Классный час «День одного автора «Сказки А.С. Пушкина»»
Предмет: Литературное чтение Класс: 3 «б» Тема урока: День одного автора «Сказки А.С. Пушкина »
Предметные: определять отличительные особенности литературной сказки; совершенствовать навыки чтения; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Цель урока: |
Обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина; выявить особенности фольклорной и литературной сказок. ; развивать психические процессы, как память, мышление, воображение, внимание .Воспитывать любовь и интерес к творчеству А. С. Пушкина |
Планируемые достижения: |
- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений; |
Формирование УУД: |
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, взаимодействовать в паре и группе Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: Способность к самооценке. |
Оборудование урока: |
- портрет А.С. Пушкина; - карточки с заданиями - танграм |
Организация работы: |
фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Данный урок проходит в системе уроков «День одного автора.» Весь учебный день посвящен А.С. Пушкину.
Этап урока. Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока. Деятельность Учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
||||||||
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. |
1 мин. |
- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. - Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? . У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок. -Сегодня у нас день одного автора. Как вы это понимаете? На предыдущем уроке русского языка мы начали работу , продолжаем на уроке литературного чтения. |
Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. |
Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
||||||||
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: игра. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. |
8 мин. |
Строчки стихов Пушкина ведут нас в страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов. И , как сказочные богатыри ,расти день ото дня. Пушкин с нами всегда. Улыбнется и скажет: "Здравствуй, племя младое, незнакомое!". "Здравствуй, Пушкин!" - скажем и мы с вами. И отправимся в путешествие по неведомым дорожкам. - Как вы думаете, в какой жанр в творчестве Пушкина приведут на эти дорожки?(сказка) - А какие еще вы знаете жанры , которые были в творчестве Пушкина?( стихи, поэма, роман, повесть) -Сколько сказок вышло из-под пера автора?(7) - Определите тему урока и сформулируйте ее. - А какова будет цель урока. Тема урока "Сказки А,С. Пушкина" |
Слушать учителя. Вспоминать сказки. Участвовать в беседе. Воспринимать речь учителя. Строить речевые высказывания. Отвечать на вопросы учителя. |
Регулятивные - постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
||||||||
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.
|
15 мин. |
- - Мы будем вспоминать сказки автора и я предлагаю вам расшифровать их названия . (слайд 2 -7) - Объясните, по какому принципу зашифрованы названия сказок? - Реб-Ребята, вы большие молодцы! Отгадали все сказки. А кто автор? это какие сказки? - Ребята, а чем отличается народная сказка от литературной? - В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. - В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Персонажи литературной сказки - это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. - Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. - - Ребята, надеюсь, что вы так же хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину. За правильные ответ вы получите жетоны. (слайд 8-12) -Проверю ваше внимание: К какой сказке вопросов было больше? |
Принимать участие в игре. Отвечать на вопросы учителя. Объяснять свою точку зрения. Воспринимать речь учителя. |
Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||
«Как вы знаете произведения А. С. Пушкина?» 1.Вспомним содержания сказок . Начнем со" сказки о попе и работнике его Балде" ( слайд 13) - Что за герой Балда? Охарактеризуйте его. - Чему учит сказка. - Картинки из сказки - Итог сказки заключается в чем?- картина расплаты. - Чему учит эта сказка. - Соберите пазл, работая в паре. ( слайд 14) 2. "Сказка о царе Салтане..." ( слайд 15) - Что можно назвать символом сказки. (корабль) Объясните. ( слайд 16) - Изобразите корабль из деталей танграма. Выразительное чтение отрывков. 3. "Сказка о мертвой царевне" Вспомним содержание. - Какой нравственный урок этой сказки? Символ сказки? (слайд17-19) - Несомненно -это зеркальце. Давайте изобразим его на клетчатой бумаге. |
||||||||||||
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. |
1 мин. |
- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. (слайд 20) |
Выполнять двигательные упражнения. |
Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
||||||||
4. - Продолжаем работу. Следующая сказка "Сказка о золотом петушке". (слайд 21- 22) -Учит сказка чему? Какой нравственный урок для нас открывает Пушкин? - Символ сказки. - 5. Пятая "Сказка о рыбаке и рыбке" ( слайд 23) - Ребята, предлагаю изобразить золотую рыбку. Для этого нужно решить примеры, ответы помогут нам увидеть рыбку. Будьте внимательными при ответе. ( слайд 24) - Чему учит сказка? А что вы бы попросили у рыбки? - Благодаря А.С. Пушкину, родилось крылатое выражение. Расшифруйте его. ( слайд 25) 6. - А какую сказку мы еще не вспомнили? ( слайд 26) |
||||||||||||
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. |
3 мин. |
« Сказочные объявления -Кто мог дать такое объявление?
- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. - Давайте вспомним тему урока? - Чем отличается народная сказка от литературной? - Какую мы ставили цель урока? Мы добились цели? - Что нового вы узнали на уроке? |
Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. |
Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
||||||||
Домашнее задание |
1 мин. |
- Запишите домашнее задание. Выучить полюбившиеся строки сказки. |
Записывать Д/З |
|||||||||
Рефлексия Словесный: самоанализ. |
1 мин. |
- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «выберу смайлик» Всем спасибо за внимание, За задор и звонкий смех, За азарт соревнования, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья, Будет краткой моя речь: Говорю я : «До свиданья! До счастливых новых встреч!» |
Оценивать свои достижения. |
Регулятивные - анализировать проделанную работу. |