Диагностический комплекс «Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ на этапе перехода к ФГОС»
Диагностический комплекс « Профессионально-личностная готовность педагога
к работе с детьми с ОВЗ на этапе перехода к ФГОС»
ФИО________________________________________________________________________
Должность___________________________________________________________________
ОПРОСНИК “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ” (Г.В.РЕЗАПКИНА)
(вариант для учителей)
Цель: методика «Психологический портрет учителя / родителя» позволяет построить "портрет" учителя / родителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / вопитания, уровень субъективного контроля.
Инструкция к тесту
«Этот тест поможет вам определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции».
Тестовый материал
1. В воспитании важнее всего
1. окружить ребенка теплотой и заботой;
2. воспитать уважительное отношение к старшим;
3. выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок
1. да;
2. нет;
3. в зависимости от настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1. интерес;
2. смущение;
3. раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок
1. моя реакция зависит от ситуации;
2. я не обращаю на это внимания;
3. я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1. часто;
2. в зависимости от ситуации;
3. редко.
6. Для меня важнее
1. отношения с учениками;
2. с коллегами;
3. не знаю.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
1. часто;
2. иногда;
3. никогда не вызывают.
8. Присутствие на уроке посторонних
1. воодушевляет меня;
2. никак не отражается на моей работе;
3. выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1. в зависимости от ситуации;
2. нет;
3. обычно.
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
1. да;
2. не всегда;
3. нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться
1. с учениками;
2. с коллегами;
3. лучше побыть в одиночестве.
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
1. нет;
2. не всегда;
3. да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1. да;
2. нет;
3. не уверен.
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1. предлагает простор для творчества;
2. не вмешивается в мою работу;
3. дает четкие указания.
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1. обычно;
2. иногда;
3. сомневаюсь.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
1. доставляют мне удовольствие;
2. вызывают у меня чувство неловкости;
3. не вызывают у меня особых эмоций.
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
1. часто;
2. редко;
3. никогда.
18. Замечания со стороны коллег и администрации
1. меня мало волнуют;
2. иногда задевают меня;
3. часто задевают меня.
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1. в зависимости от ситуации;
2. предпочитаю импровизацию;
3. всегда.
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
1. да;
2. не всегда;
3. редко.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1. я согласен;
2. не согласен;
3. что-то в этом есть.
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
1. да;
2. иногда;
3. нет.
23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
1. доставляет мне удовольствие;
2. особых эмоций не вызывает;
3. в тягость.
24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе
1. предпочитаю выяснить отношения;
2. игнорирую этот факт;
3. я плачу ему той же монетой.
25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1. почти все;
2. кое-что;
3. ничего не зависит.
26. В работе для меня важнее всего
1. привязанность учеников;
2. признание коллег;
3. чувство собственной необходимости.
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
1. часто;
2. иногда;
3. не зависит.
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег
1. я не сомневаюсь;
2. уверенности нет;
3. затрудняюсь ответить.
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1. пытаюсь понять его точку зрения;
2. перевожу разговор на другую тему;
3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
1. да;
2. в зависимости от ситуации;
3. вряд ли.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика
1. я тут же заступлюсь за него;
2. один на один сделаю замечание коллеге;
3. сочту некорректным вмешиваться.
32. Работа дается мне ценой большого напряжения
1. обычно;
2. иногда;
3. редко.
33. У меня нет сомнений в своем профессионализме
1. конечно;
2. есть сомнения;
3. не приходилось задумываться.
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
1. возможность работать творчески;
2. отсутствие конфликтов;
3. трудовая дисциплина.
35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
1. не думаю;
2. не всегда;
3. да.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
1. согласен полностью;
2. не согласен;
3. что-то в этом есть.
37. Мысли о работе мешают мне уснуть
1. часто;
2. редко;
3. никогда не мешают.
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
1. часто;
2. иногда;
3. предпочитаю слушать других.
39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка
1. нет, это недопустимо;
2. затрудняюсь ответить;
3. если он этого заслуживает.
40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя
1. да;
2. в некоторых случаях;
3. нет.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
1. да;
2. нет;
3. иногда.
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1. редко;
2. обычно;
3. всегда.
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
1. да;
2. не помню;
3. нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках
1. можно эффектно использовать;
2. лучше игнорировать;
3. только мешают учебному процессу.
45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.
1. да;
2. не всегда;
3. нет.
46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону
1. ученика;
2. учителя;
3. сохраняю нейтралитет.
47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
1. как правило;
2. не обязательно;
3. проблем со здоровьем нет.
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1. да;
2. не все;
3. не знаю.
49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя
1. нет;
2. не знаю;
3. да.
50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
1. чаще всего;
2. не уверен;
3. не согласен.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности»
(В.В. Бойко)
Текст опросника
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте по одному суждения и ставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет. Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты Вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: определение уровня инновационного потенциала педагога в работе с детьми с ОВЗ на этапе экспериментального перехода к ФГОС.
1. Необходимы ли, на Ваш взгляд, изменения в непосредственно образовательной деятельности, в чем конкретно и почему?
нет да, _________________________________________________
(в чем конкретно)
______________________________________________________
2. Какие, на Ваш взгляд, изменения нужны в вашей образовательной организации?
в управлении образовательной организацией
в содержании образования, воспитания
в технологии обучения, воспитания и развития
в режиме работы.
3. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ
полностью готовы
достаточно подготовлены
частично готовы
не готовы.
4. Какие формы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ Вы прошли?
Дайте им оценку по 5-балльной шкале: 5 - очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности; 4 - влияют; 3 - слабо влияют: 2 - почти не влияют; 1 - не влияют.
Формы подготовки |
Баллы |
1. Обучающие семинары, практикумы. 2. Педагогические советы. 3. Работа в методическом объединении, в творческой группе. 4. Самообразование. 5. Обучение на курсах повышение квалификации. 6. Профессиональная переподготовка. |
5. Оцените условия Вашей образовательной организации для развития инновационной деятельности:
Дайте им оценку по 3-балльной шкале : 3 балла - очень хорошие; 2 балла - хорошие; 1 балл - удовлетворительные; 0 баллов - неудовлетворительные.
Условия |
Баллы |
1. Материальные. 2. Финансовые. 3. Организационные. 4. Психологический климат в коллективе. 5. Стимулирование. 6. Система обучения кадров. |
6. Что является для Вас препятствием в освоении и разработке новых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ?
(выберите 3 наиболее значимых для Вас)
отсутствие времени
отсутствие обоснованной стратегии развития образовательной организации
отсутствие помощи
отсутствие лидеров, новаторов в Вашей образовательной организации
разногласия, конфликты в коллективе
отсутствие необходимых теоретических знаний
слабая информированность о нововведениях в образовании
отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений
отсутствие стимулирования.
Спасибо!
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту « Психологический портрет».
Шкалы Вопросы
Приоритетные ценности
1 6 11 16 21 26 31 36 41 46
отношения с детьми ответы: a
отношения с коллегами ответы: b
собственные переживания ответы: c
Психоэмоциональное состояние
2 7 12 17 22 27 32 37 42 47
неблагополучное ответы: a
нестабильное ответы: b
благополучное ответы: c
Самооценка
3 8 13 18 23 28 33 38 43 48
позитивная ответы: a
неустойчивая ответы: b
негативная ответы: c
Стиль преподавания / воспитания
4 9 14 19 24 29 34 39 44 49
демократический ответы: a
либеральный ответы: b
авторитарный ответы: c
Уровень субъективного контроля
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
высокий ответы: a
не сформированный ответы: b
низкий ответы: c
Приоритетные ценности |
1 6 11 16 21 26 31 36 41 46 |
a |
b |
||
c |
||
Психоэмоциональное состояние |
2 7 12 17 22 27 32 37 42 47 |
a |
b |
||
c |
||
Самооценка |
3 8 13 18 23 28 33 38 43 48 |
a |
b |
||
c |
||
Стиль преподавания / воспитания |
4 9 14 19 24 29 34 39 44 49 |
a |
b |
||
c |
||
Уровень субъективного контроля |
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 |
a |
b |
||
c |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности»
(В.В. Бойко)
Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",
"НАПРЯЖЕНИЕ"
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: 1 (2), 13 (3), 25 (2), -37 (3), 49 (10), 61 (5), -73 (5)
2. Неудовлетворенность собой: -2 (3), 14 (2), 26 (2), -38 (10), -50 (5), 62 (5), 74 (3)
3. " Загнанность в клетку": 3 (10), 15 (5), 27 (2), 39 (2), 51 (5), 63 (1), -75 (5)
4. Тревога и депрессия: 4 (2). 16 (3), 28 (5), 40 (5), 52 (10), 64 (2), 76 (3)
"РЕЗИСТЕНЦИЯ"
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 5 (5), -17 (3), 29 (10). 41 (2), 53 (2), 65 (3), 77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: 6 (10), -18 (3), 30 (3), ' 42 (5), 54 (2), 66 (2), -78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций: 7 (2), 19 (10), -31 (2), 43 (5), 55 (3), 67 (3), -79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: 8 (5), 20 (5), 32 (2), -44 (2), 56 (3), 68 (3), 80 (10)
"ИСТОЩЕНИЕ"
1. Эмоциональный дефицит: 9 (3), 21 (2), 33 (5), -45 (5), 57 (3), -69 (10), 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность: 10 (2), 22 (3), -34 (2), 46 (3), 58 (5), 70 (5), 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): 11 (5), 23 (3). 35 (3), 47 (5), 59 (5), 72 (2), 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: 12 (3), 24 (2), 36 (5), 48 (3), 60 (2), 72 (10), 84 (5)
Фазы |
Симптомы |
Баллы |
Общий балл |
"НАПРЯЖЕНИЕ" |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
||
Неудовлетворенность собой: |
|||
" Загнанность в клетку": |
|||
Тревога и депрессия: |
|||
"РЕЗИСТЕНЦИЯ" |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
||
Эмоционально-нравственная дезориентация |
|||
Расширение сферы экономии эмоций |
|||
Редукция профессиональных обязанностей: |
|||
"ИСТОЩЕНИЕ" |
Эмоциональный дефицит |
||
Эмоциональная отстраненность |
|||
Личностная отстраненность (деперсонализация): |
|||
Психосоматические и психовегетативные нарушения: |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________