Занятие на тему «Девушка-заря по тундре ходит...»

8
0
Материал опубликован 6 April 2021

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества город Новый Уренгой

Технологическая карта дистанционного занятия

педагога дополнительного образования

Долгушевой Надежды Анатольевны

Программа: «Аркториум»

Год обучения: 1

Тема занятия: «Девушка-Заря по тундре ходит» (из цикла «Ягодные россыпи Ямала»).

Тип занятия: Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Цель: ознакомление обучающихся с разнообразием флоры Ямала.

Задачи:

Образовательные:

познакомить обучающихся с таким видом хозяйственной деятельности коренных народов Севера, как собирательство;

показать разнообразие и красоту флоры Ямала;

формировать представление об онлайн сервисе YouTube для детей, онлайн сервисе WorldWall.net;

выполнять практические упражнения по теме занятия.

Развивающие:

развивать информационную компетенцию;

способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти;

развивать умения работать с иллюстративным материалом.

Воспитательные:

воспитывать чувства любви, заботы и уважения к родному краю, к традициям и обычаям коренных народов Севера;

воспитывать культуру поведения в сети Интернет.

Формы работы: устная, https://blimb.su/ - гимнастика для глаз, выполнение интерактивных заданий.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Формы контроля: практическая работа.

Сервисы и инструменты для организации образовательного взаимодействия: платформа YouTube для детей, онлайн WorldWall.net

Оборудование: компьютер (телефон) с выходом в Интернет.

Дидактические средства: раздаточный иллюстративный и онлайн материал.

Планируемые результаты:

а) предметные:

- отвечать на вопросы педагога;

- использовать новые понятия;

- работать с иллюстративным материалом;

- отличать ягоды Ямала от прочих;

- знать правила поведения в тундре и тайге;

б) личностные:

- показать готовность и способность к саморазвитию, самообразованию и самооценке на основе мотивации к познанию и обучению;

- формировать ответственное отношение к природе;

- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанное, уважительное, доброжелательное отношение к коренным народам Ямала, их традициям и обычаям.

Этапы занятия

Действия педагога

Действия обучающихся

Используемые ресурсы

1.

Организационный (объявление темы, цели и задач занятия, мотивация)

Добрый день, ребята. Тема нашего занятия «Девушка-Заря по тундре ходит». Оно посвящено ягодным россыпям Ямала.

Мы не только познакомимся с разнообразием флоры Ямальской земли, поговорим о таком виде хозяйственной деятельности, как собирательство, но и будем практиковать свои умения в выполнении заданий на онлайн сервисе WorldWall.net

Результаты, которые вы отправите мне в мессенджерах, я сразу увижу в качественном и количественном эквиваленте. Поэтому, пожалуйста, внимательно отнеситесь к их выполнению. По времени выполнение этих заданий займет у вас совсем немного времени.

 

 

Слушают педагога. Задают вопросы, если таковые возникают по ходу объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют интерактивные задания.

Заставка видеоролика

2.

Основной.

Теперь переходим к новому материалу. Территория Ямала не очень богата растительностью, ведь практически 9 месяцев земля находится под снегом. Вечная мерзлота дает возможность произрастать только самым стойким и сильным растениям. Поэтому, в пище коренных народов Ямала мало растительных продуктов. Однако, такой вид хозяйственной деятельности, как собирательство, все же присутствует в жизни коренных народов севера. Ягодой Ямал может похвастаться. Да еще какой ягодой!

Хочется начать со стихотворения Прокопия Явтысый «Легенда о морошке».

(см. Приложение 1). Педагог читает стихотворение.

Как красиво автор рассказывает нам о ягоде морошке. Что же это за ягода? (просмотр видеоролика)

Пробовали ли вы, ребята, эту ягоду? А случалось ли вам ее собирать? Ненцы очень любят морошку. А что говорят ученые про нашу ягодку? (просмотр видеоролика)

Скажите, ребята, а почему так много ягоды и ее так мало собирают люди?

Верно, у коренных жителей Ямала принято брать от природы ровно столько, сколько ты съешь. Поэтому ненцы собирают ягоду мало. А заготавливать ягоду в больших количествах ненцы не могут еще и потому, что ведут кочевой образ жизни. Перевозить большой скраб очень хлопотное дело.

А какие ягоды, по-вашему мнению, еще любят коренные жители Ямала? Правильно, бруснику, голубику. Может вы встречали в лесу другую ягоду, о которой мы не говорили еще? Правильно, княженика, черника, клюква. А сможете ли вы, ребята, отличить одну ягоду от другой?

 

Молодцы! Справились с заданием.

А теперь я предлагаю вам поиграть. Вам необходимо пройти по ссылке, где вас ждет игровое задание.

Смотрят видеоролик о растительности Ямала, слушают педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с педагогом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. (Педагог раздает детям иллюстративный материал.) Необходимо сопоставить картинку и ее название.

 

 

Задание 2. Необходимо разделить на группы ягоды. Принцип деления прост: в 1 группу – ягоды, которые растут на Ямале, во 2 группу – ягоды, которые не растут.

 

https://www.youtube.com/watch?v=dOcU5AGnERE&t=94s

6:10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=WyqzcjTEU0c

1:57

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=GvMBcYIqYtE

3:02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://wordwall.net/play/13602/173/991

 

3.

Физминутка для глаз.

В целях сохранения зрения, ведь мы теперь с вами чаще работаем с компьютером, наша физминутка будет на сайте https://blimb.su/ .

Это займет у вас 3 минуты 25 секунд.

t1617686456aa.png

t1617686456ab.png

Дети выполняют упражнения для глаз.

https://blimb.su/

 

4.

Контроль усвоения материала.

А теперь обратимся к материалу видео зарисовки о наших ямальских ягодах. Но мы не только будем смотреть его. Я раздам вам маленькие квадратные листочки и цветные карандаши и попрошу вас нарисовать самую вкусную ямальскую ягоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят ролик, потом рисуют ягоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=kOfEz1wE7ng

7:16

5.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ребята, вы хорошо поработали.

И я предлагаю вам разместить на доске ваши нарисованные ягоды. (Дети вывешивают свои рисунки на доске). Посмотрите, какая ягодная поляна у нас выросла! А скажите, пожалуйста, полезны ли наши ягоды? Конечно, полезны. (Просмотр ролика)

 

 

 

Сегодня мы говорили много о ягодах родного края. Надеюсь, что вы бережно, так же, как и коренные жители Ямала, будете относиться к природе, к каждой веточке, к ягодке, птичке. Именно так мы сможем сберечь окружающую среду нашего округа!

До свидания. До новых интересных встреч!

 

 

Дети вывешивают на доску свои работы, отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=Der7edU-qcI

1:49

Витамины Севера ролик


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Прокопий Явтысый

Легенда о морошке

Девушка-Заря, склоняя взор,

вышивала бисером узор –

после долгой, ледяной зимы

украшала девичьи пимы…

Как-то ветер прилетел во мгле

и рассыпал бисер по земле!..

С той поры далекой, поутру,

косы распуская на ветру,

Девушка-Заря по тундре ходит,

бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

ягодки пушистые морошки,

как живые капли янтаря,

собирает Девушка-Заря.


 

Приложение 2.

Набор иллюстративного раздаточного материала «Ягодные россыпи Ямала»

t1617686456ac.gift1617686456ad.gif

МОРОШКА

t1617686456ae.jpg

 

t1617686456af.gift1617686456ag.gif

КНЯЖЕНИКА

t1617686456ah.jpg

 

t1617686456ai.gif

КЛЮКВА

t1617686456aj.jpgt1617686456ak.png

 

t1617686456ac.gift1617686456al.gif

ЧЕРНИКА

t1617686456am.jpg

 

t1617686456ac.gift1617686456an.gif

ГОЛУБИКА

t1617686456ao.jpg

 

t1617686456ac.gift1617686456ap.gif

БРУСНИКА

t1617686456aq.jpg

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.