12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каретина Елена Валерьевна285
Зовусь учителем, а это значит, что для детей живу и не иначе.Я логопед и речи терапевт, что важно и так много значит, ведь речь детей я делаю богаче!
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
2

Дети с ограниченными возможностями здоровья и театральная деятельность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и театральная деятельность.

Существуют различные формы специально организованной детской театрально-драматической деятельности.Театр активно входит в систему специального образования в переломные исторические периоды, которые,в свою очередь, связаны с реорганизацией ,когда происходит поиск новых путей психолого-педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями.Обращение к театральной деятельности даёт возможность решения многих задач,как воспитательных,так и коррекционно-развивающих.Элементы театральной педагогики полезно включать в учебный процесс в целях оптимизации ,а также использовать во внеклассной работе для эстетического развития ребёнка с ограниченными возможностями.Ценны занятия театральной деятельностью во внеурочное время в качестве дополнительной образовательной услуги.

Анализ детской театральной деятельности осуществлялся в работах по педагогике,культурологии,театральному искусству,однако,с точки зрения формирования специальных актерских способностей детей с ОВЗ мало изучена.Театральная деятельность помогает детям с ограниченными возможностями расширить свой жизненный опыт и способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления,средством воспитания уверенности в себе у детей разного возраста.

Важно и то,что создаются условия для коррекции речевых нарушений и развивается стремление у самого ребёнка по устранению собственных речевых дефектов. Дыхательная и артикуляционная гимнастика,выполняемая под руководством педагога перед началом репетиции наилучшим образом влияет на речевое развитие. В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир и познавательный интерес.Здесь бесценна роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

При речевых нарушениях имеется недоразвитие всех компонентов речи, недоразвитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Именно поэтому в систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать театрализованные игры и игровые упражнения,повышающие умственную активность и совершенствующие речевые навыки,а также способствующие развитию и повышению эмоциональной и социальной активности.

Основные направления коррекционной работы в театрализованной деятельности:

- развитие культуры речи: артикуляционной моторики,фонематического восприятия,речевого дыхания,правильного звукопроизношения;

-развитие общей и мелкой моторики:координации движений,мелкой моторики руки,снятие мышечного напряжения,формирование правильной осанки;

-развитие сценического мастерства и речевой деятельности:развитие мимики,пантомимы,жестов,эмоционального восприятия,совершенствование грамматического строя речи,монологической и диалогической формы речи,игровых навыков и творческой самостоятельности..

Важно отметить,что для постановки нормированного произношения отрабатываются конкретные артикуляционные позиции путём показа и объяснения.А для выработки хорошей дикции ,чёткого и благозвучного произношения с детьми проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия,которые направлены на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-рёберного дыхания.Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук,ног,туловища,головы и одновременно включается речевой материал,который произносится на выдохе.

Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведётся через игры,которые направлены на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур,на усвоение ритмики слова и предложения.

Во время работы над спектаклем происходит обогащение словаря,совершенствование слоговой структуры слов,работа по автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.Во время работы над спектаклем происходит совершенствование связных высказываний.Развивается и просодическая сторона речи.У детей формируется умение говорить чётко,выразительно,используя различную интонацию,темп для передачи конкретного образа.Формируются навыки выразительного пересказа, внимательного отношения к артикуляции, развивается речевое дыание, чёткая дикция,умение управлять своим голосом.Параллельно у детей совершенствуется пластика и координация движений.

Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации-обучение социальному опыту.Ведь часто,проигрываемые ситуации в реальной жизни детям ещё не встречались, поэтому работа над спектаклем дарит им опыт чувств и эмоций,опыт сопереживаний,сочувствия и сотворчества.

Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребёнка:

-формирует знания об окружающем мире;

-активизирует и расширяет у детей словарный запас,совершенствует у них звукопроизношение,грамматический строй и навыки связной речи,её темп и выразительность;

-развивает у детей психические процессы(внимание,память,восприятие,мышление,воображение);

-совершенствует у детей моторику,координацию,плавность,переключаемость и целенаправленность движений;

-развивает эмоционально-волевую сферу ребёнка.

В нашей школе обучаются дети с нарушениями здоровья,поэтому в работе используется театральная деятельность.Занятия в школе направлены на развитие речи,внимания,собранности,образного мышления,умения фантазировать,воображать,быть активными,проявлять выдумку и самостоятельность –что.конечно же,пригодится им в дальнейшей жизни,какую бы профессию они не выбрали.

Заняти в театральной студии помогают приобрести навыки общения и взимодействия с людьми,что в реальной жизни помогает легко находить общий язык с окружающими,выходить из любой сложной жизненной ситуации.Театральное искусство благотворно влияет на каждого,дарит раскрепощение,чувство уверенности в себе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья очень любят этот вид деятельности.Все спектакли записываются, затем организуется совместный просмотр видео,в том числе и на родительском собрании и при индивидуальных беседах с родителями,некоторые из которых впервые увидели на сцене своих детей.

Благодаря деятельности педагога,поддерживающего деятельность театральной студии,привлекающего родителей к различным формам музыкальной деятельности,приглашая их в качестве зрителей и участников на праздники, получается превратить родителей в своих союзников( да, сейчас и это непросто).Организация массовых досуговых мероприятий является одной из важных форм деятельности школы.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.