Занятие на тему «Девушка-заря по тундре ходит...»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества город Новый Уренгой
Технологическая карта дистанционного занятия
педагога дополнительного образования
Долгушевой Надежды Анатольевны
Программа: «Аркториум»
Год обучения: 1
Тема занятия: «Девушка-Заря по тундре ходит» (из цикла «Ягодные россыпи Ямала»).
Тип занятия: Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Цель: ознакомление обучающихся с разнообразием флоры Ямала.
Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся с таким видом хозяйственной деятельности коренных народов Севера, как собирательство;
показать разнообразие и красоту флоры Ямала;
формировать представление об онлайн сервисе YouTube для детей, онлайн сервисе WorldWall.net;
выполнять практические упражнения по теме занятия.
Развивающие:
развивать информационную компетенцию;
способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти;
развивать умения работать с иллюстративным материалом.
Воспитательные:
воспитывать чувства любви, заботы и уважения к родному краю, к традициям и обычаям коренных народов Севера;
воспитывать культуру поведения в сети Интернет.
Формы работы: устная, https://blimb.su/ - гимнастика для глаз, выполнение интерактивных заданий.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Формы контроля: практическая работа.
Сервисы и инструменты для организации образовательного взаимодействия: платформа YouTube для детей, онлайн WorldWall.net
Оборудование: компьютер (телефон) с выходом в Интернет.
Дидактические средства: раздаточный иллюстративный и онлайн материал.
Планируемые результаты:
а) предметные:
- отвечать на вопросы педагога;
- использовать новые понятия;
- работать с иллюстративным материалом;
- отличать ягоды Ямала от прочих;
- знать правила поведения в тундре и тайге;
б) личностные:
- показать готовность и способность к саморазвитию, самообразованию и самооценке на основе мотивации к познанию и обучению;
- формировать ответственное отношение к природе;
- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознанное, уважительное, доброжелательное отношение к коренным народам Ямала, их традициям и обычаям.
№ |
Этапы занятия |
Действия педагога |
Действия обучающихся |
Используемые ресурсы |
1. |
Организационный (объявление темы, цели и задач занятия, мотивация) |
Добрый день, ребята. Тема нашего занятия «Девушка-Заря по тундре ходит». Оно посвящено ягодным россыпям Ямала. Мы не только познакомимся с разнообразием флоры Ямальской земли, поговорим о таком виде хозяйственной деятельности, как собирательство, но и будем практиковать свои умения в выполнении заданий на онлайн сервисе WorldWall.net Результаты, которые вы отправите мне в мессенджерах, я сразу увижу в качественном и количественном эквиваленте. Поэтому, пожалуйста, внимательно отнеситесь к их выполнению. По времени выполнение этих заданий займет у вас совсем немного времени. |
Слушают педагога. Задают вопросы, если таковые возникают по ходу объяснения.
Дети выполняют интерактивные задания. |
Заставка видеоролика |
2. |
Основной. |
Теперь переходим к новому материалу. Территория Ямала не очень богата растительностью, ведь практически 9 месяцев земля находится под снегом. Вечная мерзлота дает возможность произрастать только самым стойким и сильным растениям. Поэтому, в пище коренных народов Ямала мало растительных продуктов. Однако, такой вид хозяйственной деятельности, как собирательство, все же присутствует в жизни коренных народов севера. Ягодой Ямал может похвастаться. Да еще какой ягодой! Хочется начать со стихотворения Прокопия Явтысый «Легенда о морошке». (см. Приложение 1). Педагог читает стихотворение. Как красиво автор рассказывает нам о ягоде морошке. Что же это за ягода? (просмотр видеоролика) Пробовали ли вы, ребята, эту ягоду? А случалось ли вам ее собирать? Ненцы очень любят морошку. А что говорят ученые про нашу ягодку? (просмотр видеоролика) Скажите, ребята, а почему так много ягоды и ее так мало собирают люди? Верно, у коренных жителей Ямала принято брать от природы ровно столько, сколько ты съешь. Поэтому ненцы собирают ягоду мало. А заготавливать ягоду в больших количествах ненцы не могут еще и потому, что ведут кочевой образ жизни. Перевозить большой скраб очень хлопотное дело. А какие ягоды, по-вашему мнению, еще любят коренные жители Ямала? Правильно, бруснику, голубику. Может вы встречали в лесу другую ягоду, о которой мы не говорили еще? Правильно, княженика, черника, клюква. А сможете ли вы, ребята, отличить одну ягоду от другой?
Молодцы! Справились с заданием. А теперь я предлагаю вам поиграть. Вам необходимо пройти по ссылке, где вас ждет игровое задание. |
Смотрят видеоролик о растительности Ямала, слушают педагога.
Диалог с педагогом
Задание 1. (Педагог раздает детям иллюстративный материал.) Необходимо сопоставить картинку и ее название.
Задание 2. Необходимо разделить на группы ягоды. Принцип деления прост: в 1 группу – ягоды, которые растут на Ямале, во 2 группу – ягоды, которые не растут.
|
https://www.youtube.com/watch?v=dOcU5AGnERE&t=94s 6:10
https://www.youtube.com/watch?v=WyqzcjTEU0c 1:57
https://www.youtube.com/watch?v=GvMBcYIqYtE 3:02
https://wordwall.net/play/13602/173/991
|
3. |
Физминутка для глаз. |
В целях сохранения зрения, ведь мы теперь с вами чаще работаем с компьютером, наша физминутка будет на сайте https://blimb.su/ . Это займет у вас 3 минуты 25 секунд. |
Дети выполняют упражнения для глаз. |
|
4. |
Контроль усвоения материала. |
А теперь обратимся к материалу видео зарисовки о наших ямальских ягодах. Но мы не только будем смотреть его. Я раздам вам маленькие квадратные листочки и цветные карандаши и попрошу вас нарисовать самую вкусную ямальскую ягоду.
|
Дети смотрят ролик, потом рисуют ягоды. |
https://www.youtube.com/watch?v=kOfEz1wE7ng 7:16 |
5. |
Подведение итогов занятия. Рефлексия. |
Ребята, вы хорошо поработали. И я предлагаю вам разместить на доске ваши нарисованные ягоды. (Дети вывешивают свои рисунки на доске). Посмотрите, какая ягодная поляна у нас выросла! А скажите, пожалуйста, полезны ли наши ягоды? Конечно, полезны. (Просмотр ролика)
Сегодня мы говорили много о ягодах родного края. Надеюсь, что вы бережно, так же, как и коренные жители Ямала, будете относиться к природе, к каждой веточке, к ягодке, птичке. Именно так мы сможем сберечь окружающую среду нашего округа! До свидания. До новых интересных встреч! |
Дети вывешивают на доску свои работы, отвечают на вопросы педагога. |
https://www.youtube.com/watch?v=Der7edU-qcI 1:49 Витамины Севера ролик |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Прокопий Явтысый
Легенда о морошке
Девушка-Заря, склоняя взор,
вышивала бисером узор –
после долгой, ледяной зимы
украшала девичьи пимы…
Как-то ветер прилетел во мгле
и рассыпал бисер по земле!..
С той поры далекой, поутру,
косы распуская на ветру,
Девушка-Заря по тундре ходит,
бисер свой по бусинке находит.
На болотных кочках, у дорожки
ягодки пушистые морошки,
как живые капли янтаря,
собирает Девушка-Заря.
Приложение 2.
Набор иллюстративного раздаточного материала «Ягодные россыпи Ямала»
МОРОШКА
КНЯЖЕНИКА
КЛЮКВА
ЧЕРНИКА
ГОЛУБИКА
БРУСНИКА