12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Юлия Викторовна18

План урока здоровья в 5-9 классах («Принципы здорового питания»):

1. Определение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека.

2. Питание, его значение для здоровья человека, виды питания.

3. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, пищевые волокна, минеральные вещества, вода.

4. Поступление питательных веществ в организм. Физиология пищеварения.

5. Принципы здорового питания: баланс энергии, баланс питательных веществ, режим питания, безопасность питания.

6. Порционирование продуктов питания. Построение пирамиды здорового питания. Основные ошибки в питании современного человека.

7. Алиментарно-зависимые заболевания. Инфекции, передающиеся с пищей. Пищевые отравления. Болезни несбалансированного питания.

8. Личная гигиена. Профилактика алиментарно-зависимых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.

9. Ответы на вопросы.

План урока здоровья в 10-11 классах («Рациональное питание»):

1. Определение здоровья и здорового образа жизни. Факторы, влияющие на здоровье человека. Компоненты здорового образа жизни.

2. Питание, его значение для здоровья человека, виды питания. Основы безопасного питания в Российской Федерации.

3. Питательные вещества. Физиология пищеварения. Основные ошибки в питании современного человека.

4. Алиментарно-зависимые заболевания. Заболевания, связанные с инфекционными агентами и паразитами, передающимися с пищей. Пищевые отравления микробной и немикробной природы.

5. Профилактика алиментарно-зависимых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. Личная гигиена.

6. Болезни нерационального, несбалансированного питания.

7. Принципы рационального здорового питания: баланс энергии, баланс питательных веществ, режим питания, безопасность питания.

8. Источники питательных веществ. Построение пирамиды здорового питания. Ежедневный рацион.

9. Ответы на вопросы.

 

1. Учитель дает определение понятию здоровья (Здоровье, согласно определению ВОЗ это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов). Учитель обращает внимание, что среди многочисленных факторов, влияющих на здоровье, наибольший вклад вносит образ жизни человека.

2. Учитель демонстрирует из чего складывается Здоровый образ жизни, под которым понимается образ жизни человека, направленный на профилактику болезней, сохранение и укрепление здоровья. Все компоненты ЗОЖ важны, и формируют здоровье все вместе, но на этом уроке речь пойдет об одном из самых влиятельных компонентов – о питании.

3. Учитель спрашивает зачем люди вообще питаются? Варианты возможных ответов: чтобы жить, получать энергию, быть здоровыми, успокоиться, получить удовольствие. Что может значить для нас еда? (проявление внимания, заботы, средство обогащения энергией, развлечение, традиция). На что мы ориентируемся, когда выбираем пищу? (голод, реклама, обычаи, цена, упаковка, личные вкусовые пристрастия, мнение сверстников, запах). Как понять, будет ли питание приносить нам пользу, способствовать сохранению и укреплению здоровья? (только, если питаться в соответствии с определенными

4. Учитель предлагает вспомнить, где и как обычно питаются обучающиеся. Важно отметить, что организованное питание в школах построено на принципах здорового питания.

5. Учитель демонстрирует, что все питательные вещества подразделяются на две большие группы: 1.Макронутриенты: Белки, жиры, углеводы – выполняют энергетическую и синтетическую функцию. 2.Микронутриенты: витамины, минералы, пищевые волокна (клетчатка) – участвуют в переваривании и процессах обмена веществ.

6. Учитель рассказывает о первом составляющем пищи – белках. Белок является основой строения всех клеток и тканей организма. Они необходимы для построения новых клеток, синтеза ферментов, гормонов, совершения мышечной работы, дыхания. При этом в организме запас белков очень мал. Для полноценной жизни белки должны поступать с пищей ежедневно, желательно с каждым приемом пищи. Белки поступают с животными продуктами (молоко и молочные продукты, мясо, птица, рыба) и с растительными продуктами (семена, бобы, крупы, зерно). Питательная ценность белков зависит от их аминокислотного состава. В белках обнаружено 20 аминокислот, из них 8 являются незаменимыми для человека (триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин). Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме и непременно должны поступать с пищей. Как минимум половина потребности в белке должна восполняться белком из продуктов животного происхождения, потому что животный белок более полноценен по аминокислотному составу, чем растительный.

7. Учитель рассказывает о втором составляющем пищи – жирах. Жиры в организме играют роль энергетического резерва и входят в состав всех тканей организма. Они необходимы для синтеза гормонов, клеточных мембран, работы нервной системы. Жиры так же могут быть животного и растительного происхождения. Как минимум половина потребности в жире должна восполняться жирами из продуктов животного происхождения, желательно 2/3 животного и 1/3 растительного (при достаточных физических нагрузках). С возрастом это соотношение изменяется на 1/1. 9

8. Учитель рассказывает о третьем составляющем пищи – углеводах. Углеводы - основной источник энергии в организме, потребность в них очень велика, и они составляют большую часть рациона. Углеводы запасаются в печени и мышцах в форме гликогена, но в очень малом количестве. Углеводы также подразделяются на «сложные» (полисахариды) и «простые» (моно- и дисахариды). В современных условиях приходится внимательно следить за поступление углеводов и стараться уменьшать присутствие простых углеводов (скрытый сахар).

9. Учитель рассказывает о вспомогательных питательных веществах. Пищевые волокна (клетчатка), которые не способны перевариваться в желудочно-кишечном тракте человека, проходя через пищеварительный тракт, участвуют в пищеварении и жизнедеятельности микробиоты кишечника, связывают и выводят токсины, соли тяжелых металлов. В сутки необходимо получать с едой не менее 20 грамм клетчатки.

10. Учитель показывает разнообразие минеральных веществ, которые непрерывно расходует организм для поддержания процессов жизнедеятельности, поддержания постоянного солевого состава крови. Вода - абсолютно незаменимый элемент питания. С пищей мы получаем около 1 литра воды, остальное мы должны компенсировать с помощью питьевой воды и напитков.

11. Учитель демонстрирует разнообразие витаминов, которые в большинсве своем не синтезируются в организме человека и должны поступать с пищей. Все они необходимы для синтеза ферментов и правильного протекания большинства биохимических реакций.

12. Учитель представляет главные принципы здорового питания: 1.Сбалансированность по калорийности; 2.Сбалансированность по питательному составу (что обеспечивается разнообразием продуктов и блюд); 3. Соблюдение режима питания; 4.Правильное приготовление блюд (для сохранения полезных веществ); 5. Соблюдение правил безопасности питания.

13. Учитель объясняет первый принцпи здорового питания. Необходимо употреблять столько энергии, сколько тратит организм. Разные питательные вещества дают разное количество энергии. В соответсвии с нормами физиологических потребностей, детям требуется разное количество энергии в сутки. С 11 лет этот показаетль различается у мальчиков и девочек.

14. Учитель обяъсняет второй принцип здорового питания. Сбалансированный рацион содержит от 12 до 15% белка (считая по энергетической ценности, ккал), не более 30% жиров и остальное количество - углеводы. При этом половина белка и половина жиров должны быть животного происхождения, а отношение простых сахаров к сложным должно быть не более 1:5

15. Учитель обяъсняет как устроен правильный режим питания. Режим питания является оптимальным, если обеспечивает достаточное насыщение без эпизодов острого голода на протяжении дня, с соблюдением определенных временных интервалов между приемами пищи (обычно пищу принимают каждые 3 часа) и распределения по калорийности. Это способствует выработке условно-рефлекторных реакций, подготавливающих организм к приему пищи и помогают полноценному перевариванию пищи и усвоению питательных веществ. Питание может быть 4-, 5- или 6-разовое.

16. Учитель показывает как легко опеределить размеры порции различных групп продуктов. Необходимо отметить, что разнообразие рациона достигается включением в него самых разных групп продуктов. Учитель спрашивает, какие группы продуктов бывают?

17. Учитель демонстрирует пирамиду здорового питания и показывает, как группы продуктов должны быть распределены по объемам порций. Следует обратить внимание, что необходимо употреблять много свежих фруктов и овощей, а сахар и прочие сладости необходимо свести к минимуму.

18. Учитель указывает на самые распространенные ошибки в питании современного человека. Сюда же относятся повсеместное пренебрежение правилами личной гигиены (мытья рук), правилами хранения и приготовления продуктов питания.

19. Учитель демонстрирует, насколько велик вклад питания в развитие разлинчых заболеваний, инфекционных, паразитарных, отравлений и неинфекционных хронических. Примеры алиментарно-зависимых заболеваний: 1. Заболевания, связанные с инфекционными агентами и паразитами, передающимися с пищей (гепатит А, холера, дизентерия, другие острые кишечные инфекции). 2. Пищевые отравления микробной и немикробной природы (стафилококковая интоксикация, ботулизм). 3. Заболевания, связанные с нарушениями питания (ожирение, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта).

20. Учитель приводт главные правила, обеспечивающие безопасность и качество питания, не связанные непосредствено с подбором продуктов, но с тем, как они хранятся и используются. Вся скоропортящаяся продукция должна храниться в холодильнике, при температруе от +2 до +6°С. Некоторые продукты хранятся при более жестких условиях (например, замороженная продукция храниться при температуре -18°С). Основным фактором безопасности является чистота – рук, продуктов, посуды, мест хранения.

21. Учитель подводит итоги, напоминает важность сохранения здоровья за счет нормализации питания, при необходимости, повторяет основные принципы здорового питания. Круг демонстирует те же приципы суточного набора продуктов, что и пирамида здорового питания.
 


 


 



 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.