Лекция «Детективный роман как один из жанров массовой литературы»

7
3
Материал опубликован 19 September 2020

Детективный роман как один из жанров массовой литературы

Детективный жанр относится к тому роду литературы, который долгое время оставался без внимания серьезной критики. Необычайная общедоступность и популярность произведений этого жанра вызывала сомнения в их художественных достоинствах. Этот жанр был популярен всегда. О нем много спорят, но больше всего его читают. История детективного жанра прослеживается с глубокой древности. Его элементы обнаруживают даже в Библии. Например, Кестхейн в своей работе в качестве примера приводит историю Каина и Авеля, в которой имеются преступление, убийца, жертва, побудительная причина, улики, попытка скрыть преступление и предполагаемое орудие убийства.

Некоторые исследователи детектива, и в частности Жак Луи Бори, находят его черты еще в литературе античности. Его мнение разделяет О. Ю. Анцыферова, которая считает, что Софокл в своей трагедии "Царь Эдип", написанной в 420-е годы до н.э., первым в европейской литературе использовал характерную для детектива "аналитическую" композицию. В своем произведении он ввел читателя в круг трагических событий в Фивах и только потом познакомил с причинами, по которым боги наслали на гору кару.

Исследователь Виктор Мясников считает, что детектив придумали китайцы, которые изобрели все на свете, кроме ложки: бумагу, книгопечатание, порох, фарфор, компас. В качестве примера он приводит одну из китайских народных городских повестей, где героем ее стал справедливый судья, расследующий загадочное убийство. В качестве средства убеждения этот судья использовал бамбуковые палки, но если обвиняемый не сознавался в преступлении, а улик и свидетельских показаний было недостаточно, наказывали судью, который после этого уходил в отставку и получал ту меру, которую сам собирался применить к подозреваемому, то есть лишался головы. Таким образом, у него имелся отличный стимул для сбора доказательств и их аналитической обработки.

История развития детектива позволяет выделить конкретные этапы его развития. М.А. Можейко выделяет следующие этапы эволюции детектива, которые показывают постепенный уход от традиционной схемы, предложенной классическим детективом, к схеме, продиктованной сегодняшними требованиями к детективу, адекватными современному состоянию литературы:

1 Детективная классика (до середины XX века)

2.Детективный модернизм (1950 – 1970)

3.Детективный постмодернизм (начиная с середины 1970)

Остановимся подробнее на классическом детективе. У классического детектива есть свои законы, своя схема, своего рода правила игры. Обязательным для детектива является: преступник, преступление, образ выдающегося расследователя и дуэль между преступником и расследователем. В связи с этим развертывание сюжета идет несколько шаблонным путем, т.к., по мнению некоторых исследователей детективного жанра в детективе присутствуют два сюжета: внешний и внутренний. Внешний сюжет выстраивается как история раскрытия преступления, а внутренний – как когнитивная история решения логической задачи, так как в детективном романе все дело в логическом мышлении, ибо основатель детективного жанра Э. По сам называл свои новеллы "рассказами об умозаключении". В связи с этим, М.А. Можейко полагает, что "спецификой детектива как жанра является инспирирование у читателя интереса к собственному расследованию, к попытке собственной интеллектуальной реконструкции картины преступления1.

Так, завязкой произведения служит таинственная криминальная драма (некое сложное преступление) или некая опасность, грозящая одному из действующих лиц. Сыщик, призванный на место драмы, находит какие – либо незаметные неискушенному взгляду следы (улики, данные), которые дают ему в руки нить к восстановлению всех деталей происшествия, и, в конечном счете, приводящую к поимке преступника, фигура которого, как считает А. Вулис, является опорой всего идейно – художественного построения. Как правило, сыщик вычисляет преступника, рассказывая ему и читателям свою историю, т.к., по мнению А. Вулиса, именно следователь или сыщик выражает несколько резонерскими средствами идейный смысл детектива2.

По всей вероятности, М.А. Можейко прав, сравнивая, классический детектив с «пазл», части которой достаточно верно разместить друг относительно друга, чтобы воссоздать правильную картину событий.

Но подлинную историю детектива все исследователи отсчитывают со времен появления "логических рассказов" (термин самого писателя) американского романтика Эдгара Алана По (1809 – 1849), которого считают родоначальником детективной новеллы. Его новелла "Убийство на улице Морг", написанная в 1841 году, положила начало детективу. Главное действующее лицо – сыщик – любитель Огюст Дюпен, наделенный блестящими интеллектуальными способностями. Путем дедукции он по отдельным фрагментам восстанавливает весь ход событий и обнаруживает виновника преступления. Чтобы читателю было легче следить за процессом расследования, автор вводит менее сообразительного напарника, ведущего повествование, которому гениальный сыщик объясняет весь ход своих рассуждений. Отметим, что подобная традиция закрепилась в детективном жанре. Впоследствии ее продолжил Артур Конан Дойл. У него появляется парный детективный конферанс Шерлок Холмс и доктор Уотсон, подхватывает эту традицию Агата Кристи, которая вводит Эркюля Пуаро и полковника Гастингса).

В повести «Золотой жук» сыщик Уильям Легран расшифровывает сложную криптограмму, с помощью которой пират Кидд указал место, где спрятаны сокровища. Для писателя главным в его «логических рассказах» является мыслительный процесс, а приключенческий элемент, присутствующий в каждом рассказе – лишь дополнительный элемент, с помощью которого можно проследить преступление.

Как одного из зачинателей детективной литературы называют Уильяма Уилки Коллинза (1824 – 1889) во многом из–за его романа "Женщина в белом", написанного в 1860 году. Сам писатель мечтал писать романы с воспитательной установкой. Однако его призвание заключалось в написании детективных романов. При жизни писателя детектив называли романом тайн. Так называли и его романы, пользовавшиеся огромной популярностью «Женщина в белом» и «Лунный камень» (1868).

Уилки Коллинз знал, что в хорошем романе тайн самое невероятное должно восприниматься как вполне правдоподобное и что преступления чаще всего являются следствием не врожденных пороков, а социальных обстоятельств, создающих почву для преступности. Больше всего писателя интересовала мотивация и достоверность описания механизма преступления, что особенно ценили читатели.

Обращение писателя к детективному роману отчасти объясняется его юридическим образованием и адвокатской практикой, которую он недолгое время вел. Поэтому материал для своих романов тайн он заготовил именно с этих времен.

Свой писательский принцип он сформулировал так: «Книга хороша, если заставит смеяться, и плакать, и жадно следить за ходом событий». В этом отношении всего удачнее оказался роман «Женщина в белом». В нем рассказывается о сводных сестрах, живущих в сельской местности. Одна из них красива, а другая нет, но наделена большой силой воли и умом. У красивой есть жених, чье прошлое скрывает какую – то зловещую тайну. Догадываясь об этом, младшая сестра принимается за расследование. На страницах романа появляется женщина, которая осведомлена о тайне сэра Персиваля, однако его стараниями она упрятана в лечебницу для душевнобольных. Дело усугубляется поразительным внешним сходством между «женщиной в белом» и невестой – красавицей сэра Персиваля, в действительности не являющегося даже баронетом, поскольку он незаконнорожденный. Прежде чем сэр Персиваль погибнет, читатель вместе с одной из сестер распутывает сложно переплетенные нити его биографии.

Как отмечает исследователь М. Урнов, в этом романе автор предпринял эксперимент в технике повествования, который заключался в том, что историю "Женщины в белом" рассказывают несколько человек, являясь живыми свидетелями этой истории. Такой способ освещения событий, по мнению литературоведа, уподобился судебному разбирательству, преследуя определенную цель: изложить правду наиболее точно и обстоятельно проследить течение событий в целом, предоставляя свидетелям этой истории одному за другим рассказывать ее, а читателю выступить в роли рассудительного и добросовестного судьи.

Такую позицию сам писатель объясняет тем, что "В некоторых случаях закон до сих пор еще остается наемным слугой туго набитого кошелька, и потому процедура применения закона имеет отнюдь не формальное значение".

По мнению М. Урнова, автор побудил читателя – судью, не пассивно созерцать запутанный и таинственный ход событий, а разобраться в сущности непримиримого конфликта и неравной борьбы со "знатными" и "всесильными", "с вооруженным до зубов обманом".

Продолжил Традицию Э. По и Уилки Коллинза английский писатель Артур Конан Дойл (1859 – 1930). Толчком к написанию детективных произведений магистра хирургии (В 1881 г. он получил диплом бакалавра медицины и до 1882 г. служил хирургом на борту нескольких судов) послужила несостоявшая медицинская практика в приморском городке Саутси. Пациентов у доктора было мало, и он решил написать в духе таинственных историй Э. По или французского писателя Эмиля Габорио. Так в 1886 г. он написал повесть «Этюд в багровых тонах», где впервые родился парный детективный конферанс Шерлок Холмс и его незадачливый помощник доктор Уотсон, где разработал основы современного детектива и предложил читателю тайну как интеллектуальную головоломку. Но, несмотря на это обстоятельство, читательского успеха эта повесть не имела.

Спустя три года американо–английский «Ежемесячник Липпинкотта» заказал К. Дойлу еще одну историю о Шерлоке Холмсе, и в 1890 г. появляется другая повесть под названием «Знак четырех».

Затем, разрывающийся между призванием писателя и карьерой врача писатель уезжает в Вену изучать науку офтальмологию. Вернувшись в Лондон, открывает практику, но по – прежнему пациентов у него немного. Он продолжает находить отдохновение в литературном творчестве и изобретает новую литературную форму: серию рассказов с одним главным персонажем. Так в журнале «Стрэнд» появились «Приключения Шерлока Холмса», сделавшие их автора знаменитым. Приведем высказывание самого писателя по поводу этой литературной формы: «…Мне всегда казалось, что обычные публикации с продолжением скорее мешают, чем помогают журналу, поскольку рано или поздно читатель пропускает номер и теряет всякий дальнейший интерес. Совершенно очевидно, что идеальным компромиссом был бы постоянный герой, но в каждом номере должен быть законченный рассказ, чтобы читатель точно знал, что сможет читать весь журнал» (А.К. Дойл).

Во всех рассказах о гениальном сыщике присутствуют общие композиционные элементы: Сыщик и его помощник предаются воспоминаниям о прежних делах, о разгаданных преступлениях. Это увертюра, настраивающая читателя и погружающая его в состояние ожидания.

Появление клиента, сообщающего о таинственном происшествии (убийстве, похищении и т.д.)

Деловая часть рассказа – расследование. Шерлок Холмс собирает улики и намеки.

Уотсон дает уликам неверное толкование. У него здесь двойная функция: увести читателя по ложному следу и подготовить «возвышение» великого детектива, проникающего в святая святых – тайну.

Расследование на месте преступления. Преступник. Улики на месте (псевдопреступление, псевдоулики).

Казенный сыщик (антагонист великого детектива – инспектор Лейстрейд) дает ложную разгадку.

Интервал, заполненный размышлениями Уотсона, не понимающего в чем дело. В это время Ш. Холмс, скрывая напряженную работу мысли, курит или играет на скрипке, после чего соединяет факты в группы, не давая окончательного вывода.

Развязка по преимуществу неожиданная.

Ш. Холмс дает аналитический разбор фактов.

До самого конца жизни К. Дойлу суждено было нести лавры «создателя великого сыщика». Всего писатель написал 56 рассказов и 4 повести о нем. В 20-х гг. XX в. В Англии и Америке появились общества поклонников этого сыщика. К Ш. Холмсу относятся уже не как к литературному герою, а как к живому персонажу, жившему во второй половине XIX в. Рассказы и повести О Ш. Холмсе экранизируются чаще любых других произведений мировой литеартуры. Согласно «Книге Рекордов Гиннеса», в XX в. знаменитый сыщик появился в 211 фильмах. Возникает вопрос: в чем состоит читательский интерес к этому герою?

Он необычен и оригинален для своей эпохи, т.к. использует логический способ расследования преступлений, называемый дедуктивным.

Активно использует новинки научно – технического прогресса, появившихся на рубеже XIX – XX вв.

Читатели видели в этом образе черты странствующего рыцаря, защитника слабых и угнетенных.

Несмотря на огромную популярность серии книг о Шерлоке Холмсе, автор в 1893 г. решил закончить написание детективных романов про него, чтобы начать писать исторические романы. Поэтому автор делает так, что гениальный сыщик погибает в схватке с доктором Мориарти у Рейхенбахского водопада. Реакция читателей была неожиданно. Они называют писателя «убийцей» и требуют вернуть этого героя. Восемь лет писатель не реагировал на требования читателей и только в 1901 г. входит в свет повесть «Собака Баскервилей», с пояснением, что эта история произошла еще до «гибели» Холмса. А в 1903 г. начал новую детективную серию «Возвращение Шерлока Холмса, в которой окончательно воскресил его. Последний сборник «Архив Шерлока Холмса» был выпущен в 1927 г.

В марте того же года писателя попросили назвать дюжину его самых любимых рассказов О Шерлоке Холмсе. Он выбрал следующие: «Пестрая лента», «Союз рыжих», «Пляшущие человечки», «Последнее дело Холмса», «Скандал в Богемии», «Пустой дом», «Пять апельсиновых зернышек», «Второе пятно», «Дьяволова нога», «Случай в интернате», «Обряд дома Месгреймов», «Рейгетские сквайры».

Как К. Дойл остался в восприятии читателей создателем Ш. Холмса, так и Гилберт Кит Честертон (1874 – 1936) запомнился главным образом как создатель отца Брауна – одного из самых известных сыщиков мира. Рассказы о нем признаны классикой детективного жанра, а их создатель стал первым президентом «Клуба детективных писателей», основанного в 1928 г. Член клуба монсеньор Рональд Нокс, почитавший творчество Гилберта Честертона, писал, что рассказы об отце Брауне не детективы или хотя бы «больше чем детективы». Когда же самого Гилберта Честертона спрашивали о его профессии, он называл себя журналистом, а не писателем. За свою жизнь он издал более 100 томов. В этом наследии исследователи выделяют три главных направления творчества Гилберта Честертона: журналистика, литературная критика и богословие.

Образ отца Брауна необычен. Это толстенький коротышка с высоким голосом и детским лицом. У него «рыбьи глаза» и «не очень - то изящная походка». Расследуя преступления, он «смотрел в пространство бессмысленным идиотским взором. Он всегда казался идиотом, когда его ум работал особенно напряженно». Именно в уста этого персонажа автор вкладывает суждения поразительной нравственной глубины и человеколюбия.

Особенностями детективных историй об отце Брауне являются:

1.Отсутствие момента передачи преступника полиции. Это объясняется тем, что для сыщика – любителя важно исправить преступника, а не покарать его. Часто преступник бывает либо отпущен сыщиком и отвечает за свои поступки только перед Богом, либо в безвыходной ситуации совершает самоубийство.

2. Однако отцу Брауну не только свойственно благодушие и всепрощение. В рассказе «Злой рок семьи Дарнуэй» звучат такие его слова: «… я готов сровнять с землей все готические своды в мире, чтобы сохранить покой даже одной человеческой душе…».

3.Писатель любил обыгрывать такой психологический парадокс: «Люди не видят чего-то, потому что не ждут». Так, в рассказе «Невидимка» убийцу не замечают из-за того, что он – почтальон, а на столь привычную фигуру никто просто не обращает внимания.

Вскоре детективу становится тесно в рамках рассказа, он быстро исчезает как жанр и приобретает романную форму в творчестве английской писательницы, «королевы детектива» Агаты Кристи (1890 – 1976), автора 85 детективных романов. Обладательница почетной степени доктора литературы, дворянского достоинства, в которое ее возвела королева Елизавета в 1971 г. Писать детективы начала, заключив пари с сестрой. Свой первый роман «Таинственное происшествие в Стайлсе» - автор писала в годы Первой мировой войны, работая сиделкой в госпитале. Последующие произведения печатались уже под настоящим именем. Славу принес писательнице шестой роман «Убийство Роджера Экройда» (1926 г.) Этот детективный роман был построен вопреки канонам детектива: повествование ведется от лица преступника. Публику обескуражил такой литературный прием, оценка критиков также была неоднозначной: одни оценили этот прием как провал, другие – как блестящий успех.

Кроме этого литературного приема «королева детектива» внесла в жанр настоящее новшество, которое состояло в том, что расследование у нее вел не эксперт, а обычная старая дама - любительница – мисс Марпл.

Писательница также создала другой парный детективный конферанс – Эркюля Пуаро и капитана Гастингса. Обаяние ее героя сыщика – любителя совсем иного рода, чем у Ш. Холмса. Пуаро обладает феноменальной наблюдательностью и интуицией. Автор относится к нему с иронией, облик героя вызывает улыбку: лысина, щегольские усы, манерность, кошачьи повадки. Комическое заключено и в имени Эркюль (французский вариант имени Геркулес). Это имя применительно к малорослому бельгийцу звучит комически. Пуаро – бельгиец, чудак, но держится с достоинством, блестяще распутывает сложные преступления. У него есть помощник капитан Гастингс, которому сыщик разъясняет суть собственного метода, работы своих «серых клеточек». Метод Пуаро заключается в раскрытии психологии подозреваемых, т.к. он убежден, что характер преступления определяется характером преступника.

Несмотря на популярность этого героя среди читателей, А. Кристи этот герой надоел. «Он висел у меня на шее» - говорила она. И в 1940 г. написала роман «Занавес», а опубликовала его только в 1971 г. За время действия романов Пуаро дожил до 130 лет, внешне почти не меняясь и сохраняя верность своим привычкам. Писательница признавала, что крупно просчиталась, введя его впервые отставным полицейским комиссаром не первой молодости.

Характерными чертами романов писательницы выступают: завораживающая тайна, увлекательность событий, непредсказуемость развязки, ироничный тон изложения, симпатичные герои, идиллические описания провинциального английского быта, логическая и психологическая убедительность вывода, победа добра над злом, наказуемость преступления.

Метод А. Кристи заключается в следующих моментах:

Убийство в замкнутом пространстве (доме, поезде, острове).

Преступник – один из присутствующих.

Автор поддерживает психологическое напряжение и интерес читателей созданием ловушек для него: тень подозрения падает на каждого из персонажей. В конце концов, убийцей оказывается тот, кого меньше всего подозреваешь.

Повествование ведется от лица преступника .

5. Авторская отстраненность, которая достигается с помощью иронического повествования. Но отстраненность не означает полную авторскую беспристрастность по отношению к героям, искателям правды, истины.

Критики отмечают, что при всей изобретательности литературных приемов, использованных в своих многочисленных романах, создает впечатление однообразия. Так, один из них Ч. Осборн в книге «Жизнь и преступления Агаты Кристи», 1982 г. отмечал: «»Прочесть более двух ее романов подряд все равно, что сразу съесть коробку шоколадных конфет – удовольствие изысканное, но и пресыщающее».

О литературных достоинствах писательницы можно спорить. Сама «королева детективов» мечтала писать как Грэм Грин. «Если бы я писала, как Грэм Грин, я бы прыгала до потолка» - признавалась она.

В центре модернистского детектива оказываются возможности выживания человека в условиях его конфликта с бытием. Детали общей картины разрознены, перемешаны, а каждая из них дана читателю в неправильном фокусе, искажающем истину событий. Он включает читателя в творческий процесс, т.к. для читателя всегда остается возможность принятия своей версии событий. Таков детектив Дафны Дюморье "Птицы", где главный герой вместе с семьей один на один борется с птицами, которые, мигрируя на юг, из-за голода нападают на людей. Финал детектива открыт для безграничных читательских интерпретаций.

В XX в. появляются детективы нового типа. В 1930-е гг. в американской литературе формируется «крутой», или «чёрный» детектив, яркими представителями которого являются Д. Хэммет, Р. Чандлер. В таких детективах главное – не разрешение логической загадки, а изображение динамичных событий, борьбы, имеющей социальный смысл. В американском детективе частный сыщик-одиночка или адвокат, защищающий невинную жертву от полицейского преследования (Перри Мэйсон у Э. С. Гарднера), противостоят «порочным» власть имущим. Представления о социальной жизни как жестокой борьбе за существование приводят к тому, что в «чёрном» романе иногда исчезает непременный для традиционного детектива положительный герой и счастливый конец.

Одновременно в современном детективе (особенно в массовой литературе) главным героем всё чаще оказывается не любитель, а профессионал, окружённый коллегами; так, в самых известных полицейских романах Ж. Сименона 1930-60-х гг. комиссар Мегрэ – «обычный» человек, сила которого в здравом смысле, знании жизни, традиционной нравственности. Это один из писателей, которые дают возможность взглянуть на мир по-новому, увидеть скрытые причины человеческих поступков, то, мимо чего мы зачастую проходим равнодушно, заставляют читателя задуматься, если не о смысле самой жизни – то о собственном своем месте в мире, своих возможностях и своей ответственности перед другими, несомненно, должен быть отнесен и Жорж Сименон.

В нашей стране Сименона принимали, несмотря на его богатое творческое наследие, прежде всего, как писателя детективов, автора знаменитого и всеми любимого комиссара Мегрэ. В этом образе воплотилась мечта "маленького человека" о мудром и смелом защитнике. Такой герой, как комиссар Мегрэ, вышедший из народной среды, не мог не завоевать симпатию и доверие читателей своей справедливостью, не показной добротой к людям и стремлением придти на помощь в критические периоды их жизни.

Как и положено великому сыщику, он умеет распутывать совершенно безнадежные дела. Но не числом блестящих побед запоминается этот персонаж. Его отличает умение сострадать неудачникам и аутсайдерам. Он стремится прийти на помощь в самые тяжелые периоды жизни обыкновенного человека, обожает свою работу. Но главное его качество - большая любовь к людям, к "маленьким" людям, в первую очередь. Он является своего рода положительным героем, "адвокатом человеческих душ", "выпрямляющий" судьбы других людей, несчастных и обездоленных, способный хоть что-то изменить в неблагополучном обществе.

Нельзя не заметить, что проблему "маленького" человека Ж. Сименон почерпнул из произведений русских классиков. Именно произведения Н.В. Гоголя помогли ему увидеть "маленького", внешне ничем не примечательного человека, а также заставили понять и полюбить его.

У Ф.М. Достоевского он научился пониманию изломанных и несчастных душ, в которых разыгрываются трагедии, мучительные поиски смысла жизни. Именно в его произведениях Сименон увидел ценность и неповторимость духовного мира каждого человека, самого маленького, униженного и оскорбленного.

Из произведений А.П. Чехова писатель воспринял бережное отношение к человеку, пониманию того, что часто глубоко скрыто в человеческой душе за внешними, на первый взгляд нелепыми, странными и непонятными поступками.

Отметим, что с появлением образа комиссара Мегрэ в ткани повествования детективных историй Ж. Сименона произошли заметные изменения, что придало новый характер жанру французского детективного романа. На первый взгляд, схема детектива обычна. Совершено сложное преступление, появились первые данные и улики. Сыщик находит правильное и неожиданное решение, которое разоблачает преступника. Но дальше эта схема видоизменяется, так как Сименон наполняет ее социально-разоблачительным содержанием и вместе с тем ставит целью объяснить социальные и политические мотивы преступления. Этому герою в 1966 г. в Голландии в г. Делфзейле был установлен памятник.

Всего писатель написал 214 романов, из них 80 – о комиссаре Мегрэ. В более поздних романах «Мегрэ сердится», «Трубка Мегрэ», «Гнев Мегрэ» - автора интересует не столько преступление, сколько образ самого комиссара. В отличие от классических английских детективов романы Сименона не упражнение для ума, а скорее социально – психологический анализ мотивов преступления.

Что касается постмодернистского детектива, то по мысли М.А. Можейко, философия в постмодернистском детективе описывает событие как обретающее свой смысл в процессе его интерпретации. Трагизм заключается в абсолютном отсутствии правильной версии. Ориентация на торжество справедливости и нормы размыта, так как постмодернистская культура одним из принципов, постулирует отказ от идеи предпочтительности какой - либо универсальной общеобязательной, вследствие этого, не завершается традиционным открытием истины, которая растворяется в "самой процессуальности поиска" 3.

"Детективный роман в настоящее время не может считаться только тривиальным жанром, так как в нем на всех уровнях, от шаблонных серийных поделок и до новаторских книг, существуют авторы и произведения, демонстрирующие все черты постмодернистской литературы, так как взаимопроникновение высокой и массовой литератур стало типичным признаком постмодернистской ситуации" [Б. Менцель].

Литература


1.Арбитман Р.Э. Детектив и фантастика [Текст] / Р.Э. Арбитман // Русский журнал, 2003. - №8. – С.15.

2.Балахонов В.Е. Жорж Сименон и его романы [Электронный ресурс] / В.Е. Балахонов.– Режим доступа: www.u16s.narod.ru. (04. 08. 2008).

3.Банникова И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения [Электронный ресурс] / И.А. Банникова. – Режим доступа: hclub.cluster.sgu.ru/lingvistic/11.html/ (04. 08.2008).

4.Берковский Н. О советском детективе. Мир, создаваемый литературой [Текст] / Н.О.Берковский – М., 1989. – С.116 - 118.

5.Брехт Б. О популярности детективного романа. О литературе [Текст] / Б.О.Брехт – М.: Худ. лит-ра, 1988. – С.279 – 287.

6.Вольский Н.Н. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра [Текст] / Н.Н. Вольский – Новосибирск. Изд-во: НГПУ, 2006. – 200 с.

7.Вулис А. Поэтика детектива [Текст] / А. Вулис // Новый мир. – 1978. - №1. – С.244 – 258 с.

8.Ван Дайн С.С. Двадцать правил для написания детективных романов [Текст] / С.С. Ван Дайн // Как сделать детектив. М.: Радуга, 1990. – С.38 – 41.

9.Иваницкая Е.Капкан для читателя [Текст] / Е.Иваницкая //Дружба народов – 2004. - №4. – С.197 – 200.

10.Можейко М.А. Детектив. Постмодернизм [Текст] / М.А. Можейко // Энциклопедия. - Изд-во М, Интерпрес сервис, Книжный дом, 2001. – С.140 –




1 Можейко М.А. Детектив. Постмодернизм / М.А. Можейко // Энциклопедия. - Изд-во М, Интерпрес сервис, Книжный дом, 2001. – С.4.

2 Вулис А. Поэтика детектива / А. Вулис // Новый мир. – 1978. - №1. – С.244.


3 Можейко М.А. Детектив. Постмодернизм. С.5.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С большим вниманием познакомилась с Вашей лекцией, Наталия Георгиевна! Оказалось интересно и познавательно для меня - любителя детективов! Спасибо за публикацию!!!

3 June 2022

Благодарю Вас, Елена Владимировна за Ваш отзыв! Рада видеть Вас на моей страничке. Мне приятно что статья Вам понравилась и вызвала интерес!

3 June 2022

Наталия Георгиевна, с большим интересом прочитала вашу лекцию. В свое время сама "зачитывалась" произведениями о Шерлоке Холмсе. В книгах Агаты Кристи нравилось то, что зло было наказано. Романы Жоржа Сименона оценила уже в зрелом возрасте. Понравился ваш анализ творчества писателей - авторов знаменитых детективов. Познавательно. Спасибо!

3 June 2022