Рабочая программа элективного курса «Обществознание: от теории к практике»
Паспорт программы
Тип программы: программа среднего (полного) общего образования
Статус программы: рабочая программа элективного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «Одесская средняя общеобразовательная школа №2» программа определяет приоритеты в содержании обществоведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего (полного) общего образования;
- для администрации МОУ «Одесская средняя общеобразовательная школа №2» программа является основанием для определения качества реализации среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Категория обучающихся: 11 класс обучающийся по программам социально-гуманитарного профиля.
Сроки освоения программы: 1 года.
Объем учебного времени: 34 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю в 11 классе
Формы контроля: текущий контроль, тематический, итоговый.
Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к экзаменам по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованным. ЕГЭ по обществознанию за последние три года выбирают от 56 до 100% выпускников 11 класса.
Данная программа составлена с целью повышения качества подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Основными задачами элективного курса являются:
- повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
- формирования психологической готовности к государственной (итоговой) аттестации.
Программа рассчитана на 34 часов : по 1 часу в неделю в 11 классе. Элективный курс является дополнением к рабочим программам профильного уровня по обществознанию, праву и экономике.
Программа курса состоит из трех разделов:
1. Тест ЕГЭ как способ независимой оценки качества образования.
2. Методика решения заданий разного типа.
3. Тестовый практикум.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов («Электронный репетитор ЕГЭ по обществознанию»).
Минимальный набор практических работ в рамках элективного курса включает следующие формы:
- работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.
Учебно-методическое обеспечение.
В качестве учебно-методический комплекса используются УМК издательства «Просвещение» по обществознанию и праву для средней (полной) школы на профильном уровне под редакцией члена-корреспондента РАО Л. Н. Боголюбова.
Кроме того, в учебном процессе задействованы цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет.
1. Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10. 11 кл./ Под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение -2008, 2009 г.г..
2. Боголюбов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. Аст – Астрель, 2015.
3. Боголюбов П.А., Шевченко С.В., Воронцов А.В. Обществознание. Полный справочник. Аст – Астрель, 2013
4. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание . В таблицах и схемах. «Эксмо», 2013.
5. Чернышова О.А. Обществознание. Эссе, сложный план развернутого ответа. Легион,2013.
6. Пазин Р.В. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Легион, 2014.
Ресурсы интернет:
Обществознание
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
- http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
- http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
5. Система оценивания уровня сформированности умений и навыков. Характеристика КИМов.
Контрольно-измерительные материалы (тесты и практикумы) составлены на основе КИМов, используемых для итоговой аттестации и содержат задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.
Контрольные тестовые и практические работы позволяют проверить следующие умения:
1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
2. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
3. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту;
4. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
5. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
6. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
7. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
8. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;
9. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
10. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
11. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
12. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Сомова Светлана Геннадьевна
Милаев Александр Михайлович