Диагностический комплекс «Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ на этапе перехода к ФГОС»

3
0
Материал опубликован 13 March 2017

 

Диагностический комплекс « Профессионально-личностная готовность педагога

к работе с детьми с ОВЗ на этапе перехода к ФГОС»

ФИО________________________________________________________________________

Должность___________________________________________________________________

ОПРОСНИК “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ” (Г.В.РЕЗАПКИНА)

(вариант для учителей)

Цель: методика «Психологический портрет учителя / родителя» позволяет построить "портрет" учителя / родителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / вопитания, уровень субъективного контроля.

Инструкция к тесту

«Этот тест поможет вам определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции».

Тестовый материал

1. В воспитании важнее всего

1. окружить ребенка теплотой и заботой;

2. воспитать уважительное отношение к старшим;

3. выработать у него определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок

1. да;

2. нет;

3. в зависимости от настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

1. интерес;

2. смущение;

3. раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок

1. моя реакция зависит от ситуации;

2. я не обращаю на это внимания;

3. я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

1. часто;

2. в зависимости от ситуации;

3. редко.

6. Для меня важнее

1. отношения с учениками;

2. с коллегами;

3. не знаю.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть

1. часто;

2. иногда;

3. никогда не вызывают.

8. Присутствие на уроке посторонних

1. воодушевляет меня;

2. никак не отражается на моей работе;

3. выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1. в зависимости от ситуации;

2. нет;

3. обычно.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

1. да;

2. не всегда;

3. нет.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться

1. с учениками;

2. с коллегами;

3. лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении

1. нет;

2. не всегда;

3. да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1. да;

2. нет;

3. не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1. предлагает простор для творчества;

2. не вмешивается в мою работу;

3. дает четкие указания.

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

1. обычно;

2. иногда;

3. сомневаюсь.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы

1. доставляют мне удовольствие;

2. вызывают у меня чувство неловкости;

3. не вызывают у меня особых эмоций.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным

1. часто;

2. редко;

3. никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации

1. меня мало волнуют;

2. иногда задевают меня;

3. часто задевают меня.

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1. в зависимости от ситуации;

2. предпочитаю импровизацию;

3. всегда.

20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.

1. да;

2. не всегда;

3. редко.

21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть

1. я согласен;

2. не согласен;

3. что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег

1. да;

2. иногда;

3. нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами

1. доставляет мне удовольствие;

2. особых эмоций не вызывает;

3. в тягость.

24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе

1. предпочитаю выяснить отношения;

2. игнорирую этот факт;

3. я плачу ему той же монетой.

25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит

1. почти все;

2. кое-что;

3. ничего не зависит.

26. В работе для меня важнее всего

1. привязанность учеников;

2. признание коллег;

3. чувство собственной необходимости.

27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния

1. часто;

2. иногда;

3. не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег

1. я не сомневаюсь;

2. уверенности нет;

3. затрудняюсь ответить.

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1. пытаюсь понять его точку зрения;

2. перевожу разговор на другую тему;

3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого

1. да;

2. в зависимости от ситуации;

3. вряд ли.

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика

1. я тут же заступлюсь за него;

2. один на один сделаю замечание коллеге;

3. сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается мне ценой большого напряжения

1. обычно;

2. иногда;

3. редко.

33. У меня нет сомнений в своем профессионализме

1. конечно;

2. есть сомнения;

3. не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего

1. возможность работать творчески;

2. отсутствие конфликтов;

3. трудовая дисциплина.

35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».

1. не думаю;

2. не всегда;

3. да.

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»

1. согласен полностью;

2. не согласен;

3. что-то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть

1. часто;

2. редко;

3. никогда не мешают.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам

1. часто;

2. иногда;

3. предпочитаю слушать других.

39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка

1. нет, это недопустимо;

2. затрудняюсь ответить;

3. если он этого заслуживает.

40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя

1. да;

2. в некоторых случаях;

3. нет.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками

1. да;

2. нет;

3. иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями

1. редко;

2. обычно;

3. всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных

1. да;

2. не помню;

3. нет.

44. Непредвиденные ситуации на уроках

1. можно эффектно использовать;

2. лучше игнорировать;

3. только мешают учебному процессу.

45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.

1. да;

2. не всегда;

3. нет.

46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону

1. ученика;

2. учителя;

3. сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем

1. как правило;

2. не обязательно;

3. проблем со здоровьем нет.

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1. да;

2. не все;

3. не знаю.

49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя

1. нет;

2. не знаю;

3. да.

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств

1. чаще всего;

2. не уверен;

3. не согласен.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности»

(В.В. Бойко)

Текст опросника

 Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте по одному суждения и ставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет. Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты Вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. 


 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Анкета «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива».

Цель: определение уровня инновационного потенциала педагога в работе с детьми с ОВЗ на этапе экспериментального перехода к ФГОС.

1. Необходимы ли, на Ваш взгляд, изменения в непосредственно образовательной деятельности, в чем конкретно и почему?

нет да, _________________________________________________

(в чем конкретно)

______________________________________________________

2. Какие, на Ваш взгляд, изменения нужны в вашей образовательной организации?

в управлении образовательной организацией

в содержании образования, воспитания

в технологии обучения, воспитания и развития

в режиме работы.

3. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ

полностью готовы

достаточно подготовлены

частично готовы

не готовы.

4. Какие формы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ Вы прошли?

Дайте им оценку по 5-балльной шкале: 5 - очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности; 4 - влияют; 3 - слабо влияют: 2 - почти не влияют; 1 - не влияют.

Формы подготовки

Баллы

1. Обучающие семинары, практикумы.

2. Педагогические советы.

3. Работа в методическом объединении, в творческой группе.

4. Самообразование.

5. Обучение на курсах повышение квалификации.

6. Профессиональная переподготовка.

 

5. Оцените условия Вашей образовательной организации для развития инновационной деятельности:

Дайте им оценку по 3-балльной шкале : 3 балла - очень хорошие; 2 балла - хорошие; 1 балл - удовлетворительные; 0 баллов - неудовлетворительные.

Условия

Баллы

1. Материальные.

2. Финансовые.

3. Организационные.

4. Психологический климат в коллективе.

5. Стимулирование.

6. Система обучения кадров.

 

6. Что является для Вас препятствием в освоении и разработке новых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ?

(выберите 3 наиболее значимых для Вас)

отсутствие времени

отсутствие обоснованной стратегии развития образовательной организации

отсутствие помощи

отсутствие лидеров, новаторов в Вашей образовательной организации

разногласия, конфликты в коллективе

отсутствие необходимых теоретических знаний

слабая информированность о нововведениях в образовании

отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений

отсутствие стимулирования.

Спасибо!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ к тесту « Психологический портрет».

Шкалы Вопросы

Приоритетные ценности

1 6 11 16 21 26 31 36 41 46

отношения с детьми ответы: a

отношения с коллегами ответы: b

собственные переживания ответы: c

Психоэмоциональное состояние

2 7 12 17 22 27 32 37 42 47

неблагополучное ответы: a

нестабильное ответы: b

благополучное ответы: c

Самооценка

3 8 13 18 23 28 33 38 43 48

позитивная ответы: a

неустойчивая ответы: b

негативная ответы: c

Стиль преподавания / воспитания

4 9 14 19 24 29 34 39 44 49

демократический ответы: a

либеральный ответы: b

авторитарный ответы: c

Уровень субъективного контроля

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

высокий ответы: a

не сформированный ответы: b

низкий ответы: c

Приоритетные ценности

1 6 11 16 21 26 31 36 41 46

a

 

b

c

Психоэмоциональное состояние

2 7 12 17 22 27 32 37 42 47

a

 

b

c

Самооценка

3 8 13 18 23 28 33 38 43 48

a

 

b

c

Стиль преподавания / воспитания

4 9 14 19 24 29 34 39 44 49

a

 

b

c

Уровень субъективного контроля

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

a

b

 

c

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности»

(В.В. Бойко)

Обработка данных

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. 

 В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",


"НАПРЯЖЕНИЕ"

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: 1 (2), 13 (3), 25 (2), -37 (3), 49 (10), 61 (5), -73 (5)

2. Неудовлетворенность собой: -2 (3), 14 (2), 26 (2), -38 (10), -50 (5), 62 (5), 74 (3)

3. " Загнанность в клетку": 3 (10), 15 (5), 27 (2), 39 (2), 51 (5), 63 (1), -75 (5)

4. Тревога и депрессия: 4 (2). 16 (3), 28 (5), 40 (5), 52 (10), 64 (2), 76 (3)


"РЕЗИСТЕНЦИЯ"

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 5 (5), -17 (3), 29 (10). 41 (2), 53 (2), 65 (3), 77 (5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: 6 (10), -18 (3), 30 (3), ' 42 (5), 54 (2), 66 (2), -78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций: 7 (2), 19 (10), -31 (2), 43 (5), 55 (3), 67 (3), -79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: 8 (5), 20 (5), 32 (2), -44 (2), 56 (3), 68 (3), 80 (10)


"ИСТОЩЕНИЕ"

1. Эмоциональный дефицит: 9 (3), 21 (2), 33 (5), -45 (5), 57 (3), -69 (10), 81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность: 10 (2), 22 (3), -34 (2), 46 (3), 58 (5), 70 (5), 82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): 11 (5), 23 (3). 35 (3), 47 (5), 59 (5), 72 (2), 83 (10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: 12 (3), 24 (2), 36 (5), 48 (3), 60 (2), 72 (10), 84 (5)

Фазы

Симптомы

Баллы

Общий балл

"НАПРЯЖЕНИЕ"

Переживание психотравмирующих обстоятельств

   
 

Неудовлетворенность собой:

   
 

" Загнанность в клетку":

   
 

Тревога и депрессия:

   

"РЕЗИСТЕНЦИЯ"

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

   
 

Эмоционально-нравственная дезориентация

   
 

Расширение сферы экономии эмоций

   
 

Редукция профессиональных обязанностей:

   

"ИСТОЩЕНИЕ"

Эмоциональный дефицит

   
 

Эмоциональная отстраненность

   
 

Личностная отстраненность (деперсонализация):

   
 

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

   

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации