Роль предметов обществоведческого цикла в процессе социализации личности ученика школы

0
0
Материал опубликован 25 April 2016

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА ШКОЛЫ.

Мясникова Е.П. учитель

МБОУ «СОШ №20 с УИОП» г. Белгород

Изменения в российском образовании предполагают освоение новых стандартов третьего поколения российскими педагогами, которые коренным образом меняют прежнюю деятельность любого образовательного учреждения (7;42) Для всех педагогов такой поворот в образовательной системе не только понятен, но и положительно воспринят. Новые подходы в образовании направлены на проявление самостоятельности ученика, где каждый определяет для себя цели и достигает их в процессе деятельности, что способствует положительной социализации.

Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». (9;140) Таким образом, этот процесс «обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями».

Обществоведческое образование – необходимое условие социализации личности. Для современного курса обществознания базовыми являются экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение и философия. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. (4) Знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, а комплексно. Без обществоведческого образования невозможно выполнить в полной мере требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Содержание включает в себя курсы: Основы философии, Теория познания и логика, Этика, Социальная философия, Основы экономики, Основы социологии, Основы политологии, Основы социальной психологии, Основы права.

Стандарт третьего поколения требует уси­ления воспитательного потенциала истории и обществознания. В законе «Об образовании» под­черкивается, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обуче­ния в интересах человека, общества и государ­ства. (3) Воспитание поставлено на первое место. Образование - средство воспитания, поэтому в Стандарте третьего поколения планируется про­грамма воспитания и социализации учащихся, где будут названы все виды внеурочной деятель­ности.

Одиннадцатилетняя жизнь школьника за партой по времени совпадает с глубинными процессами формирования личности, а это значит, с проявлением его способностей в усвоении культурных норм и социальных ролей. Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку может только один социальный институт – школа.

Обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного я.

В нашей школе для успешной социализации ученика ведется элективный курс «Роль личности в истории», создаются исторические научные общества, ведется кружок «Молодой избиратель». Главной целью является создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к историческим истокам, правам и основным свободам человека, создание для ученика условий свободы, творчества, умение уважать индивидуальность каждого, совместно осваивать основы тех культурных норм, а также культурные способы взаимодействия с миром, человечеством, самим с собой.

Как именно на уроках обществоведческого цикла можно помочь учащимся адаптироваться в современном социуме? Конечно, это приобретение умений размышлять, владеть искусством спора, искать истину в правовой культуре, умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, находить и извлекать из различных источников информацию. Я считаю основной задачей предметов обществоведческого цикла- складывание привычки общения с большим коллективом людей, которая способствуют развитию контактности и коммуникабельности, обеспечивает формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других. Действительно, обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведческие дисциплины формируют предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. Самореализация неосуществима без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование.

Как отмечает известный американский специалист в области образования У. Глассер, «Школа может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себе и ощущения собственной значимости: знания и умения мыслить. Учебный процесс может быть организован таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера». (1)

Уроки обществоведческого цикла позволяют расширить круг источников социальной информации: необходимо привлекать материалы научно-популярной, публицистической литературы, текстов документов, законов, печатных СМИ, информационные материалы сети Интернет.

Полученные знания учащимся позволяют легче пройти социализацию в окружающей среде. Данные предметы помогают сделать осознанный выбор путей продолжения образования.

Еще одно важное условие - обучение школь­ников оценочной деятельности. Психологические исследования подтверждают, что эмоции высту­пают как своеобразные оценки деятельности. Поэтому эмоциональная сторона обучения тесно связана с оценочной деятельностью. Оценить - значит выска­зать свое мнение о ценности. Как правило, оцен­ка дается учителем, но гораздо важнее научить школьников оценивать изучаемый материал.

В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление различных ценностей, важных как для общества в целом, так и для отдельных личностей.

Оценочные суждения, прежде всего, долж­ны стать составной частью объяснения, расска­за учителя. В беседе с классом педагогу важно побуждать учащихся высказывать свое мнение о ценности изучаемого материала.

Признаками усвоения эмоционально-­ценностного отношения к миру, к деятельности служат поведение школьников, их высказыва­ния и оценки, ответы на вопросы мировоззрен­ческого характера. Обычно, эти вопросы обращены к личности учащихся: как вы думаете, каково ваше мнение, как бы вы поступили в том или ином случае, как на ваш взгляд правильнее? При этом само содержание истории и обществознания обладает значительными возможностями в фор­мировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности благодаря тому, что в ней соединены элементы естествен­ных наук и их социальное содержание.

Как итог совместной деятельности учителя и ученика в процессе изучения предметов обществоведческого цикла – выступает формирование
  активной жизненной позиция; интерес к общественной жизни.
– нравственное поведение, поступки (забота о близких, друзьях);

– гражданственность;
– чувство собственной ответственности, сопричастности делам
  государства;
 взгляды, рассуждения, мировоззрение;

– гордость за деяния предков; знание своих корней;

–  любовь к труду, уважение к людям труда, осознанный выбор профессии.

Таким образом, учебные предметы обществоведческого цикла дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

 

Литература

1. Глассер Уильям Школы без неудачников. М., «Прогресс» 1991г.

2. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3

3. Закон 273-ФЗ «Об бразовании в РФ» 2016 новый 273-ФЗ.рф
4. Итоговый отчет по результатам проведения социологического мониторинга “Молодежь России - 96” - Госкоммолодежи России, Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, М.,1997.

5. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология. Ростов-н/Д, 2000г.

6. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников. Социологические исследования. 1998. №8.

7. Модернизация российского образования: достижения и уроки. - М.: Алекс, 2004.
8. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования  (среднее (полное) общее образование)  от 15 апреля 2011 г.

9. Смелзер Н. «Социология» пер. с анг. М., 1994.9. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации