12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алеся28
4

Детский исследовательский проект "Сегодня фантазеры - завтра изобретатели"

Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский



Детский исследовательский проект



t1577389844aa.gif



t1577389844ab.jpg


Руководитель проекта:

Столбова Алеся Анатольевна


Участники проекта:

Андрякова Елизавета,

Галайдо Александр,

Маслов Александр



Белоярский, 2019 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Сегодня фантазёры – завтра изобретатели»

Цель проекта: Разобраться, как происходит изменение объекта рукотворного мира, для того чтобы улучшить его функциональность.

Задачи проекта:

Сбор информации о разнообразных объектах рукотворного мира и их истории развития. (Беседы с родителями, интернет, научная литература).

Создание копилки объектов рукотворного мира и их исторических аналогов.

Системный анализ развития объектов в системном операторе.

Построение прогноза развития объекта с помощью модели «Эвроритм»

Составление алгоритма юного изобретателя.

Руководитель проекта: Столбова Алеся Анатольевна

Тип проекта – информационно - исследовательский, групповой.

Продолжительность – краткосрочный.

Основное направление проекта – познавательное.

Актуальность проекта: В повседневной жизни существует множество объектов рукотворного мира. В рамках конкретного объекта ребенок сам может понять различие между старинными и современными предметами. Тем не менее, наши дети будут жить с постоянно меняющимися объектами рукотворного мира. Даже если ребенок не будет изобретателем нового, задача взрослых - поддержать энтузиазм ребенка, и направить его воображение в нужное русло.

Детская проблема: «Мы знаем, что все объекты изменяются с течением времени, но не понимаем, как появляются новые изобретения».

Методы и приёмы:

- сбор информации из разных источников.

- использование методов ОТСМ – ТРИЗ: системный оператор, «эвроритм»

Практическая значимость: улучшение навыков решения задач прогнозного характера на основе моделей «Системный оператор» и «Эвроритм», составление алгоритма юного изобретателя

Продукт проектной деятельности:

- Создание алгоритма юного изобретателя.



Этапы работы над проектом

Первый этап – организационный.

- Выявление проблемы

- Поиск и сбор информации

- Составления плана работы


Второй этап – практический, исследовательский.

- Работа с системным оператором (анализ)

- Составление алгоритма юного изобретателя


- Третий этап – обобщающий.

- Формулировка выводов

I этап.

Выявление проблемы

«Мы знаем, что все объекты изменяются с течением времени, но не понимаем, как появляются новые изобретения».


Сбор информации: копилка объектов рукотворного мира и их линии развития объекта (их исторических аналогов).



t1577389844ac.gift1577389844ad.gif

t1577389844ae.gift1577389844af.gif

I I этап.

Системный анализ развития объектов в системном операторе.

Анализ отрицательных свойств у рассматриваемых объектов в системном операторе.


t1577389844ag.gift1577389844ah.gif


t1577389844ai.gif

Составление алгоритма


t1577389844aj.gift1577389844ak.gif

I I I этап.

Формулировка вывода: Все рукотворные объекты имеют своё прошлое и, обязательно, будут улучшаться в будущем, а потом заменятся более совершенными приспособлениями. Используя алгоритм, смогли сотавить модели будущих улучшенных объектов.



IV. Презентация проекта

Здравствуйте!!! Мы ребята из детского сада «Семицветик», подготовительной к школе группы «Пчёлки». Меня зовут ……..

Мы представим вашему вниманию проект «Сегодня фантазеры – завтра изобретатели».

Изучая объекты рукотворного мира, рассматривая их на нашем «волшебном экране», я задалась вопросами: «С чего начинаются все великие открытия? Как появляюся новые изобретения?»

Я поделилась этим с детьми в нашей группе, и мы решили разобраться, как изменяются объекты и становятся лучше.

Вместе с ребятами мы собрали в копилку объекты рукотворного мира и их линию развития, какими они были до нашего времени.

Мы классифицировали объекты, и увидели, что в нашей копилке больше всего объектов: мебели, посуды, электоприборы и транспорт. Это те объекты, которыми мы часто пользуемся. Например: утюг (раскладывает и рассказывает: каким он был и как изменялся), фотоаппарат (также рассказывает линию развития, и сказать, что фотоаппарат тоже скоро совсем уйдет в прошлое, так как появились такие вещи как телефон, планшет) Фотоаппаратом теперь в основном пользуются люди, для которых фотографировать - это профессия (фотографы)

Затем мы решили рассмотреть эти объекты на нашем «волшебном экране» (системный оператор).

Например: стол. Функция стола – удерживать предметы. Наш стол состоит из ножек, столешницы и гвоздиков или шурупов. Столы нам необходимы в детском саду, дома и для взрослых на работе. Рассмотрели, какой объект был в прошлом, и что могло подсказать древнему человеку идею для его создания. Первые древние столы – это большие плоские камни, просто деревянные доски.

Затем мы искали, что плохого в объекте. Составив противоречие, мы стали продумывать, как улучшить наши столы в группе. К нашему столу мы решили добавить колеса с тормозами (чтобы можно было легко переставлять в нужное место), лампу, встроить в столешницу планшет (мы сможем смотреть мультики и пользоваться интернетом), добавить полку, антенну, чтобы можно было слушать радио. У нас получился стол с дополнительными функциями.

В результате работы над проектом мы придумали алгоритм, который помогает нам составить модель будущего улучшенного объекта:

выбираем объект,

выявляем, что плохого в нем есть,

формулируем противоречие, что нам мешает улучшить объект

применяем приемы Волшебников, улучшаем функцию объекта

получаем улучшенный объект


Работая с алгоритмом, мы сделали открытие, что со временем, объекты улучшаются и выполняют много дополнительных функций (например, СТОЛ), но не все. Некоторые объекты исчезнут из нашей жизни, но функция сохранится (например, ФОТОАППАРАТ). И есть такие объекты, которые исчезнут и их функция тоже будет не нужна (например, ОЧКИ, так как сейчас делают операции и восстанавливают зрение)


На этом наше исследование не закончено. Мы продолжаем рассматривать объекты на модели Эвроритм.


t1577389844al.gif


Спасибо за внимание. Мы готовы выслушать ваши вопросы?





Список литературы:

Сидорчук Т.А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. - АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248 с.



Сайт Ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ: http://ratriz.ru/


Сайт ВОЛГА- ТРИЗ Инновационные технологии на основе ОТСМ-ТРИЗ в образовании детей: https://volga-triz.org/


Журнал «Юный техник и изобретатель» №6, №9 2019 г







8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.