12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Мирскова114
Россия, Ивановская обл., Шуя

Концепция развития математического образования: от теории к практике.

В условиях модернизации российского образования его приоритетным направлением является повышение качества. Особенное внимание уделяется качеству математического образования. В 2014 году была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации. В ней подчеркивается, что «математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияет на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе»*.

Хотелось бы в данной статье проанализировать, какие цели и задачи ставились и что было сделано за 8 лет реализации данной Концепции.

Начнём с проблем. Их было выделено три: мотивационная, содержательная и кадровая. Поменялось ли что-то? По моему мнению, нет.

Для современного поколения характерна низкая мотивация к учению, и это касается не только математики, но и других предметов. Учащиеся не понимают ценности образования, так как примеры, которыми пестрят социальные сети, кричат о том, что можно достичь успеха, будучи почти безграмотным. Мне кажется, задача государства состоит в том, чтобы поднять ценность образования в обществе, а если этого не произойдет, то ситуация будет становиться всё хуже.

Основной проблемой содержания математического образования я считаю расхождение требований к умениям, которые должны развивать педагоги в соответствии с ФГОС и требованиями к умениям проверяемых ГИА в 9 и 11 классах. Самым ярким примером этого расхождения служат информационные умения. Информационные умения – это умения ребенка находить нужную информацию, анализировать и применять её для решения той или ной учебной проблемы. Во время же ГИА, особенно в 11 классе, например по математике профильного уровня, не предусмотрен поиск информации: огромное количество формул, теорем и законов ребенок должен знать наизусть.

В настоящее время кадры – это наиболее острая проблема, особенно в провинциальных школах. И с каждым годом ситуация становиться всё хуже и хуже, и сейчас я говорю даже не о качестве знаний молодых педагогов, приходящих в школу, а о том, что они не идут в школу, а если и решаются устроиться на работу, то предпочитают большие города. И данная проблема не может быть решена на уровне отдельной школы или даже муниципалитета, она должна решаться на уровне государства.

Цель Концепции развития математического образования - «…вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом». Достигнута ли данная цель?

«Россия вошла в первую десятку стран по качеству школьного математического и естественно-научного образования согласно результатам международного исследования TIMSS... в рейтинге PISA Россия занимает средние позиции» - сообщил замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев в 2019 году. Результат есть, но есть и над чем работать. Осталась проблема с мотивацией обучающихся к изучению математики.

Рассмотрим основные направления реализации Концепции на уровнях основное общее и среднее общее образование и проблемы в их практической реализации

Направления реализации Концепции*

Проблемы при реализации

Предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

Многие учащиеся считают, а примеры, активно пропагандируемые в сети интернет, подтверждают это, что для успешной жизни достаточно математического образования на уровне начальной школы, а остальные знания им в жизни не потребуются. В связи с этим возникает проблема, что для прохождения ГИА уровень знаний должен быть значительно выше.

Обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность

Педагоги могут преподавать каждому ученику математику на «доступный для него уровне», но опять происходит расхождение с ГИА, там минимальный уровень определен один для всех.

В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Проблема с реализацией данных направлений, связана с кадровым вопросом. Нагрузка педагогов зачастую превышает 30 часов, поэтому реализовать индивидуальные формы работы с одаренными и отстающими обучающимися не представляется возможным.

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться в первую очередь за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе лидерских практик математического образования, сформировавшихся в общеобразовательных организациях.

Нагрузка педагогов не позволяет проходить качественное профессиональное обучение, изучать опыт лидеров математического образования.

Концепция развития математического образования - отличный теоретический документ, и многие направления деятельности, которые прописаны в нем, реализовывались в школе ещё до его создания (олимпиадное движение, кружки, подготовка к олимпиадам, дополнительные занятия с отстающими детьми, повышение квалификации, обмен опытом); но, к сожалению, при переходе от теории к практике возникает масса проблем, которые невозможно решить на уровне школы, и даже муниципалитета, и области. Данными проблемами должно заниматься государство, систематично работать на повышение ценности образования и ценности профессии педагога.



_________________

* Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р О Концепции развития математического образования в РФ (garant.ru)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.