Деятельность учителя по формированию у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения
В современном мире цивилизации особую актуальность приобретает вопрос навыков смыслового чтения. Можно наблюдать переизбыток информации, и не вся информация является качественной. Перед образованием стоит цель научить ребенка полноценно воспринимать информацию, извлекать нужное.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано, что в начальной школе ребенка должны учить не только учителя, но и сам ребенок должен самостоятельно формировать новые компетентности, организовывать познавательный процесс.
Младший школьный возраст благоприятен для овладения универсальными учебными действиями в силу особой чуткости к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. У ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Формирование и развитие учебных действий у младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема потому, что от уровня, на котором сформированы эти умения, зависит не только результативность обучения детей, но и степень их социализации, а также развитии личности ребенка в целом. И одной их важнейших ступеней в процессе становления личности является именно момент обучения ребенка в начальной школе. Это важнейший момент перехода от дошкольного воспитания к обучению в школе.
Наряду с УУД, немаловажным результатом освоения основной образовательной программы является усвоение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для этого необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, можно заметить, что сегодня существует много детей, которые овладели техникой чтения еще до школы, но обнаружили, что у них нет внимательного вчитывания и проникновения в смысл с помощью анализа текста.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Л.Г. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающегося образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей. Последователем этой концепции является А. Г. Асмолов, он изучал конкретно универсальные учебные действия, спроектировал их, дал понятия, характеристику и разработал методическое пособие для учителей начальных классов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
Большой вклад в изучении смыслового чтения внесли работы А. В. Брушлинского, В.В. Давыдова, П. Я. Гальперина, З. И. Калмыкова.
Таким образом, актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловила выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.