Роль предметов обществоведческого цикла в процессе социализации личности ученика школы
РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА ШКОЛЫ.
Мясникова Е.П. учитель
МБОУ «СОШ №20 с УИОП» г. Белгород
Изменения в российском образовании предполагают освоение новых стандартов третьего поколения российскими педагогами, которые коренным образом меняют прежнюю деятельность любого образовательного учреждения (7;42) Для всех педагогов такой поворот в образовательной системе не только понятен, но и положительно воспринят. Новые подходы в образовании направлены на проявление самостоятельности ученика, где каждый определяет для себя цели и достигает их в процессе деятельности, что способствует положительной социализации.
Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». (9;140) Таким образом, этот процесс «обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями».
Обществоведческое образование – необходимое условие социализации личности. Для современного курса обществознания базовыми являются экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение и философия. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. (4) Знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, а комплексно. Без обществоведческого образования невозможно выполнить в полной мере требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Содержание включает в себя курсы: Основы философии, Теория познания и логика, Этика, Социальная философия, Основы экономики, Основы социологии, Основы политологии, Основы социальной психологии, Основы права.
Стандарт третьего поколения требует усиления воспитательного потенциала истории и обществознания. В законе «Об образовании» подчеркивается, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. (3) Воспитание поставлено на первое место. Образование - средство воспитания, поэтому в Стандарте третьего поколения планируется программа воспитания и социализации учащихся, где будут названы все виды внеурочной деятельности.
Одиннадцатилетняя жизнь школьника за партой по времени совпадает с глубинными процессами формирования личности, а это значит, с проявлением его способностей в усвоении культурных норм и социальных ролей. Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку может только один социальный институт – школа.
Обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного я.
В нашей школе для успешной социализации ученика ведется элективный курс «Роль личности в истории», создаются исторические научные общества, ведется кружок «Молодой избиратель». Главной целью является создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к историческим истокам, правам и основным свободам человека, создание для ученика условий свободы, творчества, умение уважать индивидуальность каждого, совместно осваивать основы тех культурных норм, а также культурные способы взаимодействия с миром, человечеством, самим с собой.
Как именно на уроках обществоведческого цикла можно помочь учащимся адаптироваться в современном социуме? Конечно, это приобретение умений размышлять, владеть искусством спора, искать истину в правовой культуре, умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, находить и извлекать из различных источников информацию. Я считаю основной задачей предметов обществоведческого цикла- складывание привычки общения с большим коллективом людей, которая способствуют развитию контактности и коммуникабельности, обеспечивает формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других. Действительно, обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведческие дисциплины формируют предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. Самореализация неосуществима без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование.
Как отмечает известный американский специалист в области образования У. Глассер, «Школа может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себе и ощущения собственной значимости: знания и умения мыслить. Учебный процесс может быть организован таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера». (1)
Уроки обществоведческого цикла позволяют расширить круг источников социальной информации: необходимо привлекать материалы научно-популярной, публицистической литературы, текстов документов, законов, печатных СМИ, информационные материалы сети Интернет.
Полученные знания учащимся позволяют легче пройти социализацию в окружающей среде. Данные предметы помогают сделать осознанный выбор путей продолжения образования.
Еще одно важное условие - обучение школьников оценочной деятельности. Психологические исследования подтверждают, что эмоции выступают как своеобразные оценки деятельности. Поэтому эмоциональная сторона обучения тесно связана с оценочной деятельностью. Оценить - значит высказать свое мнение о ценности. Как правило, оценка дается учителем, но гораздо важнее научить школьников оценивать изучаемый материал.
В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление различных ценностей, важных как для общества в целом, так и для отдельных личностей.
Оценочные суждения, прежде всего, должны стать составной частью объяснения, рассказа учителя. В беседе с классом педагогу важно побуждать учащихся высказывать свое мнение о ценности изучаемого материала.
Признаками усвоения эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности служат поведение школьников, их высказывания и оценки, ответы на вопросы мировоззренческого характера. Обычно, эти вопросы обращены к личности учащихся: как вы думаете, каково ваше мнение, как бы вы поступили в том или ином случае, как на ваш взгляд правильнее? При этом само содержание истории и обществознания обладает значительными возможностями в формировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности благодаря тому, что в ней соединены элементы естественных наук и их социальное содержание.
Как итог совместной деятельности учителя и ученика в процессе изучения предметов обществоведческого цикла – выступает формирование
– активной жизненной позиция; интерес к общественной жизни.
– нравственное поведение, поступки (забота о близких, друзьях);
– гражданственность;
– чувство собственной ответственности, сопричастности делам государства;
– взгляды, рассуждения, мировоззрение;
– гордость за деяния предков; знание своих корней;
– любовь к труду, уважение к людям труда, осознанный выбор профессии.
Таким образом, учебные предметы обществоведческого цикла дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Литература
1. Глассер Уильям Школы без неудачников. М., «Прогресс» 1991г.
2. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3
3. Закон 273-ФЗ «Об бразовании в РФ» 2016 новый 273-ФЗ.рф
4. Итоговый отчет по результатам проведения социологического мониторинга “Молодежь России - 96” - Госкоммолодежи России, Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, М.,1997.
5. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология. Ростов-н/Д, 2000г.
6. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников. Социологические исследования. 1998. №8.
7. Модернизация российского образования: достижения и уроки. - М.: Алекс, 2004.
8. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования (среднее (полное) общее образование) от 15 апреля 2011 г.
9. Смелзер Н. «Социология» пер. с анг. М., 1994.9. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3.