12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Банькова Наталья Валерьевна42
Россия, Смоленская обл., Велиж
1

Статья «Оценка уровня сформированности УУД у обучающихся на уроках математики. От теории к практике решения задач»

МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа

Смоленской области

 

Оценка уровня сформированности УУД

у обучающихся на уроках математики

(от теории к практике решения задач)


 

Подготовила:

Банькова Наталья Валерьевна,

учитель математики и информатики


 

Велиж

2018

Оценка уровня сформированности УУД

у обучающихся на уроках математики

(от теории к практике решения задач)

Новый мир имеет новые условия

И требует новых действий

Н.Рерих

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты образовательного процесса: в организацию и в содержание учебной и внеурочной деятельности, в отбор учебного материала и, конечно же, изменяется система оценивания.

Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания теперь выступает как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Как мы знаем, оценка делится на – внутреннюю и внешнюю. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью наряду с учителем могут заниматься совместно сам ученик, родители и ОУ.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

Оценивание - постоянный процесс.

Оценивание может быть только критериальным.

Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Но, что же нового? Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Существуют следующие виды оценивания:

Предварительное оценивание или стартовая диагностика. Может использоваться в любом классе в начале учебного года или в начале изучения нового раздела для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

Текущее оценивание (на каждом этапе урока) и тематическое оценивание (в конце темы, раздела, в конце четверти, полугодия)

устный счёт или устный опрос

письменная самостоятельная работа

математические диктанты

тестирование

практическая или творческая работа

минипроекты

В текущем и тематическом оценивании используются такие методы как наблюдение, самооценка и самоанализ, а также методы, основанные, как правило, на анализе письменных работ учащихся.

Итоговое оценивание

промежуточная аттестация

комплексные работы

ОГЭ или ЕГЭ

Какова же процедура оценивания? И вот здесь у педагогов возникает ряд вопросов:

Вопрос 1. Что контролировать и оценивать?

Вопрос 2. Кто оценивает?

Вопрос 3. Как оценивать?

Вопрос 4. Где фиксировать результаты?

Вопрос 5. Когда ставить отметку?

Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения предмета «Математика».

Что контролировать и оценивать? Теперь при переходе на ФГОС нового поколения для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся результаты личностного развития, метапредметные и предметные результаты– поэтому и появляются новые требования к системе оценки.

Кто оценивает? Вернемся к уже рассмотренной схеме «Кто оценивает?»

Как оценивать? Где фиксировать результаты? Мы все прекрасно знаем, что учитель может оценивать, а как оценивать УУД и где фиксировать результат?

Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном журнале.

Личностные результаты. Совершенно новым для школы является оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов - осуществляется либо в ходе внешних мониторинговых процедур, либо по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Оценку личностных результатов могут осуществлять психолог или педагог в виде мониторингов, тестирования, диагностических задач или наблюдений. Результаты могут фиксироваться в папке достижений учащихся, т.е. в портфолио.

Метапредметные результаты. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

выполнение контрольных или проверочных заданий по математике, позволяющих судить в том числе и о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;

выполнение комплексных работ на метапредметной основе;

наблюдения учителя и/или психолога, оформляемые в виде оценочных листов или линейки достижений и фиксируемые в портфолио. Результаты оценивания фиксируются в рабочем журнале учителя по оценке УУД или журнале оценивания УУД.

На уроках математики, основную часть времени мы занимаемся решением числовых примеров и разного рода задач, и большинство педагогов не знает, что каждая задача из курса математики вырабатывает у учащегося те или иные УУД. Также очень ярким современным этапом организации учебного процесса является прием организации рефлексивного компонента оценочной деятельности. Давайте очень кратко на этом остановимся.

Личностные. Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и общество», «Я и знания», «Я и я»

В математике: смыслообразование

Виды заданий:

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания

Мысленное воспроизведение ситуации

Самооценка событий и дневники достижений

Рефлексия настроения или эмоционального состояния («Букет настроения», «Дерево чувств», «Шкала самооценки», «Лесенка успеха»)

Регулятивные. Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий

Виды заданий:

Преднамеренные ошибки

Поиск информации в предложенных источниках

Взаимоконтроль

«Найди ошибку»

Рефлексия («Выбор афоризма», «Составление кластера», ««Плюс-минус-интересно», «Толстые и тонкие вопросы»)

Познавательные. Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

В математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

Виды заданий:

Упорядочивание

«Цепочки»

Составление схем-опор

Работа с разного вида таблицами

Составление и чтение графиков и диаграмм

Поиск лишнего

Рефлексия («Корзина идей», «Инсерт» или «пометки на полях», «Написание синквейна»)

Коммуникативные. Способность обучающегося использовать правила общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях.

В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в диалоге, самовыражение, высказывания разного типа.

Виды заданий:

Составь задание однокласснику или оцени работу товарища

Работа в мини-группах

Рефлексия («расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое)

Примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе

Личностные и познавательные УУД

Сколько существует маршрутов посещения трех памятных мест города Смоленска: мемориальный комплекс «Катынь», курган Бессмертия и Успенский собор.

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края.

Регулятивные УУД

Два ученика решали уравнение 2(х-3)=24 так:

2(х-3)=24 2(х-3)=24

2х-3=24 х-3=24:2

2х=24-3 x-3=12

2х=21 х=12+3

х=21: 2 х=15

х=10,5

Ответ: х=10,5. Ответ: х=15.

Найди верное решение.

Объясни свой выбор.

Сделай проверку.

Анализ хода решения уравнения путем сравнения, обнаружение отклонений и внесение корректив. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.

УУД или ЕГЭ? Конечный контроль уровня сформированности УУД проводится через итоговую и промежуточную аттестацию. Занимаясь так называемым «натаскиванием», мы формируем у учащихся УУД буквально при решении любой задачи из КИМов для экзамена в 9-м и 11-м классе. Рассмотрим на примере практико-ориентированной задачи.

Когда ставить отметку?

Основными методами мониторинга реализации программы УУД являются:

метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений;

контрольно-измерительные материалы (в форме комплексных работ), которые содержат задания для проверки освоения УУД (например, комплексная работа по математике в 7 классе май 2016г. проводимая ГАУ ДПО СОИРО).

Дорогие педагоги! Помните, что оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставит его поверить в свои силы, обеспечит положительные мотивы учения и приведёт к готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.  Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Поэтому  нецелесообразна поспешность в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю. Учите, развивайте, формируйте, воспитывайте и не бойтесь нововведений в российском образовании. Помните! ВСЁ НОВОЕ, ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ! Больших успехов вам в преподавании математики!


 

ИСТОЧНИКИ

Гущин Д. Решу ЕГЭ. [Электронный ресурс]. – URL: https://ege.sdamgia.ru/manual дата обращения 8.06.2016.

Изображение. [Электронный ресурс]. – URL: http://dsad_soln.ust.edu54.ru/images/customlogo.png дата обращения 8.06.2016.

Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития. «Интеллект-Центр» Москва 2007г.

Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 8 класс. Задания и обучения для развития учащихся. Изд. «Интеллект-центр»2009г.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.