Статья «Формирование у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения»
Формирование у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения
В современном мире цивилизации особую актуальность приобретает вопрос навыков смыслового чтения. Можно наблюдать переизбыток информации, и не вся информация является качественной. Перед образованием стоит цель научить ребенка полноценно воспринимать информацию, извлекать нужное.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано, что в начальной школе ребенка должны учить не только учителя, но и сам ребенок должен самостоятельно формировать новые компетентности, организовывать познавательный процесс.
Младший школьный возраст благоприятен для овладения универсальными учебными действиями в силу особой чуткости к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. У ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Формирование и развитие учебных действий у младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема потому, что от уровня, на котором сформированы эти умения, зависит не только результативность обучения детей, но и степень их социализации, а также развитии личности ребенка в целом. И одной их важнейших ступеней в процессе становления личности является именно момент обучения ребенка в начальной школе. Это важнейший момент перехода от дошкольного воспитания к обучению в школе.
Наряду с УУД, немаловажным результатом освоения основной образовательной программы является усвоение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для этого необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, можно заметить, что сегодня существует много детей, которые овладели техникой чтения еще до школы, но обнаружили, что у них нет внимательного вчитывания и проникновения в смысл с помощью анализа текста.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения: понимать сравнивать; анализировать; текст; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи) .
При обучении навыкам смыслового чтения важно учитывать специфику читаемого текста, а не сводить его только к озвучиванию письменной речи и извлечению простейшей фактической информации. Чтение на уроках литературного чтения рассматривается прежде всего как эстетическую деятельность, т.к. изучаются художественные произведения. Юным читателям необходимо научиться извлекать смысловое значение из текста, формировать собственный смысл на основе прочитанного. Приоритет чтения как речевой деятельности не ведет к формированию смыслового чтения, более того, тормозит его.
В процессе формирования навыков смыслового чтения выделяют следующие виды чтения:
1. Поисковое или просмотровое чтение – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Перед детьми ставится задача получить основное представление и понимание текста в его общих чертах.
2. Ознакомительное чтение – вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? Что говорится о? и др.), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.
3. Изучающее чтение – вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
4. Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. При таком чтении идет овладение целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста; прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения .
Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения с помощью системы упражнений:
1. Активная работа со словом.
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида: работа с незнакомыми словами; работа с ключевыми словами; работа со словами образами.
Работа с незнакомыми словами является важным компонентом для смыслового чтения. Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?» .
Цель обучения состоит в том, чтобы показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом [13].
2. Применение метода «ведение диалога с текстом».
Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте.
Данный метод можно разделить на несколько видов операций:
− поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
− вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
− самоконтроль (проверка своих предположений по тексту) .
3. Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развивать воображение следует на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Для развития читательского воображения необходимо помнить о важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?». Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы (лирические стихи) .
Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями художников, их рассматривание и анализ.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям нужно не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении .
Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
Таким образом, актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловила выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.