Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности

1
0
Материал опубликован 10 January 2019

Ивкова Г.Б. «Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности».

В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Признание прав каждого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессии является чрезвычайно важным, т.к. возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Трудовая деятельность- это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.

В специальной (коррекционной) школе дети усваивают систему знаний и навыков, которая дает им возможность овладеть профессией и стать полезными членами общества. Решение этой задачи неразрывно связано с воспитательной работой.

Специальная (коррекционная) школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим чувством.

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с эстетическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие не его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность. (В.А. Артемов, А.В. Запорожец и др.).

Эстетическая воспитанность предполагает:

1) Эмоциональное отношение ко всему окружающему.

2) Осмысливание содержания и средств выражения прекрасного.

3) Наличие эстетических и нравственных суждений.

4) Стремление к самостоятельному художественному творчеству.

Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность-это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Эстетическое воспитание в коррекционной школе - неотъемлемая часть единого коррекционно-развивающего процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с ограниченными возможностями здоровья значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.

В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, состоящее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество воспитания, тем ярче и богаче представления.

В процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам астатического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональное переживание и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое. (Т.Н. Головина, И.А. Горщенков, С.М. Миловская).

С учетом своеобразия развития детей с ограниченными возможностями и здоровья и особой роли коррекционной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1)способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психологического и физического развития детей постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2)формировать у учащихся этического восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к восприятному, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно- эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

3)развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания ( удовольствия, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

4)содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, художественного рукоделия, ручного творчества).

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально- волевой и двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционной направленный характер всех учебно- воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в коррекционной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников. Прежде всего, согласно исследованиям И.М. Соловьева, К.И. Вересовский, ГМ. Кудрявцевой, Н.М. Стаденко отмечается значительное своеобразие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно характеризуется, в частности, замедленным теплом. Даже картинки хорошо известных предметов учащиеся коррекционной школы узнают не сразу. Замедленная восприимчивость детей с УО сочетается со значительным суждением объема воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и том же обрезанном участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, т. . участок окружающего пространства, включающего пространства, включающий многие предметы, детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормальный ребенок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в окружающем, то школьник и ограниченными возможностями здоровья долго не может уловить смысл происходящего и зачастую оказывается дезориентированным. Еще одна особенность восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья- недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, школьники не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения межу предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Все это накладывает значительный отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.

Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков учащихся коррекционной школы является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии прежде всего в двигательной сфере (патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно- двигательной координации, снижение мышечного тонуса неумение выполнять сложные двигательные акты и т.п.). эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий ручным трудом.

Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяющего кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в создании детей. Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания школьников во внеурочное время имеет кружок «Умелые руки». Занятия в нем способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности.

Я работаю в школе больше 30 лет и постоянно веду кружок «Умелые руки»

Характер знаний во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные материалы и инструменты.

С первого дня учебного года вместе с учениками начинаю сбор материалов для занятий кружка по теме «Работа с разными материалами», т.к. в последнее время особенно увлеклись конструированием игрушек из бросового материала. Дети приносят в школу арбузные семена, тонкую проволоку, самый разнообразный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, пакеты от продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробки, пластиковые баночки и т.д. Когда предметов накопилось достаточно, началось самое интересное. Дети сами стали придумывать, что можно сделать из всего этого. Предложения были самые разные. Среди детей нашлись изобретатели, которые сначала несмело, а потом все смелее взялись за работу, и этим «заразили» остальных детей.

Занимаясь в кружке, дети приобретают ряд знаний, ориентировок практических умений для их общего развития. Выполняя декоративные аппликационные работы, дети знакомятся с цветом, величиной, осваивают о ритме и симметрии, приобретают ориентировку в использовании ограниченного пространства листа бумаги. Правильность и четкость форм, а также разнообразие цветов и оттенков в материале для аппликации доставляют детям эстетическое удовольствие и способствуют развитию художественного вкуса.

Овладение приемами вырезания разнообразных форм для декоративной и предмето-сюжетной аппликации соответствуют развитию мелких и тонких движений кисти руки, подчиненных контролю глаза и сознания. Изображая в аппликации тот или иной предмет, ребенок ясно представляет контурные очертания его частей и осмысливает наиболее рациональные приемы вырезывания из, а это связано с развитием наблюдательности, воображения и зрительного контроля. Весь процесс аппликации требует сосредоточенного внимания, аккуратности, выдержки и настойчивости в достижении поставленной цели.

Склонности к эстетическому восприятию проявляются у детей довольно рано. Ярким примером могут служить выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, в моделях роботов, машин и поделках по образцам народных промыслов.

Дети ежедневно смотрят интересные телепередачи, часто посещают различные зрелищные мероприятия, читая книги, рассматривая красивые иллюстрации в них, но беда в том, что многие из ребят быстро забывают обо всем увиденном или услышанном, становясь только потребителями искусства.

На кружке «Умелые руки» я стараюсь не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания и разговоров, но и, будучи взрослым, вносил бы красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

В коррекционной школе эстетическое воспитание учащихся осуществляется, главным образом, в двух направлениях: развитие эстетического восприятия и развитие эстетического творчества учащихся (конечно, на доступном для детей уровне и в более узком объеме).

Авторы учебника «Олигофренопедагогика» разделили доступные умственно отсталым детям виды творчества на три основные группы:

художественное творчество в области форм повседневного поведения;

художественное творчество в игре;

художественное творчество в труде (и в обучении).

Художественное творчество предполагает «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения,, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину или другие виды искусства».

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка».

Опыт показывает, что если создать такие условия, чтобы ребенок сам захотел заняться творческой деятельностью, то у любого ребенка можно развить эстетические способности в большей или меньшей степени. И «неспособность» человека почти всегда объяснятся тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленно эстетического развития.

Учитывая особенности детей младшего возраста, я стараюсь показать им величие труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желания своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Детские поделки служат подарками для первоклассников, родителям и оформлением классной комнаты, спальни и т.д.

Немаловажное значение имеет игровое начало в обучении. Из поделок, выполненных детьми, составили целый сказочный городок. Обсудили с детьми назначение каждой постройки. Кто будет жить в домах, как это отразиться на оформлении дома. Будет ли постройка жилая или, например, магазин, театр, школа и пр. дети придумали название сказочного города, его улицу, указатели, заселили свой город сказочными жителями.

Одно из занятий можно посвятить работе учеников по своим интересам. У каждого ребенка есть своя любимая тема: одни любят природу, птиц, зверей, другие- технику (самолеты, машины). Детям предлагаю нарисовать эскиз на любимую тему и затем изготовить поделку. В конце завершения работы устраиваю выставку самостоятельных работ учеников. Дети лучших работ рассказывают о своих увлечениях, мечтаниях, выборе профессии.

В настоящее время все больше требований предъявляется не только техническим качествам машин, но и внешнему виду.

Люди желают, чтобы все окружающее радовало глаз своей красотой, хорошими формами, подбором цветов, аккуратностью и чистотой исполнения. Человек стремится всегда, чтобы машины были не только надежными, но и красивыми. Теперь все машины, объясняю детям, создаются в творческом сотрудничестве инженеров с художниками- конструкторами, которые называются дизайнерами. Он и занимаются разработкой эстетически и технически совершенных машин с учетом эстетического вкуса людей, наличия материалов и моды.

Воспитание эстетического технического вкуса начинаю на уроках трудового обучения и продолжаю во время кружковой работы. Применяя первоначальные основы художественного конструирования, учащиеся изготавливают из коробок модели машин, раскрашивают акварелью, учатся их красиво украсить аппликацией, гофрированной фольгой. Конструирование машин вызывает интерес у всех мальчиков к занятиям, дает возможность детям проявить самостоятельность, придумать свое. Для младших школьников это еще игра, воспитывающая первое проявление творчества. Человек стремился всегда, чтобы машины были не только надежными, но и красивыми. Много художественной выдумки, творческих усилий необходимо, чтобы создать красивые машины. Готовые модели машин использовали при изучении правил дорожного движения. Поделки из папье- маше - в инсценировке сказки « колобок» (1 кл.), домик- на уроках изобразительного искусства и при знакомстве со сказкой «Теремок».

Организовать занятие с младшими школьниками не просто. Тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим необходимо сформировать у ученика положительную мотивацию трудовой деятельности. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен, а процесс изготовления поделки- посилен для ученика в процессе работы не ставлю жестких требований сделать так или по образцу. На первых порах даю одинаковые задания, но потом постепенно в соответствии с приобретенными навыками предлагаю дифференцированные, самостоятельные задания. Задания для учащихся предлагаю такие:

По натуральным зарисовкам после экскурсии;

По словесному описанию;

По теме после чтения сказок, басен, рассказов;

По самостоятельному творчеству замыслу;

По образцу или рисунку с таблицы.

Главное - чтобы дети самостоятельно думали и создавали новую поделку, вносили в нее что-то свое.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, учащиеся ощущают прилив энергии, используют положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.

Для этого, чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, я бываю терпеливой и соблюдаю принципы пошагового обучения. В трудный момент прихожу на помощь ребенку, но не подменяю его. Это позволяет робким, неуверенным детям без боязни включаться в работу, проявить себя полноценным человеком коллектива, утвердиться в создании полезности своего участия в общем деле.

Заключительным этапом в каждом классе служат детские выставки. Выставку организую в конце каждого года. Детям напоминаю неоднократно о том, что на предстоящую выставку отбираются лучшие работы, сделанные красиво и аккуратно.

В организации и оформлении выставок дети принимают самое деятельное участие. Они обсуждают достоинства представленных на выставку работ, отбирают лучшие. Помогают оформить класс. Эта работа также способствует эстетическому воспитанию учащихся. Они видят результаты своего труда и по праву гордится ими, у них появляется стремление продолжить занятия, посещающие выставку в качестве гостей, загораются желанием научиться выполнять такие же работы.

Занятия во внеурочное время способствуют общему эстетическому развитию учащихся младших классов коррекционной школы. А сам процесс работы располагает большими возможностями: способствует развитию у детей глазомера, чувства формы, ритма, пониманию цвета и его преобразованию. Работа по изготовлению поделок помогает не только формированию у детей эстетического художественного вкуса, выражению собственной фантазии, приобретению трудовых умений и навыков работать с карандашом, ножницами, наносить клей, вышивать прикладывать лоскутки и т.д., но и формированию таких ценных качеств, как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, способность доводить начатое дело до конца.

А практическая направленность декоративных изделий- делает труд детей не только познавательным, но и общественно полезным. А руки моих учеников действительно умелые. Они любят рисовать, вышивать, лепить и конструировать. Чтобы увлечь детей такой работой, нужно иметь большое желание и время. Как вдохновенно расписывают дети акварельными красками свои поделки! Как любят они играть своими игрушками! За общей работой дети учатся дружить и помогать друг другу, у них становятся ловкими руки и добрым сердце.

ЛИТЕРАТУРА

1.Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. Под ред. Т.А. Голявкиной

2.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой.

3. Дефектология,1990-№2

4.Начальная школа,2007-№5

5.Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей №1992.



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации