12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кривовяз Наталья Васильевна48

ОТКРЫТЫЙ УРОК (ИСТОРИЯ - ЛИТЕРАТУРА)

Форма урока: интегрированный урок история – литература.

Тема: Деятельность киевского князя Олега в литературных и исторических источниках.

Цель: Сформировать представление о князе Олеге, как правителе.

Задачи:

1. Вспомнить классификацию исторических источников (актуализировать знания учащихся об основных видах исторических источников), назвать фамилии и имена наиболее известных летописцев, писателей изучаемого времени, историков, занимающихся изучением данного периода;

2. Формировать умение работы в группах, умение извлекать информацию из документальных и литературных источников;

3. Формировать умение обобщать и делать выводы.

Форма урока: интегрированный урок история – литература.

Этапы урока:

1. Подготовительный (формулировка темы, целей и задач), форма работы – фронтальная ученик – учитель.

2. Актуализация знаний. Форма работы – индивидуальная, фронтальная.

3. Формирование новых знаний и умений. Форма работы – групповая.

4. Заключительный – подведение итогов (что узнали, д/з, оценки за урок).

Необходимые материалы:

1. На доске: тема, цель, таблица (как карт №2).

2. Индивидуальные карточки с заданиями 2 этапа.

3. Синие карточки «Карамзин» - история России, желтые карточки «Нестор» - «Повесть временных лет», Красные «Илларион» - «Слово о законе и благодати».

Планшеты с названиями произведений.

4. Таблица на доске из 3 этапа.

5. 3 списка вопросов для каждой группы.



ХОД УРОКА:

2мин. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Давайте посмотрим на доску: тема нашего урока «Деятельность киевского князя Олега в литературных и исторических источниках». Мы сегодня должны узнать, о том, как прославился первый киевский князь Олег, но я не стану вам об этом рассказывать, вы сможете это сделать сами, я буду только помогать. И мы сегодня будем работать не только с историческими документами, но и литературным произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтому это не просто урок истории, но и урок литературы.

7-10 мин.Теперь давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Объяснение задания 1. У вас на партах есть листочки вот с такой таблицей (показать образец листочка и таблицы на доске), мы уже составляли похожую.

Задание 1.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

?

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

?

Сказки

?

?

?

Орудия труда

былины

Оружие

Пословицы/поговорки

Монеты

Песни/танцы

утварь

Ответы: 1 – фольклорные; 2 – летописи, литерат. произведения, документы, законы; 3 – археологические.

Но теперь вместо знакомых вам терминов там стоят ???. Подпишите лист своей фамилией, а теперь каждый должен самостоятельно заполнить свою карточку и вместо ??? поставить нужные термины, вы их учили дома. Первые 7 человек получат лучшую карточку победителей - красную, вторые – желтую, третьи – синюю. Приступайте, а я посмотрю, кто лучше всех помнит последний урок. (Дети заполняют карточки, первые 7 человек получают красную карточку со словом «Илларион», вторые – «Нестор», третьи «Карамзин» и отдают заполненные таблицы учителю). Хорошо, молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу? (Таблица заполняется вместе с классом на доске).

23 - мин. Объяснение задания 2. Итак, вспомнили, что такое исторические источники? Ну что же теперь давайте перейдем к следующей работе. Выполняя это задание, вы получали карточки, и, наверное, уже заметили, что на них написаны уже известные вам имена и фамилии. Теперь я вам даю новое задание. Посмотрите, у меня 3 планшета с названиями произведений, а у вас авторы этих произведений. Я расставляю их на разные столы, а вы должны перейти и сесть за тот стол, где находится произведение вашего автора. Какое произведение написал ваш автор? (Зачитать произведения, помочь детям определиться, усадить на новые места). Итак, вспомнили? Кто же написал «Слово о законе и благодати»? (Илларион), кто «Повесть временных лет» (Нестор), кто «Историю России с древнейших времен» (Карамзин).

Отлично, теперь у вас получилось 3 группы: (на другой стороне планшета написаны названия групп, учитель переворачивает планшеты и показывает, как будут называться группы: 1 – писатели; 2 – летописцы; 3 – историки). А теперь каждая группа получит свой исторический источник – историки – т.к. они историки – текст из книги Карамзина; летописцы – текст из «Повести временных лет», а вот писатели… (я обещала вам на только урок истории, но и урок литературы), поэтому писатели получат отрывок из произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». И вот по этим источникам вы должны к концу урока узнать, чем же прославился первый князь Олег?

Перед вами список вопросов и текст, вы должны прочитать текст и вопросы и найти ответы, а потом мы заполним вот эту таблицу на доске и сравним какая группа больше всего и быстрее расскажет об Олеге и правильно найдет ответы на вопросы. Приступаем. (Учитель помогает группам, контролирует чтобы дети записали ответы в тетрадь по ходу работы).

Список вопросов: группа «писатели» по тексту «Песнь о вещем Олеге».

Найдите в тексте и перечислите противников Киевской Руси? С кем воевала Русь?

Что означает фраза в тексте «Твой щит на вратах Цареграда»?

Как вы думаете, для каких целей Олег устраивал походы на Византию?


Список вопросов: группа «летописцы» по тексту «Повесть временных лет».

Представители каких племен приняли участие в походе Олега на Киев? Какие выводы из этого следуют?

Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства?


Список вопросов: группа «историки» по тексту из «История России с древнейших времен».

Зачем Олегу нужен был второй поход на Византию?

Что Олег получил для Руси от походов на Византию?

О чем вам говорит фраза из текста: «Все народы подвластные ему: Новгородцы, Финские жители Белоозера, Ростовская Меря, Кривичи, Северяне, Поляне Киевские, Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы соединились с Варягами под его знаменами»?



Объяснение задания 3.

(Вместе класс заполняет таблицу «Деятельность князя Олега»).

Внешняя политика

Внутренняя политика

Цель: 1.торговые связи с богатой Византией. 2. Защита от врагов.

Пути достижения: 907 г. поход на Царьград. 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией.

Результат: Разгромил Хазарский каганат.

Цель: расширение власти на все восточные племена.

Пути достижения: захват славянских племен, строительство городов и сбор денег с захваченных племен.

Результат: Захватил и сделал столицей Киев, присоединил варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей.

Давайте подведем итог значения деятельности Олега. Что дает исторические источники и литературные источники для изучения истории? В чем отличие исторических источников от литературных произведений (Литературные источники: менее достоверны, содержат минимум фактов, в основе лит. произведения может лежать легенда, более образное по содержанию, т.е. текст художественный, а в историческом источнике – язык научный, если останется время – уделить внимание описанию Олега в «Песни о Вещем Олеге», обратить внимание на его характеристику автором: могучий, вещий, бесстрашный, храбрый и т.д.)

4. – 5 мин. Итак, что мы узнали на уроке? (учитель спрашивает у детей и помогает им с ответом, но вывод дети должны сделать сами) сегодня на уроке мы познакомились с таким документальным историческим источником, как летопись. Поработали с произведением Карамзина «История с древнейших времен», и использовали литературное произведение «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина как исторический источник. Мы с вами узнали, кто такой князь Олег и каково значение его деятельности для развития Древнерусского государства. Оценки отвечающим, прокомментировать. Отметить деятельность каждой группы в отдельности.

Домашнее задание: §4, стр.29-31, составить 2 таблицы как на уроке по деятельности князи Игоря и княгини Ольги, в которых необходимо отразить цели, пути достижения и результаты их деятельности.





































ПРИЛОЖЕНИЕ. В количестве 26 штук.

Фамилия/Имя_____________________

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

?

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

?

Сказки

?

?

?

Орудия труда

былины

Оружие

Пословицы/поговорки

Монеты

Песни/танцы

утварь

Фамилия/Имя_____________________

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

?

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

?

Сказки

?

?

?

Орудия труда

былины

Оружие

Пословицы/поговорки

Монеты

Песни/танцы

утварь

Фамилия/Имя_____________________

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

?

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

?

Сказки

?

?

?

Орудия труда

былины

Оружие

Пословицы/поговорки

Монеты

Песни/танцы

утварь



Список вопросов: группа «писатели» по тексту «Песнь о вещем Олеге».

Найдите в тексте и перечислите противников Киевской Руси? С кем воевала Русь?

Что означает фраза в тексте «Твой щит на вратах Цареграда»?

Как вы думаете, для каких целей Олег устраивал походы на Византию?

______________________________________________

Список вопросов: группа «летописцы» по тексту «Повесть временных лет».

Представители каких племен племен приняли участие в походе Олега на Киев? Какие выводы из этого следуют?

Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства?

______________________________________________

Список вопросов: группа «историки» по тексту из «История России с древнейших времен».

Зачем Олегу нужен был второй поход на Византию?

Что Олег получил для Руси от походов на Византию?

О чем вам говорит фраза из текста: «Все народы подвластные ему: Новгородцы, Финские жители Белоозера, Ростовская Меря, Кривичи, Северяне, Поляне Киевские, Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы соединились с Варягами под его знаменами»?






Нестор

Повесть временных лет

Карамзин

История России с древнейших времен

Илларион

Слово о законе и благодати


Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион

Нестор

Илла-рион



Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин

Карам-зин


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.