Статья «Значение игры при изучении профильных предметов обществоведческого цикла»
Значение игры
при изучении профильных предметов обществоведческого цикла
«А сейчас давайте поиграем…» – стоит только произнести эту фразу на уроке, и в классе начинается невероятное оживление: дети сразу становятся более собранными, начинают концентрировать внимание не только друг на друге, но и на учителе, «просыпаются» те, кто был где-то далеко и все смотрят на тебя с любопытством: что же будет?! И речь здесь пойдет не о малышах, и даже не учащихся начальной школы, а о старшеклассниках. Потому что играть любят все: и не важно, сколько тебе лет – шесть, шестнадцать или сорок шесть.
В «Концепции модернизации российского образования…» одним из приоритетных направлений образовательной политики заявлено создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы1.
Профильное образование, при котором проводятся лекции, практические занятия и ведутся элективные курсы, несколько похоже на систему преподавания в ВУЗе. Поэтому, для школьника, закончившего класс с социально-экономическим профилем, математическим или каким-либо другим, обучение в университете покажется более знакомым, он сможет легче адаптироваться к обучению. Но не нужно забывать, что даже будучи старшими школьниками, учащиеся 10-11 классов все еще остаются детьми и обучение через игру для них более интереснее и предпочтительнее.
Работая в старших классах по социально-экономическому профилю при проведении предметов обществоведческого цикла (таких как история, обществознание, экономика и право) именно игровым методам обучения мною уделяется достаточно большое внимание. Мои ученики часто уверены, что они просто играют, не подозревая, что их чему-то учат.
Игровые методы обучения предназначены для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач.
«Экономическая» или «Правоведческая» игра – это в определенном смысле репетиция элементов профессиональной деятельности выпускника.
Учащийся, играя в свою будущую деятельность, приучается учитывать совокупность реальных сил, обстановку, интересы отдельных лиц, зримо представлять себе ролевые функции в различных ситуациях. Игра на профильных предметах являются модификацией деловых игр. В связи с этим, их можно, как и деловые игры, классифицировать по пяти характерным признакам.
По целевым установкам и содержанию игрового участия.
Имитационные игры. На уроках имитируется деятельность «суда», «избирательного участка», «акционерного общества» т.д. Имитироваться могут события и конкретная деятельность должностных лиц. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, содержит описание структуры и назначения имитируемых объектов, положения и нормативные акты, определяющие специфику деятельности и описание обстановки, в которой происходит событие.
Операционные игры. Помогут отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методику выступления перед аудиторий на определенную тему, методику проведения занятий тем или иным методом и т.д.
В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.
Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные, как и в предыдущем случае.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица (экономиста, присяжного заседателя, революционера и т.д.). Для проведения игр с исполнением роли отрабатывается модель – «Пьеса ситуации», между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Метод инсценировки. В этих играх разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в определенной обстановке. Учащийся должен суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу, профессиональную психологию, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить ученика ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к мерам принуждения.
Психодрама или социодрама. Весьма близки к «Исполнению ролей» и «Методу инсценировки» Но задачи здесь выдвигаются, прежде всего, социально-психологические: почувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, войти с ним в продуктивный контакт, изменить настрой группы, произвольно поменять лидерство в группе и др. Метод требует тщательной разработки сценария игры.
По характеру моделируемых ситуаций.
Игра с соперником. Моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или воздействия друг на друга различных систем.
Игра-тренажер. Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации. Отрабатываются навыки в принятии оперативных решений, а также механизм взаимодействия отдельных звеньев системы.
По характеру игрового процесса.
Соперничество. Отношения между играющими группами учащихся носят характер соперничества. Действие одной группы прямо или косвенно влияет на действие другой. При этом контакт между группами необязателен.
Разыгрывается взаимодействие групп. Но: контакт с помощью различных видов связи является обязательным элементом игры.
Соревнование. Группы учащихся между собой не связаны: играют независимо друг от друга и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают различных успехов.
По способам передачи и обработке информации.
Игры с ведущим участием учителя, с применением обычных средств связи и обычных носителей информации (текстов, логических схем, матриц, игры на макетах и действующих объектах).
Игры с применением ЭВМ и терминальных устройств.
Игры с применением автоматизированных обучающих устройств (программированные игры).
По динамике моделируемых процессов.
Игры с ограниченным количеством ходов.
Игры с неограниченным количеством ходов.
Саморазвивающиеся игры с регламентированным масштабом времени и без него2.
Таким образом, профориентационная деловая игра – это форма активного обучения выпускников, предназначенная для формирования комплексного навыка конкретного вида делового поведения (профессиональной деятельности и профессионального общения). Это достигается в ходе игрового имитационного моделирования и решения непрерывно усложняющихся профессионально-ориентированных ситуаций при педагогически целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности обучаемых.
Главное отличие таких игровых методов от традиционной системы обучения – в упражнениях. Если на практических занятиях учащиеся учатся овладевать определенными навыками (например, анализировать документ или на основе исторической либо социальной ситуации определять причинно-следственную связь), т.е. формируют учебно-познавательные компетенции, то в игровом упражнении – овладевают только определенным способом деятельности, выполняя «роль» гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи и т.д., т.е. формируют социально-трудовые, коммуникативные и информационные образовательные компетенции.
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры3.
К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.
Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.
Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
Массовая форма игры – есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
В профильном образовании наиболее целесообразно использовать парную, групповую и коллективную формы организации игр. Особенностями игровой деятельности в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом (в данном случае, классом), юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевое взаимодействие, чего невозможно достичь при других формах организации игр.
Сущность игры на уроке – в деятельности, точнее ее игровой разновидности. Игровая деятельность воспроизводит реальную в той или иной ее модели. В игре, как и в реальности, действию учатся путем его выполнения, и в этом особая дидактическая ценность игры.
В метод обучения игра превращается при условиях:
наполнения технологии определенным содержанием;
придания содержанию дидактического смысла;
наличия мотивации обучаемых;
установления дидактических связей с другими методами обучения.
Практика игры состоит из:
техники игры (технологической структуры);
теории и методологии игры (общих подходов к проектированию и анализу действий);
этики игры (привнесения нравственных идей и смысла).
Таким образом, игру можно и нужно рассматривать, как средство подготовки к труду, особый вид деятельности учащегося и компонент других видов деятельности, всей культуры и жизнедеятельности человека4.
При распределении учебной часовой нагрузки на наш взгляд игровым методам обучения на профильных предметах обществоведческого цикла следует выделять до 60% учебного времени в 10 классе и до 80% – в 11.
Ведь именно социально-гуманитарный или социально-экономический профиль связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Именно профильные предметы обществоведческого цикла (в данном случае через игровые технологии) обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной, трудовой или иной другой (социальной) деятельности.
Правомерно заметить, что игровое действие или игра рассматривается как вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В содержании процесса игры можно выделить два взаимосвязанных компонента: технологическое и предметное содержание.
Под технологическим содержанием игры правомерно понимать логическую последовательность построения и организацию функционирования деятельностной модели обучения. В этом отношении, технологическое содержание выступает как педагогическая технология.
Предметное содержание процесса игры определяется функцией (функциональной деятельностью), по профилю которой осуществляется обучение выпускника. Предметное содержание отражает природу социального заказа на подготовку выпускников. В свою очередь социальный заказ содержательно отражается в двух основных его элементах: квалификационной характеристике выпускника и профессиограмме – описании основных проблем (задач) практической функциональной деятельности, по которым необходима перспективная подготовка будущего абитуриента (учащегося ВУЗа).
Кроме того предметное содержание определяется актуальными проблемами современного общества и профилем обучения (выбором будущей профессии). Предметное содержание целесообразно рассматривать при непосредственном проектировании конкретных видов и форм занятий (тренингов, функционального конструирования, игр, имитаций и др.).
Осмысление инновационных технологий обучения позволяет выделить важнейшую проблему организационного порядка в области технологического содержания. Вопрос заключается в том, чтобы от отдельных опытов игровой практики перейти к систематизированному типу развивающих деловых игр – модели функциональной деятельности выпускника, реализуемой в учебных целях в системе среднего образования (в рамках общеобразовательного учебного заведения)5.
Игра – это не просто метод обучения в школе. Игра является сложным социально-психическим явлением уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека.
Игра на уроке при преподавании профильного (либо базового) предмета должна рассматриваться как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем старшеклассника, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности с социумом и жизни в социуме.
1 http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
2 Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как научиться интересно и эффективно обучать специалистов. – Симферополь, 1992. С. 94-97, 108.
3 Михайлова, Н.Н. Деловая игра как средство профессиональной ориентации старшеклассников. - В кн.: Педагогика и психология игры. - Новосибирск: 2005. С. 109.
4 Князев А.М. Дидактические условия использования игровых технологий в педагогической подготовке слушателей военной академии – М., 1996. С. 60.
5 Логинов И.П. Функциональный игропроцесс – модель обучения деятельностного типа. – М.: АФПС, 2002. С. 23-24.
Горбачёва Марина Юрьевна
Шарандина Валентина Владимировна