Статья «Деятельностный подход в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла как условие развития социально-адаптированной к современным условиям личности»

6
0
Материал опубликован 7 August

Тема материала для сборника «Деятельностный подход в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла как условие развития социально-адаптированной к современным условиям личности»

Целью статьи является оказание методической помощи педагогам, которые начинают использовать системно-деятельностный подход в образовании.

Одной из главных задач в области образования в настоящее время состоит не только в том, чтобы вложить в ученика фиксированный набор знаний, а сформировать привычку у него умение и желание учиться на протяжении всей деятельности, умение работать в команде, формировать способность к саморазвитию с помощью самоорганизации.

Актуальным на сегодняшний день является обращение внимания образовательного сообщества к деятельностному подходу в обучении. Это требование времени, так как развитие общества будут обеспечивать высокоинтеллектуальные, мобильные люди, умеющие легко сориентироваться в большом объёме информации, владеющие различными способами действий, которые обладают социальной активностью и нравственно относящиеся к миру. Деятельностный подход формирует аналитическое мышление, умение эффективно действовать в команде или группе, выбирать наиболее верные пути решения проблемы.

Формирование универсальных учебных действий в школе нормативно закреплено в ФГОС, где проявляется способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового опыта в социальной жизни.

В связи с этим каждый современный учитель должен внести все-таки значительные изменения в свою деятельность. Система, выработанная педагогом и его образовательная практика являются значимым фактором, который сможет обеспечить результативность и эффективность труда педагога. В контексте введения нового стандарта можно выделить следующую типологию уроков: уроки открытия нового знания, уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности), уроки отработки умений и рефлексии, уроки творчества (урок –исследование), уроки развивающего контроля.

Современный урок должен отличаться от прежнего, традиционного тем, что при его подготовке учитель должен уметь применять самые различные методы и приемы. Задача, которая стоит перед учителем является стимулирование учеников к получению знаний . Большую роль играет и личность учителя, его уникальная способность с наибольшей эффективностью использовать образовательные технологии. Мы убеждены в том, чтобы уроки были действительно эффективными и интересными, учитель должен находиться в поиске новейших методов и приемов своей преподавательской деятельности, совершенствовать формы, методы, приемы работы, экспериментировать.

Современное историко - обществоведческое образование переживает переход с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, формирования умения и способности ученика ориентироваться в системе социальных норм, приобщения к достижениям мировой культуры. А также умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она объясняется. Умение учитывать опыт наших предшествующих поколений, ориентироваться в современном информационном, политическом, социально-экономическом пространстве – вот та задача, которая стоит перед учителями.

Многие формы урока уже в себе содержат инновационный деятельностный подход. К ним относятся такие формы: деловая игра, дискуссия, групповая работа, защита проектов.

Эффективная работа требует разделения класса на группы для совместного решения определенных проблемных вопросов. Ученикам предлагается обсудить задачу, проанализировать пути ее решения, реализовать ее на практике и представить результат. Такая форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает значительные возможности для объединения, для проведения коллективной познавательной деятельности.

Видео в парах Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ребята учатся отстаивать и высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других ребят. Вырабатываются навыки самоконтроля, формируется критическое мышление. Так, при закреплении темы по обществознанию «Исторические ступеньки жизни общества» ребятам было предложено поработать в парах и каждому периоду развития общества подобрать свою характеристику.

При проведении работы в группах возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих одноклассников. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания конкретизируются, актуализируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Её элементы целесообразно включать на повторительно – обобщающих уроках, либо во внеклассной работе. Этот приём использовался на внеклассном мероприятии по теме: «Страницы истории с начала XX века до 30 гг. XX века». Ребята каждой группы готовили сценки исторических ситуаций, а их оппоненты должны были угадать, о каком историческом событии шла речь. При этом создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.

А на городском мероприятии «Россия – многонациональная» нам была определена роль калмыков. Большое представление о народе можно получить, если вживаешься в образ. А это требует от учащихся длительной подготовки – чтение доп. литературы, подбор костюмов и т.д. Данный приём позволяет «прочувствовать» определённую жизненную ситуацию, позволяет «вжиться» в образ какого – либо исторического героя.

Технология проблемного диалога позволяет формировать неподдельный интерес к уроку, учащиеся стараются самостоятельно сформулировать проблему, найти гипотезы, обосновать план исследования проблемы. Тем самым они открывают новое знание, самостоятельно пытаются сделать выводы. Роль педагога заключается в направлении, организации и корректировке действий учеников. Самое главное и самое трудное - это создать проблемную ситуацию на уроке. Для этого мы используем следующий приём создания проблемной ситуации: предоставляем учащимся для сравнения и анализа два достаточно противоречивых факта: например, на уроке истории в 6 классе на тему «Расцвет Руси при Ярославе Мудром»)

В толковом словаре живого великорусского языка Даля 19 века описывается: «Мудрый – основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный».

- Что означает слово «мудрый»? (умный, справедливый, дальновидный.)

Впоследствии для дальнейшего анализа данного термина используем приём работы с историческими персоналиями и лентой времен.

- Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей. Давайте проанализируем их деятельность и отметим те поступки, которые можно назвать мудрыми.

Задание: Соотнесите имена русских князей и их поступки. Выделите главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси. Какие из поступков первых князей можно назвать мудрыми и почему?

Учитель отмечает тот факт, что за всю человеческую историю только трёх правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев VI , французский король Карл V и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил только через 5 веков после своей смерти. Изначально его так назвали московские летописцы, а позже русский историк Н. Карамзин. Сын Владимира I, великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали «царь». Ярослав в начале своего правления ввёл в действие первый письменный свод законов – Русскую Правду. Князь Ярослав за 35 лет правления заслужил прозвание «мудрого» правителя. Ученики знакомятся с помощью учебника с его деятельностью.

«По законам Ярослава Мудрого государство не наказывало преступника, который совершил тяжкое преступление - убийство. Отомстить виновному могли лишь близкие родственники убитого (сын, либо родные, двоюродные братья, либо племянники). Если таких не было, то виновный должен был выплатить государству (князю) так называемую виру – штраф за убийство».

- Как вы думаете, какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается виновному за его преступление, если у потерпевшего не было родственников? (Виновный должен был расплатиться деньгами.)

- Сравни значение слова «мудрый» и закон «Русская Правда, автором которого является Ярослав Мудрый.

- Какое можно увидеть противоречие в значениях данных слов?

- Можешь ли ты - современный ученик признать такое решение очень мудрым? Какая возникает важная проблема? (Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)

Ученики отвечают и объясняют проблемный вопрос урока: «Почему Ярослава назвали все-таки Мудрым?». После ответа на вопрос ребята называют основную задачу урока: необходимо выяснить, почему же из многих русских князей именно Ярослава Владимировича называли таким именем – «Мудрый».

Стоит отметить, что организованная рационально работа учеников на уроках позволит успешно решить не только задачи, связанные с познавательной активностью, но и поспособствует становлению личных характеристик школьника, объединению школьного коллектива, и в дальнейшем успешной социализации учащихся, их умению ориентироваться в современном общественном пространстве.

Список источников:

1. Глазунова Л.Ф. Индивидуальный образовательный проект учителя истории и обществознания. https://multiurok.ru/files/individualnyi-obrazovatelnyi-proekt-uchitelia-isto.html

2. Королькова Е.В. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения истории. https://multiurok.ru/files/realizatsiia-sistemno-deiatelnostnogo-podkhoda-25.html

3. Попова М.В. Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения – стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания. https://urok.1sept.ru/articles/684606

4. Хунигова Л. Трудности при реализации ФГОС на уроках истории и обществознания. https://znanio.ru/media/statya-na-temu-trudnosti-pri-realizatsii-fgos-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-2928476


 


 


 

5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации