Детский исследовательский проект «Сегодня фантазёры — завтра изобретатели»
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский
Детский исследовательский проект
| Руководитель проекта: Столбова Алеся Анатольевна Участники проекта: Андрякова Елизавета, Галайдо Александр, Маслов Александр |
Белоярский, 2019 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Сегодня фантазёры – завтра изобретатели»
Цель проекта: Разобраться, как происходит изменение объекта рукотворного мира, для того чтобы улучшить его функциональность.
Задачи проекта:
Сбор информации о разнообразных объектах рукотворного мира и их истории развития. (Беседы с родителями, интернет, научная литература).
Создание копилки объектов рукотворного мира и их исторических аналогов.
Системный анализ развития объектов в системном операторе.
Построение прогноза развития объекта с помощью модели «Эвроритм»
Составление алгоритма юного изобретателя.
Руководитель проекта: Столбова Алеся Анатольевна
Тип проекта – информационно - исследовательский, групповой.
Продолжительность – краткосрочный.
Основное направление проекта – познавательное.
Актуальность проекта: В повседневной жизни существует множество объектов рукотворного мира. В рамках конкретного объекта ребенок сам может понять различие между старинными и современными предметами. Тем не менее, наши дети будут жить с постоянно меняющимися объектами рукотворного мира. Даже если ребенок не будет изобретателем нового, задача взрослых - поддержать энтузиазм ребенка, и направить его воображение в нужное русло.
Детская проблема: «Мы знаем, что все объекты изменяются с течением времени, но не понимаем, как появляются новые изобретения».
Методы и приёмы:
- сбор информации из разных источников.
- использование методов ОТСМ – ТРИЗ: системный оператор, «эвроритм»
Практическая значимость: улучшение навыков решения задач прогнозного характера на основе моделей «Системный оператор» и «Эвроритм», составление алгоритма юного изобретателя
Продукт проектной деятельности:
- Создание алгоритма юного изобретателя.
Этапы работы над проектом
Первый этап – организационный.
- Выявление проблемы
- Поиск и сбор информации
- Составления плана работы
Второй этап – практический, исследовательский.
- Работа с системным оператором (анализ)
- Составление алгоритма юного изобретателя
- Третий этап – обобщающий.
- Формулировка выводов
I этап.
Выявление проблемы
«Мы знаем, что все объекты изменяются с течением времени, но не понимаем, как появляются новые изобретения».
Сбор информации: копилка объектов рукотворного мира и их линии развития объекта (их исторических аналогов).
I I этап.
Системный анализ развития объектов в системном операторе.
Анализ отрицательных свойств у рассматриваемых объектов в системном операторе.
Составление алгоритма
I I I этап.
Формулировка вывода: Все рукотворные объекты имеют своё прошлое и, обязательно, будут улучшаться в будущем, а потом заменятся более совершенными приспособлениями. Используя алгоритм, смогли сотавить модели будущих улучшенных объектов.
IV. Презентация проекта
Здравствуйте!!! Мы ребята из детского сада «Семицветик», подготовительной к школе группы «Пчёлки». Меня зовут ……..
Мы представим вашему вниманию проект «Сегодня фантазеры – завтра изобретатели».
Изучая объекты рукотворного мира, рассматривая их на нашем «волшебном экране», я задалась вопросами: «С чего начинаются все великие открытия? Как появляюся новые изобретения?»
Я поделилась этим с детьми в нашей группе, и мы решили разобраться, как изменяются объекты и становятся лучше.
Вместе с ребятами мы собрали в копилку объекты рукотворного мира и их линию развития, какими они были до нашего времени.
Мы классифицировали объекты, и увидели, что в нашей копилке больше всего объектов: мебели, посуды, электоприборы и транспорт. Это те объекты, которыми мы часто пользуемся. Например: утюг (раскладывает и рассказывает: каким он был и как изменялся), фотоаппарат (также рассказывает линию развития, и сказать, что фотоаппарат тоже скоро совсем уйдет в прошлое, так как появились такие вещи как телефон, планшет) Фотоаппаратом теперь в основном пользуются люди, для которых фотографировать - это профессия (фотографы)
Затем мы решили рассмотреть эти объекты на нашем «волшебном экране» (системный оператор).
Например: стол. Функция стола – удерживать предметы. Наш стол состоит из ножек, столешницы и гвоздиков или шурупов. Столы нам необходимы в детском саду, дома и для взрослых на работе. Рассмотрели, какой объект был в прошлом, и что могло подсказать древнему человеку идею для его создания. Первые древние столы – это большие плоские камни, просто деревянные доски.
Затем мы искали, что плохого в объекте. Составив противоречие, мы стали продумывать, как улучшить наши столы в группе. К нашему столу мы решили добавить колеса с тормозами (чтобы можно было легко переставлять в нужное место), лампу, встроить в столешницу планшет (мы сможем смотреть мультики и пользоваться интернетом), добавить полку, антенну, чтобы можно было слушать радио. У нас получился стол с дополнительными функциями.
В результате работы над проектом мы придумали алгоритм, который помогает нам составить модель будущего улучшенного объекта:
выбираем объект,
выявляем, что плохого в нем есть,
формулируем противоречие, что нам мешает улучшить объект
применяем приемы Волшебников, улучшаем функцию объекта
получаем улучшенный объект
Работая с алгоритмом, мы сделали открытие, что со временем, объекты улучшаются и выполняют много дополнительных функций (например, СТОЛ), но не все. Некоторые объекты исчезнут из нашей жизни, но функция сохранится (например, ФОТОАППАРАТ). И есть такие объекты, которые исчезнут и их функция тоже будет не нужна (например, ОЧКИ, так как сейчас делают операции и восстанавливают зрение)
На этом наше исследование не закончено. Мы продолжаем рассматривать объекты на модели Эвроритм.
Спасибо за внимание. Мы готовы выслушать ваши вопросы?
Список литературы:
Сидорчук Т.А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. - АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248 с.
Сайт Ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ: http://ratriz.ru/
Сайт ВОЛГА- ТРИЗ Инновационные технологии на основе ОТСМ-ТРИЗ в образовании детей: https://volga-triz.org/
Журнал «Юный техник и изобретатель» №6, №9 2019 г
8