12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алеся28 |
Детский исследовательский проект "Сегодня фантазеры - завтра изобретатели"
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский
Детский исследовательский проект
| Руководитель проекта: Столбова Алеся Анатольевна Участники проекта: Андрякова Елизавета, Галайдо Александр, Маслов Александр |
Белоярский, 2019 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Сегодня фантазёры – завтра изобретатели»
Цель проекта: Разобраться, как происходит изменение объекта рукотворного мира, для того чтобы улучшить его функциональность.
Задачи проекта:
Сбор информации о разнообразных объектах рукотворного мира и их истории развития. (Беседы с родителями, интернет, научная литература).
Создание копилки объектов рукотворного мира и их исторических аналогов.
Системный анализ развития объектов в системном операторе.
Построение прогноза развития объекта с помощью модели «Эвроритм»
Составление алгоритма юного изобретателя.
Руководитель проекта: Столбова Алеся Анатольевна
Тип проекта – информационно - исследовательский, групповой.
Продолжительность – краткосрочный.
Основное направление проекта – познавательное.
Актуальность проекта: В повседневной жизни существует множество объектов рукотворного мира. В рамках конкретного объекта ребенок сам может понять различие между старинными и современными предметами. Тем не менее, наши дети будут жить с постоянно меняющимися объектами рукотворного мира. Даже если ребенок не будет изобретателем нового, задача взрослых - поддержать энтузиазм ребенка, и направить его воображение в нужное русло.
Детская проблема: «Мы знаем, что все объекты изменяются с течением времени, но не понимаем, как появляются новые изобретения».
Методы и приёмы:
- сбор информации из разных источников.
- использование методов ОТСМ – ТРИЗ: системный оператор, «эвроритм»
Практическая значимость: улучшение навыков решения задач прогнозного характера на основе моделей «Системный оператор» и «Эвроритм», составление алгоритма юного изобретателя
Продукт проектной деятельности:
- Создание алгоритма юного изобретателя.
Этапы работы над проектом
Первый этап – организационный.
- Выявление проблемы
- Поиск и сбор информации
- Составления плана работы
Второй этап – практический, исследовательский.
- Работа с системным оператором (анализ)
- Составление алгоритма юного изобретателя
- Третий этап – обобщающий.
- Формулировка выводов
I этап.
Выявление проблемы
«Мы знаем, что все объекты изменяются с течением времени, но не понимаем, как появляются новые изобретения».
Сбор информации: копилка объектов рукотворного мира и их линии развития объекта (их исторических аналогов).
I I этап.
Системный анализ развития объектов в системном операторе.
Анализ отрицательных свойств у рассматриваемых объектов в системном операторе.
Составление алгоритма
I I I этап.
Формулировка вывода: Все рукотворные объекты имеют своё прошлое и, обязательно, будут улучшаться в будущем, а потом заменятся более совершенными приспособлениями. Используя алгоритм, смогли сотавить модели будущих улучшенных объектов.
IV. Презентация проекта
Здравствуйте!!! Мы ребята из детского сада «Семицветик», подготовительной к школе группы «Пчёлки». Меня зовут ……..
Мы представим вашему вниманию проект «Сегодня фантазеры – завтра изобретатели».
Изучая объекты рукотворного мира, рассматривая их на нашем «волшебном экране», я задалась вопросами: «С чего начинаются все великие открытия? Как появляюся новые изобретения?»
Я поделилась этим с детьми в нашей группе, и мы решили разобраться, как изменяются объекты и становятся лучше.
Вместе с ребятами мы собрали в копилку объекты рукотворного мира и их линию развития, какими они были до нашего времени.
Мы классифицировали объекты, и увидели, что в нашей копилке больше всего объектов: мебели, посуды, электоприборы и транспорт. Это те объекты, которыми мы часто пользуемся. Например: утюг (раскладывает и рассказывает: каким он был и как изменялся), фотоаппарат (также рассказывает линию развития, и сказать, что фотоаппарат тоже скоро совсем уйдет в прошлое, так как появились такие вещи как телефон, планшет) Фотоаппаратом теперь в основном пользуются люди, для которых фотографировать - это профессия (фотографы)
Затем мы решили рассмотреть эти объекты на нашем «волшебном экране» (системный оператор).
Например: стол. Функция стола – удерживать предметы. Наш стол состоит из ножек, столешницы и гвоздиков или шурупов. Столы нам необходимы в детском саду, дома и для взрослых на работе. Рассмотрели, какой объект был в прошлом, и что могло подсказать древнему человеку идею для его создания. Первые древние столы – это большие плоские камни, просто деревянные доски.
Затем мы искали, что плохого в объекте. Составив противоречие, мы стали продумывать, как улучшить наши столы в группе. К нашему столу мы решили добавить колеса с тормозами (чтобы можно было легко переставлять в нужное место), лампу, встроить в столешницу планшет (мы сможем смотреть мультики и пользоваться интернетом), добавить полку, антенну, чтобы можно было слушать радио. У нас получился стол с дополнительными функциями.
В результате работы над проектом мы придумали алгоритм, который помогает нам составить модель будущего улучшенного объекта:
выбираем объект,
выявляем, что плохого в нем есть,
формулируем противоречие, что нам мешает улучшить объект
применяем приемы Волшебников, улучшаем функцию объекта
получаем улучшенный объект
На этом наше исследование не закончено. Мы продолжаем рассматривать объекты на модели Эвроритм.
Спасибо за внимание. Мы готовы выслушать ваши вопросы?
Список литературы:
Сидорчук Т.А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. - АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248 с.
Сайт Ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ:
Сайт ВОЛГА- ТРИЗ Инновационные технологии на основе ОТСМ-ТРИЗ в образовании детей:
Журнал «Юный техник и изобретатель» №6, №9 2019 г
8