Конспект внеклассного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий «Дети и социальные сети»
Дети и соцсети
PPTX / 1.95 Мб
/data/files/i1652532380.pptx (Дети и соцсети)МБОУ Раздолинская СОШ им. Героя Советского союза Ф.Тюменцева
Конспект внеклассного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий
«Дети и социальные сети»
Подготовила:
учитель начальных классов
Зажимаева Дарья Сергеевна
Пгт.Раздолинск, 2022г.
Введение
Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.
Согласно последним данным, 59,6% времени в интернете дети проводят в социальных сетях. Эти сайты и мессенджеры имеют огромное значение для ребят - здесь они формируют свое мнение о происходящем в мире, заводят новые знакомства, самореализуются и делятся сокровенным. Может ли виртуальный социум навредить детям, каковы признаки зависимости от социальных сетей и как оградить ребенка?
Фонд развития интернета сообщает, что около 80% детей и подростков в СНГ считает себя постоянными пользователями соцсетей. Активное общение при помощи подобных сервисов начинается с 8-9-летнего возраста - когда ребенок еще не может здраво оценивать риски и последствия своих действий в интернете. Если дети до 4-6 лет пользуются гаджетами преимущественно под присмотром родителей, то более старшие мальчики и девочки рискуют впасть в зависимость от телефона и социальных сетей.
При этом у каждого 6-го ребенка более 100 друзей (и это далеко не все его собеседники!). Более 40% детей в русскоязычном интернете встречаются с виртуальными знакомцами в реальной жизни - это отдельный фактор риска, представляющий для ребенка физическую угрозу.
Уязвимая и нестабильная психика детей особенно уязвима перед зависимостями - и зависимость от соцсетей не стала исключением. Желание самоутвердиться, отсутствие реального жизненного опыта, психологические травмы и неблагоприятное окружение - все это повышает риск зависимости детей от социальных сетей, которую ВОЗ уже признала психологическим расстройством.
В связи с высокой актуальностью данной проблемы я решила провести внеклассное мероприятие «Дети и социальные сети».
Цель: создание памятки с рекомендациями об экологичном поведении в социальных сетях.
Задачи:
Ознакомление обучающихся с историей возникновения социальных сетей;
Совместный анализ положительного и отрицательного влияние социальных сетей на ребенка;
Изготовление памятки с рекомендациями об экологичном поведении в социальных сетях.
Гипотеза: обучающиеся будут осознанно использовать социальные сети, если сформировать правильное представление о степени опасности и пользы виртуального общения.
Подготовительная часть: проведение анкетирования «Ты и социальные сети»; анализ полученных данных.
Оборудование: ноутбуки, экран, аудиоколонки.
Используемое программное обеспечение (ЦОР): Доска Padlet; презентация PowerPoint; ссылка на видеоролик в
YouTube; QR Coder.ru
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Применяемые ИКТ |
1.Самопределение к деятельности | Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия. Устраиваемся поудобнее и настраиваемся на плодотворное общение, а также получение новых знаний. | Приветствие | Самоопределение; настрой на сотрудничество с учителем и одноклассниками | Презентация Слайд 1. |
2.Актуализация знаний и мотивация | Ребята, я вам предлагаю сейчас сесть друг к другу спиной и договориться о сегодняшней встрече вечером, для прогулки, а затем повернуться и сказать тоже самое только в глаза друг другу. Что вы чувствовали, когда сидели спиной друг к другу? А когда вы смотрели в глаза друг другу, было ли удобно договориться? А каким способом еще можно договориться о встрече? Да, сейчас мы чаще назначаем встречи в соц.сетях, да и вообще чаще общаемся именно там. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать? Верно, мы поговорим о социальных сетях. Тема нашего занятия «Дети и социальные сети» | Выполняют задние Было легче договориться Нет Написать в соц.сети, позвонить О социальных сетях | Анализ, синтез. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Презентация Слайд 1. |
3. Постановка цели | Ребята, какие ассоциации у вас возникают при словах «социальные сети»? Какие самые известные соц.сети существуют? Послушайте историю развития социальных сетей. Точка отсчета социальных сетей — 1995 год, тогда появился Интернет-пейджер ICQ (в народе — «аська»). Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. Российские «Одноклассники» и «ВКонтакте» появились только в 2006 году, и сейчас это крупнейшие в Рунете соцсети. Места в рейтинге соцсетей на данный момент распределились так: Предлагаю вам посмотреть видео и определить, о чем оно. Какую цель мы поставим ? | Ответы детей Просмотр презентации Просмотр видеоролика Узнать о плюсах и минусах социальных сетей | Анализ, синтез. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Постановка и формулирование проблемы. | Презентация Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Доска Padlet Видеоролик Слайд 5 |
4.Включение в систему знаний | До начала нашего занятия я вас разделила на группы. У каждой группы есть индивидуальное задание, которое вы узнаете, вскрыв конверт. Но прежде чем вы начнете работать, предлагаю вам ознакомиться с результатами анкетирования, которое мы с вами провели заранее. | Получение задания. Знакомятся с результатами | Анализ информации | Доска Padlet Конверты с заданиями Слайд 6, 7 |
5.Физминутка | «Клубок» Каждый из участников, держа в руках, клубок говорит о том, как его касается обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. Ведущему следует задать тон серьезного разговора. Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания. | Называют свои ассоциаци | Осознание общности проблем и возможности взаимной поддержки. | Клубок Слайд 8 |
6.Работа в группах | Социальные сети сильно влияют на человека - развлечений столько, что «зависнуть» в социальной паутине можно надолго. А каково это влияние, положительное или отрицательное? Вскройте свои конверты. Итак, у каждой группы есть свое задание: составить список плюсов и минусов социальных сетей и прикрепить их на нашу доску. | Может быть и положительным, и отрицательным. Вскрывают конверты. Работают в группах. | Установление причинно-следственной связи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Слайд 9 Доска Padlet |
7. Обобщение и систематизация знаний | Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Послушаем по одному представителю от группы. А теперь составим общую памятку об экологичном использовании социальных сетей. Вы большие молодцы. Социальные сети сделались настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. Как и любое достижение прогресса, будь то автомобиль, самолёт, телевизор, компьютер является источником негативных воздействий на человека, приносит вред его здоровью при неправильном применении, может вызвать профессиональные заболевания. Однако социальные сети станут добрыми, умными, неутомимыми помощниками, если человек продумывает все моменты работы в сетях, соблюдает правила техники безопасности. | Зачитывают плюсы и минусы | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Доска Padlet |
8.Рефлексия | Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили? У вас на парте лежат «лайки». Теперь поднимите их пальцем в верх, кому понравилась его работа на занятии, и вниз кто не доволен свой работой. А кто-то хочет оставить комментарий? (то есть пожелание всем исходя из темы классного часа). А я хочу прокомментировать так: «Надо прожить жизнь так, чтобы на социальные сети не оставалось времени». Пусть социальные сети не пожирают наше время, а экономят его. Пусть они никогда не заменят нам реальную жизнь, а будут лишь приятным и полезным приложением. Желаю вам найти золотую середину. До свидания. | Определить плюсы и минусы социальных сетей. Оценка Комментарий | | Слайд 10 |