Классный час «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Путешествие в волшебный мир сказок А.С. Пушкина
Классный час в 5 классе
Цель: Формировать мотивацию чтения произведений А.С.Пушкина, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, обобщить и расширить знания учащихся о творчестве Пушкина А.С. создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия.
Задачи:
Стимулировать интерес учащихся к книге и чтению. Развивать любознательность, потребность в хорошей книге.
Формировать нравственную культуру учащихся, умение прислушиваться к мнению одноклассников, работать в группе, учить детей собирать и представлять информацию
учить анализировать ответы товарищей, находить и объяснять непонятные слова
развивать память, мышление, речь, воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, интерес к его творчеству, прививать любовь к русской поэзии и музыке.
воспитывать чувство дружбы, коллективизма;
Оборудование:
портрет А.Пушкина;
цитата поэта «Что за прелесть эти сказки…»
рисунки детей на темы сказок;
выставка книг А.С.Пушкина;
компьютер и мультимедийный проектор
грамота или призы,
звезды для оценивания команд
Подготовительная работа:
Класс делится на 2 команды. Учащиеся читают сказки Пушкина А.С., учат отрывки из произведений.
В классе оформляется выставка книг А.С. Пушкина, имеющихся в школьной библиотеке. На доске или стенде около доски прикрепляется портрет А.С. Пушкина, указываются годы его жизни. В жюри приглашается учитель литературы, школьный библиотекарь и член родительского комитета. Готовится мультимедийная презентация.
Ход занятия
На доске портрет О.Кипренского
Учитель: На портрете изображён великий русский поэт А.С.Пушкин. Его называли «солнцем русской поэзии» - так ярок был его талант, так тёпл и ласков, так необходим людям.
Сегодня мы проводим классный час, посвящённый памяти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. 6 июня 1799 года на одной из улочек Москвы, родился маленький мальчик – будущий знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Отец будущего поэта – Сергей Львович Пушкин – был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого военного деятеля петровской эпохи.
В семье Александра между собой говорили на французском языке. Саша рано научился читать и охотно это делал сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.
Когда Саша был маленьким, родители не предвидели в нём никакого особого таланта, напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, неповоротливым и безынициативным мальчиком.
До 12 лет Александр воспитывался дома. С детьми занимались гувернёры и гувернантки. В семьях дворян говорили не на русском, а на французском языке. Поэтому в детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем по-французски.
Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
Были в доме Пушкиных ещё две женщины, которые безмерно любили маленького Сашу. Это были бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал и няня… Помните, как звали няню? (Арина Родионовна Яковлева).
Бабушка и няня долгими вечерами рассказывали интересные сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь, познакомили с Иванушкой - дурачком, Кощеем, Бабой Ягой, добрыми волшебниками и злыми колдунами. Няня стала другом Пушкина на всю жизнь.
Позже Пушкин писал о своей няне:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Кто из вас знает стихотворение, в котором поэт обращается к няне?
Ученик: (читает отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?...
Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролёт. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.
Учитель: когда Саше исполнилось 12 лет, родители решили определить его в только что основанный Царскосельский лицей и Пушкин отправился в Петербург. После окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург.
Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество стихотворений, повестей и даже роман в стихах…… «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Какие Сказки Пушкина вы знаете?
Всем известны его сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке», незаконченная «Сказка о медведихе».
Учитель: а вы, ребята, помните, как начинается поэма? Давайте вспомним вместе.
Ученик: (читает отрывок из поэмы «Зимний вечер»)
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Учитель: какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?
(Чтение детьми стихотворений)
Учитель: позже по сказкам и другим произведениям Пушкина композиторами Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Глинкой были написаны оперы, балеты…
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребёнка чудесной сказкой с синим её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов Александра Сергеевича, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только ни встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона. И белую царевну Лебедь. И бойкого, озорного и лукавого Балду. И чародея Черномора. И славного Руслана. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора. Улыбнётся нам, своим потомкам, и скажет: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» - «Здравствуй, Пушкин!» - скажем и мы вместе с вами.
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит
И Лукоморье всех манит
Где сам поэт, великий Пушкин,
Вас снова в сказки пригласит!
На встрече нашей необычной
Пусть в секторах вам непривычных,
Но удивительно манящих
Умчаться в сказку.
Вы снова встретитесь с друзьями
С какими? Догадайтесь сами!
А догадавшись, громко-громко
Все дружно хлопайте руками,
И даже топайте ногами,
Чтоб поддержать своих ребят!
И не заснуть, чтоб невзначай,
А ну-ка, хлопать начинай!
Учитель: Молодцы, ребята! Мы продолжаем наш классный час. Дальнейшая наша встреча пройдет пройдёт в форме игры-соревнования «Своя игра».
Нам необходимо разделиться на две команды. Мы разыграем с вами право первого хода: на листочках напишите названия сказок Пушкина. Кто больше всех напишет, тот и начнет.
Ход игры: за каждый правильный ответ – фишка.
По окончании игры – на презентации.
Учитель – молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина!
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. За игрой внимательно наблюдал Кот учёный. Теперь нужно подсчитать, сколько очков вы набрали и узнаем, какая же команда победила.
Игра Коту понравилась и он готовится подвести итоги. А вам, ребята, понравилось путешествие? Чтобы вам хотелось сказать? Хотите вернуться еще раз в сказку?
Итак итоги - Победила ДРУЖБА!
Учитель. Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание ещё глубже проникнуть в мир произведений гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Желаю вам радости и наслаждения от общения с творчеством великого поэта!
И в заключение мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдёте с сегодняшнего классного часа. Если вам сегодня всё понравилось и у вас хорошее настроение, то прикрепите на волшебном дубе жёлуди коричневого цвета. Если наоборот – зелёного.
Мы подошли к волшебному дубу, давайте, заглянем в сундучок, может быть там что-нибудь найдем!?
( В корзинке вам из леса белочка передала витамины – яблоки)
Спасибо за отличную работу.