Детективное агентство "Части речи"

4
3
Материал опубликован 14 February

Урок русского языка по теме: «Части речи»

Учитель: Абдуллина Елена Николаевна

МБОУ «СОШ № 140» Советского района г.Казани


Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»

Класс: 3 «а»

Цели урока:

Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.


Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи;

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения их признаков;

синтез;

подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формирование умения слаженно работать в паре.


Учебно - методическое обеспечение: тетради, словарь Даля.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в группах, разноуровневые задания, лист самооценки.











I Организационный момент.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. И сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Предлагаю настроиться на работу с помощью волшебного упражнения «Класс! – Здорово!»


- Начнём же урок, не будем скучать.

- А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


II Самоопределение к учебной деятельности.


- Наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство « Морфология». Слайд 1


Кто знает: чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).

- А кто такой детектив? В словаре Владимира Ивановича Даля даётся определение


1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.

2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.

Слайд 2.


- Какими качествами должны обладать детективы?

1. Быть очень внимательным

2. Должен уметь все слышать и видеть и наблюдать.


«Внимательный детектив»

на 1 – развести руки в стороны

на 2 – руки поднять вверх

на 3 – руки на пояс


- Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.

- Что изучает наука Морфология?

( раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи)


- Вы готовы к работе? Тогда начнём!




III Актуализация знаний

Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти

ЭКСПРЕСС-ОПРОС «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа)


ЦЕЛЬ: проверить свои знания по русскому языку.

- Кто из вас желает проверить свои знания.

(Дети в режиме соревнования отвечают на поставленные вопросы).

Вопросы:

- Какие части речи в русском языке вам известны?

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Что обозначают имена прилагательные?

- Какие ещё части речи вы знаете?

- Какую роль в предложении играют предлоги?

Рефлексия:

- Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?


.  Сегодня нам предстоит примерить на себя роль…….

- Как вы понимаете такое выражение? ( Переносное значение, фразеологизм)

Так вот примерить на себя роль следователя. Чем отличается детектив от следователя?

(Детектив собирает улики и передаёт их для дальнейшего расследования. Следователь пользуется этими уликами, чтобы сделать вывод.)

- Посмотрите лексическое значение в  толковом словаре.

- У следователя для записей должен быть блокнот. у нас сегодня роль блокнота будет выполнять тетрадь.

Запишите дату начала расследования

Каллиграфическая минутка.

- Запишите заглавную букву, обозначающую первый звук в слове СЛЕДОВАТЕЛЬ

- Соедините её со строчной буквой, звук которой находится в сильной позиции.

- Соедините её с буквой, которая обозначает мягкий согласный звук в корне слова.

- Пропишите до конца строки.

- Запишите слово СЛЕДОВАТЕЛЬ. Разберите слово по составу. Слайд 3


IV. Постановка учебной цели (проблема).

- Итак, в наше детективное агентство поступил материал для расследования. Мы получили конверт, из которого посыпались слова.

(Существительное, прилагательное, глагол, Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения,)

- Что делать? Конечно, наводить порядок!

- Надо их как-то сгруппировать. Разделить по группам.

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

- На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя сущ., имя прилаг., глагол).

- Как можно назвать все эти группы? (Части речи)

- Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока. (Части речи)

- Какова же цель нашего расследования? (Научиться определять части речи)


V. Усвоение новых знаний (групповая работа)

Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. Приступим к расследованию.

И перовое что нужно сделать, составить ФОТОРОБОТ частей речи.

У нас работать будут три группы детективов. Слайд 4

ЦЕЛИ:

во-первых, определить о какой части речи вы будете вести расследование.

(Капитанам подойти и выбрать) Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.

1 группа - Имя существительное;

2 группа – Имя прилагательное;

3 группа – глагол.

- во-вторых, прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу. Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте фоторобот, который в будущем будет нашим помощником в дальнейшей работе. Слайд 5

Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:

Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

Каждой группе дан алгоритм по которому вы работаете.

Алгоритм

Отвечает на вопросы…

Обозначает…

Бывает...

В предложении является….

Приведите 2-3 примера данной части речи:


- Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?

(Группа слов, которая имеет общие грамматические значения).


VI. Первичное закрепление.

- А теперь наступило время использовать наши знания. Следующее задание: «Внимание! Розыск!»

- У каждого из вас есть слово. Вам надо определить какой частью речи оно является.


VII. Физкультминутка. «Спортивный детектив»

Здоровьесберегающая разминка


VIII. Самостоятельная работа .Частное расследование.

- Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование. Перед вами карточки с заданиями, прочитайте внимательно задание и постарайтесь выполнить правильно. Не забудьте записать результаты вашего частного расследования.


Упражнения для рук

Ручку я в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.


Выберите карточку любого уровня сложности. Выполните задание.


1 уровень - желтого цвета

2 уровень - зелёного

3 уровень - красного.


1 уровень:

Определить к какой части речи относятся слова. Спиши. Над словами укажи часть речи.

День,  хорошая,  друг,  думает,  смелый, рисует, дерево, зелёный, кошка, плавает.


2 уровень:


Спиши слова. Найди в каждой строчке и подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза,  пчела,  лёгкий,  малина.
2) Зелёная,  сочная,  свежая,  выросла.
3) Думает,  считает,  ученик,  знает.

4) Красивый, ковёр, храбрый, старый.


3 уровень:


  Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

Веселье –_____________________,___________________________.
Шум – _______________________, ___________________________.
Игра  - ______________________, ____________________________.




Работа по учебнику Стр. 5

- Вспомним как узнать, какой частью речи является слово.

- Упр.4.

(Горбатый мост на четырёх столбиках стоит. Верблюд

Схоронился под пенёк клубок с иголками. Ёжик

Чтение правила Мудрой совы.

IX. РЕФЛЕКСИЯ.



- Что повторили мы за урок? (Что называется сущ., прил., гл.)

- Что нового узнали на уроке? (Самостоятельные части речи, служебные)

- Чему научились? (Определять части речи)

- Что вызвало особый интерес?


«САМООЦЕНКА»

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.




Лист самооценки

На уроке я работал активно - пассивно

Своей работой на уроке доволен – не доволен

За урок я не устал - устал

Моё настроение стало лучше – стало хуже

Материал урока мне был понятен – непонятен

лёгким-трудным


Домашнее задание «Следственная экспертиза»


Стр.5 упр.5 повторить правила

Благодарю всех детективов за работу!











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Слайды прописаны, а презентацию не вижу.

14 February

Хотелось бы посмотреть на презентацию

14 February

Интересный придуман урок! согласна с коллегами, не хватает презентации.

15 February