«Детский сад online. Дистант с родителями: игра надолго?!»


Колясникова Светлана Юрьевна, старший воспитатель ВКК

МАДОУ –детский сад № 21 «Ягодка»


Родительские чаты в WhatsApp с апреля активны как никогда: каждые десять минут присылают задания, самые активные родители спустя полчаса высылают фотоотчёты, а остальные уже давно отключили звук в чате. Попробуем разобраться, как на самом деле должна быть организована дистанционная работа детского сада.

В психологии выделяют 5 стадий принятия неизбежного. Мне кажется, когда человек сталкивается с чем-то новым, он тоже проходит 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия и  принятие. 

Обсудим, на какой стадии мы?

Отрицание

Мы узнали, что нас ждет дистанционное обучение. Возмущению не было предела.

«Ну нет, только не это!» - слышалось от коллег.

Гнев

Лавина новых условий работы. Надо ли перечислять все то, с чем пришлось бороться? Никто и никогда в масштабах всей страны так не работал. Дистанционное обучение – вещь не новая, но его использовали в очень редких случаях те, кто соглашался на подобный режим добровольно по определенным причинам. В детских садах мне такие случаи неизвестны.

Никакого анкетирования по выявлению желания работать в таком режиме не проводилось, не было времени на проведение масштабного обучения педагогов работать дистанционно, каждый педагог решал самостоятельно, как работать, на каких платформах. Никто не хлопал в ладоши от ожидания нового опыта. А вот негатив и недовольство не на одну неделю захватили сердца каждого, кому пришлось участвовать в процессе. И даже у тех, кто позитивно воспринимал новости о дистанте, сил и энергии поубавилось.

Торг

Первая неделя завершилась, началась вторая. Понимание того, как должен строиться процесс обучения с применением дистанционных технологий, медленно, но приходило. Короткие видео, онлайн-платформа.

Родители стали пытаться что-то реализовать с детьми. Педагоги старались отрегулировать объем информации. Но так или иначе начался процесс пошел!

Депрессия

Я убеждена в том, что в детском саду работают воспитатели, которые любят свою работу и желают своим воспитанникам только добра. А, следовательно, через пару недель удаленного общения педагоги стали грустить по ребятам, а дети начали скучать по детскому саду. Большинство педагогов испытывают депрессию от отсутствия общения с коллегами, детьми. И очень хотят надеяться, что скоро все закончится и жизнь наладится.

Принятие

Мы осознали, что дистанционное обучение – это реальность сегодняшнего дня, каждый из нас старается найти тот способ взаимодействия, который наиболее удобен и эффективен. Но все ждут возвращения к привычному укладу жизни.

Итак,

Детские сады закрыты. Воспитателям предложили переходить на удаленную работу с семьёй. Исполнительные педагоги ринулись в бой:

посылают родителям конспекты занятий;

открывают доступ к обучающим материалам;

снимают на видео зарядку;

пишут задания и требуют фотоотчеты.

Только родители, в большинстве своем, не торопятся с их выполнением. Кто-то делает вид, что не видел задание, кто-то честно пишет, что нет желания и времени этим заниматься, а кто-то начинает возмущаться сложностью или объёмом заданий. Конечно, есть и те, кто честно выполняет все поручения, но таких мало.

Воспитатели уже готовы обрушить праведный гнев на родителей: «Мы же для них стараемся, а они не ценят!», «Как обычно на детей наплевали, не хотят заниматься их развитием!». Но я бы не спешила с выводами. Уже сейчас мне известны примеры того, как дистанционное общение с родителями и детьми работает на ура. Родители выполняют задания, присылают фото и видеоотчеты, благодарят педагогов. В чём же секрет?

Да его нет. Просто одни педагоги понимают, зачем действительно нужен детский сад, а другие — нет

Давайте отбросим всю шелуху, связанную с развитием и социализацией. Детский сад появился в тот исторический момент, когда надо было освободить родителей от детей и отправить их на работу. Почему мамы с нетерпением ждут путевку в детский сад? Потому что им надо работать! Почему в карантин детские сады закрыли самыми последними, после институтов и школ? Потому что родителям надо работать, а ребенка дошкольника с собой не возьмёшь и дома одного не оставишь.

Развитие и социализация — это хорошо. Но основное назначение детского сада как заведения — освободить родителей, чтобы они могли работать. Соответственно, цель детского сада онлайн — разгрузить родителей, помочь им, а не загрузить их заданиями по полной.

Родители не хотят загружаться, потому что:

есть старшие дети, из школы и так уже нагрузили;

есть работа;

есть домашние обязанности.

И это я даже не говорю про стресс из-за кризиса, переживание за здоровье близких, возможные конфликты дома с мужем или другими родственниками. Поэтому неадаптированные для родителей конспекты, или объёмные задания, требующие полного погружения взрослого в занятие, не находят отклика. Родители недоумевают: «Где найти время ещё и на это?».

Я считаю, что девизом для удаленного общения между родителями и детским садом должно стать: «Быстро. Интересно. Просто»:

1. Занятия, которые ребёнок может делать без помощи взрослого или при минимальной его помощи. Например, эксперименты в домашних условиях. Организация от родителей занимает 5 минут, зато ребенок увлечен минимум на пол часа.

2. Интересные идеи. Например, как из стола и простыни сделать шалаш и за 2 минуты организовать детскую игру. Например, можно подвесить теннисный мячик к потолку и несколько вариантов простых игр с ним.

3. Интерактив с личным общением. Просто прислать задание и ждать фотоотчет не получится. Педагогу надо включаться самому. Например, воспитатель записывает минутное видео, где показывает зарядку (книжку, игрушку и пр.). А потом просит детей записать ответное видео с зарядкой (рассказом о своей любимой игрушке / книжке).

Подход «Быстро. Интересно. Просто» даст результат вам и поможете родителям.


И в заключении, темой выступления я обозначила вопрос: Дистант с родителями: игра надолго?»

Хочу, чтобы мы сейчас вместе ответили на этот вопрос.

Где-то, в глубине души мы надеемся, что вернемся к привычной, и такой понятной работе. К тому, что «по-старинке» и без всяких гаджетов.

Возможно, сейчас я огорчу многих из Вас. Но «так как раньше» больше не будет. Безусловно, живое общение с детьми и родителями в детском саду сохранится и будет приоритетным.
Но online тоже останется

Я вижу, как минимум три направления, по которым online станет частью детского сада:
⠀1. группа закрыта на карантин. Нет, не из-за COVID-19. А наш привычный, старый карантин. Если раньше воспитатели отмывали группу, то сейчас им начнут предлагать использовать online – взаимодействие.

2. системная работа в течение года с родителями через чат или группу. Если раньше некоторые воспитатели говорили: «Да ну, и без чата хорошо», а руководители опасались: «Лучше не надо», то сейчас «групповой чат» станет нормой жизни.

3. точечная работа с болеющими детьми.

Мы, воспитатели, можем встретить эти изменения достойно. С пониманием того, что online может быть надежным другом, а не заклятым врагом!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.