносах строятся отдельно в двух углах зала (по диагонали).
Мастерица: С разных уголков России мы на праздник прикатили!
1-я шеренга: Мы из Дымкова, а вы?
2-я шеренга: Мы из Тульской области! Деревня Филимоново, надеемся, знакома вам?! (кланяются)
Девочка 1: Промысел у нас старинный, игрушки лепим мы из глины.
Но игрушки разные и своеобразные!
Девочка 2: Удивит ваш чудо-взор этот дымковский узор.
Линии волнистые, оборки, клетки, точки,
Здесь колечки всякие, тут – разные кружочки.
Все игрушки пышные, праздничные, яркие,
Просто чудо-загляденье, настоящие подарки!
Девочка 3: Наши игрушки немного скромнее,
Ростом повыше они, постройнее.
Красим не кистью, - гусиным пером,
Краску на краску с любовью кладём.
В наших узорах – природы краса!
И не состарят игрушки года!
Дети (поочерёдно, показывая свой товар):
1 - ГЖЕЛЬСКАЯ роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море,
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких!
2 - ХОХЛОМСКАЯ роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы!
3 - Вот ПАВЛОПАСАДСКИЕ мягкие платки –
В холод согревают, на плечах легки.
Собраны в букеты дивной красоты,
На тончайшей шерсти расцвели цветы!
4 - САМОВАР – подарок главный, он красивый, расписной,
Ароматный чай отведать не откажется никто!
Дети-торговцы:
- Ай-да-да! Ай-да-да! Все пожалуйте сюда!
- Заходите, ребята, живите богато!
- Заходите все в наш ряд, покупайте всё подряд!
- У нас игрушки славные, занятные, забавные!
- Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь!
(показывают народные игрушки)
Матрёшки:
А вот матрёшки деревянные - разноцветные, да румяные.
Щечки алые, платочек, по подолу цветики,
Весело кружатся, как яркие букетики.
Наши ручки крендельком, щёчки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке!
(показывают матрёшек)
Мальчики (с хохломскими ложками):
Наши деды на Руси – у любого ты спроси –
Эту ложку уважали, из берёзы вырезали!
Расписная ложка, лаковая ножка,
Красной ягоды глазок, золотистый завиток!
Полюбуйся от души – ну и ложки, хороши!
Наши ложки всем знакомы, не сидится ложкам дома.
Ложки по свету гуляют, мастеров прославляют!
Игра в оркестре под русскую народную музыку на ложках (все дети)
Скоморох: Мы играем целый день, заплетём сейчас плетень!
Игра «Плетень» - участвуют все дети
Мастерица: Глядите-ка, на ярмарку Фома с Ерёмою пришли!
Скоморох: Наш Ерёма носит лапти, а Фома-то сапоги!
Вместе: Здравствуйте, пареньки!
Выходят ФОМА И ЕРЁМА – дети
ВМЕСТЕ: Здравствуйте, почтенные господа! Мы приехали на ярмарку сюда!
Фома: Ваш товар поглядеть, да себя показать!
Ерёма: Мы весёлые потешники, скоморохи и насмешники!
Ерёма: Из деревни к вам на праздник мы приехали с Фомой!
Фома: Посмешим вас, посудачим и отправимся домой!
Ерёма: Слушай, Фома, я про тебя что-то знаю!
Фома: Скажи!
Ерёма: Нет! Не скажу!
Фома: А ну, скажи!
Ерёма: Нет! Не скажу!
Фома: Скажи, ну!
Ерёма: Ну ладно! Смотри, не сердись потом! Сам напросился, слушай!
Упал Фома в кадушку, задавил лягушку,
Задавил мышонка и три поросёнка!
Фома: И я про тебя знаю!
Ерёма: И слушать не желаю!
Фома: Нет! Ты послушай!
Ерёма: Нет! Не хочу!
Фома: Тогда вы слушайте, дорогие гости!
Как у нас Ерёма есть, стыд по улице провесть!
Нос картошкой, глаза – плошки, рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей!
Ерёма: Ах, да ты, да я тебя!
Фома: А я тебя! (в шутку дерутся)
Мастерица: Ай-ай-ай! Прекратите драться! (разнимает их)
Ерёма: Давай мириться!
Фома: Давай!
Вместе: Мирись, мирись и больше не дерись!
Мастерица:
Ну, и пареньки! Всю ярмарку развеселили!
Скоморох: У нас сегодня праздник, всех товар наш дразнит!
И тот хорош, и другой хорош, выбирай, который хошь!
1 ребёнок. У нас игрушки славные, занятные, забавные!
Смотрите, полюбуйтесь, долго не торгуйтесь!
2 ребёнок. Славится Россия чудо-мастерами, дерево и глину в сказку превращали! Красками и кистью красоту творили, своему искусству молодых учили!
Дети по очереди:
Русские матрёшки в сарафанах ярких!
Хохломские ложки – лучше нет подарка!
Дымковские барышни, кони, петушки!
И павлопасадские все в цветах платки!
Балалайки звонкие, тульский самовар!
Будет рад подарку всяк: и стар, и млад!
Мастерица: А поглядите-ка, к нам хозяин ярмарки, Петрушка, пожаловал!
Сценка с Петрушкой - инсценировка
Петрушка:
Я - Петрушка, весёлая игрушка! Ноги дубовые, кудри шелковые.
Сам хожу, брожу, шевелюсь, никого в мире не боюсь!
Доброго здравия вам, ребята! Здравствуйте! (кланяется)
Я - Петрушка, развесёлый мальчуган!
Всегда весело пою, к вам на встречу я спешу.
Подходи, народ честной, за медный за пятак, покажу всё этак и так!
(удивлённо) А это, кто к нам явился, такой важный и серьёзный?
Кукла-купец: Я – купец, в торговых делах удалец!
Петрушка: А зачем вы на Ярмарку пришли?
Кукла-купец: - Торговать!
- Воровать?
- Да не воровать, а торговать!
- А, пировать?! Ну, тогда я с вами пойду!
- Ладно, пировать, так пировать! А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь 200 рублей!
- 5 гвоздей? Сейчас принесу!
- Да не гвоздей, а рублей!
- Да не гонял я голубей!
- Да не смеши, Петрушка, людей!
- Просишь меня – побей? С удовольствием!
Петрушка (шутя, гладит купца по голове, приговаривая):
"Пей, купец, чай,
Головой не качай!
Над деньгами не трясись,
А с Петрушкой делись!»
(«Купец» убегает, Петрушка гонится за ним)
Мастерица:
А вот и ещё Скоморохи к нам на Ярмарку бегут!
Весело будет тут!
Пляска Скоморохов (2 мальчиков)
Скоморохи (2 мальчика):
- Мы – скоморохи! У нас штаны в горохи!
- Шапки с бубенцами, вот мы перед вами!
Оба: Слушайте наши шутки, осенние прибаутки!
- Я видел, как на солнце сидели, свесив лапки,
Три маленьких утёнка и грызли шоколадки!
- Подумаешь, вот чудо! Я видел на луне,
Как муравьи верблюда катали на спине!
- А я на небе видел три маленьких сосиски,
Их три котёнка маленьких варили в белой миске!
- А я увидел тучку, на тучке плыли мышки,
И мне они сказали… Что? А вот что!
Оба: Мы – врунишки! (смеются)
Мастерица: Вы на ярмарку ходили, расскажите, что купили!
(Несколько мальчиков и девочек становятся напротив друг друга; перекличка мальчиков-торговцев и девочек-покупательниц)
Дети (поочерёдно мальчики и девочки):
- Поторгуемся, ребята! Может, что приобретём!
- Поторгуемся, девчата! Заодно для вас споём!
- Мы торговцы-зазывалы, мы – ребята молодцы!
Весь товар у нас на славу: ложки, гребни, бубенцы!
- Ой, торговцы-зазывалы, больно цены высоки!
Покупатель тут бывалый, тут народ не дураки!
- Не торгуйтеся, мамаша, ваша дочка не плоха!
Разоденьте вашу Машу, вмиг найдёте жениха!
- Ничего себе обнова, ничего хорошего!
Это платье уж не ново. Это платье ношено!
- Вы бы лучше не скупились, грош – не лошадь со двора!
Мы же так к вам торопились, вон в лаптях уже дыра!
- Коли парни ставят цену иль дадут с отсрочкою,
Я кольцо себе надену, да ещё с цепочкою!
- Подходите, примеряйте наши ленты и платки!
Время даром не теряйте, доставайте кошельки!
- Ой, платок узором вышит! Милый, купишь мне такой?!
Притворился, что не слышит, притворился, что глухой!?
- Мы – девчонки – загляденье, все любуются на нас!
Приходите на веселье, удивим сейчас мы вас!
- Обойди хоть всю планету – лучше русской пляски нету,
- Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!
Пляска парная «КАДРИЛЬ» (у девочек в руках платочки)
Скоморох: Торопись, налетай, скороговорки покупай!
Товар посмотри, за мной повтори!
Мастерица: Давайте поиграем! Посмотрим, кто кого переговорит!
Дети (по 2 раза произносят знакомые скороговорки с ускорением):
«Течёт речка, печёт печка», «У ёлки иголки колки»;
Затем – родители:
«Шла собака по шоссе и сосала сушку», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».
Скоморох: Кто ещё хочет нас потешить на нашей ярмарке?
Звучит русская народная мелодия «Барыня», выходит папа – Поводырь, выводит своего ребёнка - «Медведя».
Поводырь: Расступись, народ честной, идёт медведюшка со мной!
Много знает он потех, будет шутка, будет смех!
А ну-ка, Мишенька, поклонись честному люду!
(Медведь кланяется)
- Покажи свою науку, чему тебя учил! Покажи, как девицы-красавицы румянятся, красятся, в зеркальце смотрятся!
(Медведь «красит» губы, вертится, прихорашивается)
- А как бабка блины печь собралась, да только руки обожгла!
(Медведь показывает, как обжёгся)
- Покажи, как бабы на работу к барину бредут!
(Медведь лениво, понурив голову, бредёт)
- А как с работы домой бегут?
(Медведь радостно бежит по кругу)
- А как Дуняша пляшет?
(Медведь выставляет ногу)
- Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя!
(Медведь крутит задом)
- А теперь ты, Мишка, попляши, твои ножки хороши!
(Поводырь с Медвежонком пляшут, кланяются и уходят)
Скоморох: Русь талантами богата, Русь талантами полна.
Если будут петь ребята, значит, будет жить она!
Русские народные игры: «Яшка», «Краски», «Гончары»
Скоморох: Ярмарке уже пора закрываться, а нам ещё на карусели кататься!
Игра «КАРУСЕЛЬ»
Мастерица: Все ль гостинцев накупили, никого мы не забыли?
Ребёнок: Не по слову мы поём, мы поём куплетами,
Не за деньги продаём, мы берём конфетами!
Дети продают поделки, сделанные своими руками, родителям; благодарят их за покупки.
Скоморох: Погостить у нас приятно, мы ещё вас позовём,
А теперь пошли, ребята, чай с конфетами попьём!
Дети и родители идут под плясовую музыку в группу на чаепитие.
М.А. Давыдова «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников»
Народные игры из журналов «Справочник музыкального руководителя»
Сценки Петрушки с «купцом», Поводыря с медведем: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/01/21/stsenariy-osennego-razvlecheniya
Диалог торговцев и покупателей: https://infourok.ru/scenariy-folklornogo-prazdnika-vesennyaya-yarmarka-3388925.html
Потамошнева Наталья Алексеевна
Нина Ивановна
Любовь
Нина Ивановна
Елена Германовна Дружинина
Нина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Нина Ивановна
Болданкова Ирина Геннадьевна
Нина Ивановна