Статья «Детективные задачи как один из способов формирования у учащихся положительной мотивации»
Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.
К сожалению, в последние годы наблюдается снижение интереса учащихся к изучению точных наук и как следствие, падение качества образования. Учащиеся воспринимают обучение как тяжёлую повинность, необходимую, но скучную обязанность. Это значит, что перед нами особенно остро стоит задача формирования у учащихся положительной мотивации. Ничто не мотивирует человека сильнее, чем осознание своей успешности, состоятельности в чем - либо. Но для этого учащийся, как минимум, должен быть знаком с успехом. Очень часто имеющиеся пробелы в знаниях не позволяют ученику быть успешным. Думаю, каждый учитель математики сталкивался с тем, что в 7 классе, начав изучать геометрию, ученики переживают всплеск учебной активности, так как здесь у них появляется возможность начать с чистого листа, они хотят и могут быть успешными. Тогда как при изучении тем, которые должны лечь на уже имеющуюся базу, эти учащиеся сразу теряют интерес, зачастую даже не пытаясь преодолеть возникающие трудности.
Особенно болезненной темой в математике является боязнь учащихся перед текстовыми задачами. Причем основные причины неудач при решении задачи - это неумение работать с текстом и недостаточное развитие логики. На мой взгляд, действенный способ, помогающий школьникам справиться с этими проблемами, это решение детективных задач. Немаловажным достоинством этих задач является их доступность, для решения логических задач не требуются специальные знания, а лишь определенный уровень развития, умение логически мыслить, приобретаемое и развиваемое, как и любой другой навык, настойчивыми упражнениями.
Думаю, согласитесь со мной, что любознательность свойственна каждому ребенку, и было бы по меньшей мере странно не использовать ее в качестве мотива к обучению, не попытавшись как-либо заинтриговать ребенка. А детективная задача уже интрига по своей сути, она интересна ребенку. Причем, что тоже не маловажно, такая задача не отпугивает ребенка наличием каких-либо математических терминов, имеют интересную формулировку, описывают вполне понятную ребенку ситуацию. Таким образом, даже у «слабого» ребенка появляется возможность почувствовать себя успешным.
Помимо возможности упражнять детей в установлении логических связей между этапами какого-либо действия, задачи с детективным сюжетом позволяют развивать у учащихся умение пользоваться речью, как доказательством для обоснования своего суждения.
В своей практике зачастую использую групповую форму работы, так как «истина рождается в споре». Совместная работа учащихся в «детективном агентстве», помогает воспитывать в детях такие качества, как взаимопомощь, согласованность действий при выполнении коллективного дела. Еще один, немаловажный, на мой взгляд, такой работы, это возможность не формального общения, внутренней свободы ребенка: это не «принудиловка», он занят тем, что ему действительно интересно, он находится в кругу единомышленников и думаю, что это играет не последнюю роль в преодолении стеснения и скованности. Он работает, он успешен, он значим а следовательно он получает удовольствие от проделанной работы. А ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает.
Большой выбор детективных задач позволяет выбрать задание по силам каждому. Подборка задач, от примитивных к довольно запутанным, не позволяет ребенку застаиваться, дает ему возможность роста. Еще один из плюсов, это возможность выбора ребенком индивидуального темпа работы.
Особенно, эти занятия важны для детей с низким уровнем обученности, так как дарят веру в собственные возможности, что позволяет им и к уроку относится несколько иначе.