Приоритетные образовательные направления: от теории к практике
Приоритетные образовательные направления: от теории к практике
Технологии XXI века меняются и обновляются с высокой скоростью, и задача современной педагогики – как можно быстрее подстроиться под эту трансформацию. В условиях извечных перемен школьному и дошкольному образованию важно придерживаться идеи о развитии гармонически совершенной личности, о саморазвитии учащихся и выдвижении образования на первый план, а также его преемственности.
В этой статье я хотела бы рассказать о том, как задачи реализуются в практике обучения и воспитания. Определения я брала из «Википедии», а раскрываю механизмы реализации сама. Всё пронизано принципом гуманизма.
Я бы хотела остановиться на приоритетных образовательных направлениях: это духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое развитие, интеллектуально-познавательное развитие и экологическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс, целью которого является формирование гармоничной личности. Педагог прививает учащемуся духовно-нравственные ценности. Это основополагающие понятия по отношению друг к другу, семье и обществу. Основываются они на добре и зле, правде и лжи. В своей деятельности я реализую такое воспитание путём проведения классных часов, индивидуальных бесед с детьми и родителями, родительских собраний. Такой классный час проводится раз в месяц. Я составляю отдельный план для этого. Очень часто я прибегаю к помощи психолога, социального педагога и различных специалистов. Например, можно пригласить медика, пожарного или полицейского на такие беседы. Это очень интересно ребятам, и такой классный час им точно запомнится.
Дети учатся высшим духовным ценностям: индивидуально-личностным (человеческая жизнь, права ребёнка, честь, достоинство), семейным (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции), национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации), общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Гражданско-патриотическое развитие – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодёжи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В своей работе я использую воспитательную программу «Я – гражданин» и «Надежда России». Очень большое внимание в них уделяется воспитанию патриотизма.
Интеллектуально-познавательное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка.
“НАДЕЖДА” - это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов бытия личности.
Н – нравственность.
А – активность.
Д – духовность.
Е – единство.
Ж – желание.
Д – доброта.
А – адаптация.
Наши учащиеся активно участвуют в различных конкурсах, викторинах и соревнованиях, занимают призовые и первые места. Это является хорошим стимулом для их дальнейшего развития.
Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов.
Мы проводим классные часы, конкурсы рисунков по темам «Экология», и «Защита окружающей среды». Дети принимают в них активное участие. Также перед началом холодов учащиеся делают кормушки для птиц, убирают пришкольную территорию и участвуют в акции «Чистый дом – моя инициатива!», где делают фотографии убранного своими руками дома.