Статья «Детективные романы Жоржа Сименона как явление массовой литературы»

4
1
Материал опубликован 20 October 2020

Детективные романы Жоржа Сименона как явление массовой литературы

Современный литературный процесс представляет собой сложное и неоднородное явление, обширную нишу которого занимает «массовая литература», которая выступает в качестве оценочной категории, возникшей в результате размежевания художественной литературы по ее эстетическому качеству и предполагает рассмотрение художественных произведений «по вертикали», появлению которой способствовало усиление внимания к потребностям публики, как заказчика.

Многие из произведений «массовой литературы» различны и неравноценны по своим художественным достоинствам, являясь образцовыми в своем роде произведениями, имеющими огромный успех и претендующими на положение «высокой» массовой литературы. К таким произведениям относятся и детективные истории Жоржа Сименона, так как полагаем, что детектив не всегда можно назвать кичем, неоригинальной и художественно неполноценной литературой.

Кто хотя бы раз в жизни не обращался к детективным историям как жанру литературы и не зачитывался подчас невероятными или даже нелепыми приключениями героев, а также вместе с Шерлоком Холмсом и комиссаром Мегрэ не пытался найти разгадку таинственных и страшных преступлений! Среди этих достойных людей наверняка есть и выдающиеся государственные деятели, и художники, и музыканты, и поэты, и те, кого называют "простым" народом.

Все это объясняется тем, что таинственные и мрачные преступления и просто загадки природы всегда привлекали внимание человечества. Читатель серьезный и легкомысленный видел в детективных историях либо способ уйти от серой и унылой повседневности, либо источник знаний о скрытых сторонах жизни той или иной эпохи, либо повествование о людских страстях, пороках и добродетелях.

На Западе детективные истории пишут все – философы, политические деятели, журналисты, профессора, врачи, финансисты и просто обыкновенные люди, располагающие свободным временем.

У подобной литературы есть свой читатель, желающий отрешиться от монотонной повседневной жизни, прикоснуться к красивому или страшному миру вымышленных героев, неистовых страстей и кровавых преступлений.

Для серьезной читающей публики детективные истории не являются настоящей литературой, а скорее низшим жанром массовой литературы. Возможно это и так, но нельзя забывать и о том, что преступления и люди, совершающие их, являются неотъемлемой частью нашего общества.

К числу писателей, которые дают возможность взглянуть на мир по-новому, увидеть скрытые причины человеческих поступков, то, мимо чего мы зачастую проходим равнодушно, заставляют читателя задуматься, если не о смысле самой жизни – то о собственном своем месте в мире, своих возможностях и своей ответственности перед другими, несомненно, должен быть отнесен и Жорж Сименон.

Его творчество неоднозначно и противоречиво оценивается критиками, литературоведами и исследователями. Одни писатели, критики и литературоведы дают очень высокую оценку творчества Сименона, приравнивая его к классикам и считая художником и мастером слова в самом высоком смысле. Другие считают его скорее феноменом, чем великим писателем. Интеллектуалы же вообще возмущаются вознесением писателя на высокий литературный олимп.

В нашей стране Сименона принимали, несмотря на его богатое творческое наследие, прежде всего как писателя детективов, автора знаменитого и всеми любимого комиссара Мегрэ, сумевшего поддерживать на протяжении всех своих детективных историй интерес читателей, а также, что немаловажно определенную внутреннюю напряженность повествования, создаваемую поисками ответов на важные, существенные, жизненные для его героев вопросы. Воспринимали его как своего отечественного писателя, сумевшего приподнять презираемый жанр до уровня высокой литературы.

Все это объясняется тем, что настоящего отечественного детектива в ту эпоху у нас не было. Он существовал, но был скован требованиями многочисленных табу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на первых порах зарубежный детектив с его "раскованностью" новизной и доступностью привлекал читателя больше, чем произведения советских авторов. Ведь в своих романах Жорж Сименон создал разнообразную и живую галерею персонажей, которые действуют, размышляют, радуются и страдают. У его героев простых рыбаков, врачей, простых крестьян, содержателей баров, кафе, клошаров, уличных торговцев, мелких буржуа, просто одиноких людей своя непохожая на других судьба, привычки, предрассудки. У кого–то из них - двойная жизнь, скрытая от посторонних глаз, у кого–то трагический поворот, ломающий всю предшествующую жизнь, кто-то, не выдержав схватки с судьбой, кончает жизнь самоубийством или совершает преступление, или становится бродягой без имени, которого тщетно разыскивают родные. Лишь немногие выдерживают удары судьбы и находят возможность начать новую жизнь.

Но успехом своих детективных историй Сименон, прежде всего, обязан их главному герою – комиссару Мегрэ. В этом образе воплотилась мечта "маленького человека" о мудром и смелом защитнике. Такой герой, как комиссар Мегрэ, вышедший из народной среды, не мог не завоевать симпатию и доверие читателей своей справедливостью, не показной добротой к людям и стремлением придти на помощь в критические периоды их жизни.

Как и положено великому сыщику, он умеет распутывать совершенно безнадежные дела. Но не числом блестящих побед запоминается этот пресонаж. Его отличает умение сострадать неудачникам и аутсайдерам. Он стремится придти на помощь в самые тяжелые периоды жизни обыкновенного человека, обожает свою работу. Но главное его качество – большая любовь к людям, к «маленьким» людям, в первую очередь. Он является своего рода положительным героем, «адвокатом человеческих душ», «выпрямляющий» судьбы других людей, несчастных и обездоленных, способный хоть что-то изменить в неблагополучном обществе.

Нельзя не заметить, что проблему "маленького" человека Сименон почерпнул из произведений русских классиков. Именно произведения Гоголя помогли ему увидеть "маленького", внешне ничем не примечательного человека, а также заставили понять и полюбить его.

У Ф.М. Достоевского он научился пониманию изломанных и несчастных душ, в которых разыгрываются трагедии, мучительные поиски смысла жизни. Именно в его произведениях Сименон увидел ценность и неповторимость духовного мира каждого человека, самого маленького, униженного и оскорбленного.

Из произведений А.П. Чехова писатель воспринял бережное отношение к человеку, пониманию того, что часто глубоко скрыто в человеческой душе за внешними, на первый взгляд нелепыми, странными и непонятными поступками.

Отметим, что с появлением образа комиссара Мегрэ в ткани и повествования детективных историй Ж. Сименона произошли заметные изменения, что придало новый характер жанру французского детективного романа. На первый взгляд схема детектива обычна. Совершено сложное преступление, появляются первые данные и улики. Сыщик находит правильное и неожиданное решение, которое преступника. Но дальше эта схема видоизменяется, так как Сименон наполняет ее социально-разоблачительным содержанием и вместе с тем ставит целью объяснить социальные и политические мотивы преступления.

Романы Жоржа Сименона были восприняты отечественным читателем как феномен массовой литературы, «верх» массовой литературы, такой же, как романы Агаты Кристи или Конан Дойля. Во многом это объясняется языком детективных историй о Мегрэ, который насыщен большим количеством разнообразных фразеологических единиц. Заметим, что сам термин «фразеологическая единица», иначе говоря, устойчивое крылатое выражение предполагает тот факт, что фразеологизмы чаще можно встретить в произведениях массовой литературы.

Фразеологизмы, которые употребляет автор, функционируют в трех функциональных стилях речи, таких как разговорный, просторечие и арго, потому что в отличие от персонажей Агаты Кристи и Конан Дойля, герои Сименона простые, забытые люди, мелкие буржуа, даже люди дна, одним словом люди из толпы, носители массового сознания, от которого на этом свете слишком многое зависит. Поэтому и пишет свои произведения писатель не интеллектуалам, не элите, а таким же бедным, обездоленным, отчаявшимся, одиноким, униженным и оскорбленным, задавленным вечной нуждой людям о которых написаны его романы.

Фразеологические единицы, принадлежащие к трем сниженным стилям речи, являются для них наиболее доступным и понятным языком, принятым в их кругу, объединенных по профессиональным и социальным признакам. С помощью этих фразеологизмов читатели понимают, что герои этих романов такие же простые люди, как они сами, с множеством проблем, несчастий, горестей и разочарований в жизни и самое главное, что они не одиноки в этом мире в своих переживаниях и неудачах. Возможно, во многом благодаря фразеологизмам, которыми насыщены его детективные истории, которые приняты в их среде, Ж. Сименону удалось проникнуть в сложный мир чувств и отношений, в глубины сознания самого заурядного и обычного человека, человека среднего класса, мелкого буржуа, одним словом, так глубоко затронуть «тайники» души «маленького» человека. Показал жалость и в то же время нежность к нему. Возможно, фразеологическая единица является одним из факторов, повышающих интерес именно массовой аудитории, а не интеллектуалов и элиты, так как заурядный, средний читатель видит в его произведениях таких же простых, средних людей, как и они сами. Людей беззащитных, обездоленных, незащищенных в вопросах быта и суровых обстоятельств жизни. Ведь чаще всего обвинение в преступлении будь то в жизни или в детективных историях падает на простого незащищенного человека, а не на успешного, преуспевающего бизнесмена или руководителя крупного предприятия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С интересом познакомилась с Вашей статьёй. Спасибо за работу, Наталия Георгиевна!

25 September 2021