12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Миллер Кристина Ивановна14
2

«Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения»

Статья «Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения»

Автор: Миллер Кристина Ивановна, специальность «Преподавание в начальных классах». Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Нижнетагильский педагогический колледж № 1

Аннотация:

 В данной статье рассматриваются проблемы чтения в начальной школе, особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приемы, которые повышают читательский интерес младших школьников.

Ключевые слова: читательский интерес.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих, требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Духовный мир человека обогащает художественная литература. Она является могучим средством его развития. Любовь к литературе появляется ещё в начальной школе. Именно здесь, на начальном этапе обучения следует приобщать ребенка к литературе,

Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым относится обучение.

Хорошие результаты в читательской деятельности, как и в любой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательского интереса не происходит автоматически, а направляется как учебной, так и внеклассной деятельностью.

Учебный предмет литературное чтение обладает огромной возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление, речь. Но, к сожалению интерес к этому предмету у учащихся в наше время снижается. Этому есть свое объяснение: засилье информационного поля школьников различными видами современных технологий, телевидением и компьютерами, недостаточное внимание к читательским интересам учащихся, слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников.

Следовательно, сегодня особенно остро встает вопрос о развитии читательского интереса учащихся. Развивать интерес к чтению нужно начинать с младшего школьного возраста, так как в данный период закладываются основные читательские навыки и умения. Личность человека во многом определяют читательские интересы. Поэтому процесс формирования их у младших школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Именно поэтому формирование читательского интереса у детей является важной задачей.

Включение ребёнка в учебную деятельность означает начало перестройки всех психических процессов и функций. Младший школьный возраст - возраст формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к обучению и связанным с ними обязанностям.

Л.С.Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [1].

Возрастной особенностью является недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий о чем пишет в своей статье А.Т.Алексеевская. Он может, опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [2].

Особенности формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте: интерес ко всему новому, любопытство, любознательность, через которые должно осуществляться развитие читательского интереса. Взрослый должен научить ребенка выбирать книги, которые помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда ребёнок будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них учиться отличать плохое от хорошего.

Немаловажную роль в формировании читательского интереса имеет семья.

С первых дней пребывания ребёнка в школе начинается целенаправленная работа по привитию интереса к книгам. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, обсуждение прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

 Семейное чтение играет главную роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения.

Ведущая роль в решении проблемы культуры чтения отводится системе приобщения детей к постоянному чтению, чтобы постепенно сформировать у них потребность.

Нужно помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:

1.  Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

2. Прием «Чтение с остановками».

Данный прием содержит все стадии технологии:

- 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

- 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

- 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы [4].

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов. выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

4. Приемы активизации ранее полученных знаний:

- Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

О чем может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

5. Прием «Цветопись».

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Приемы по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. А.В. Хуторской знакомит в своей книге с основными из них: литературный праздник, литературная игра, литературная гостиная, театральный фестиваль, диспут, концерт, интервью, эссе, кружок, олимпиады, конкурсы, викторины, экскурсии, дискуссии, состязание чтецов [5].

Таким образом, при формировании читательского интереса учителю важно обеспечить ученику право свободного выбора. Работа по развитию читательских интересов у младших школьников должна вестись регулярно.





















Библиографический список

1. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге / Е.С. Антонова // Начальная школа плюс До и После. - 2016. - № 12. - С. 27-28.

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2014. - 336 с.

3. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии / Е.Л. Гончарова. - М.: 2016. - 40 с.

4. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников / Е.А. Жесткова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2015. - №3. - С. 17-20.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2018. - 31 





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.