12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игольникова Анна492
Работа с детьми и взрослыми научила меня быть внимательной к природе человека, ее не обманешь. Но можно следовать ей и помогать. А залог успеха - чуткость и безграничная вера в то, что все получится.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
3

Собрание с родителями будущих первоклассников «Мотивационно-личностная готовность к школе»

Встреча педагога-психолога с родителями будущих первоклассников

(Из цикла встреч с родителями будущих первоклассников

«Мой ребёнок идёт в первый класс!»)

Тема

«Мотивационно-личностная готовность к школьному обучению»

Предварительная работа:

Педагог-психолог проводит диагностические процедуры обследования дошкольников на предмет мотивационной готовности к школьному обучению (используются методики М.Гинзбург «Определение мотивов учебной деятельности», «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, Тест «Да и нет» Н.И. Гуткиной)

Проведение опроса среди родителей «Идеальный первоклассник», «Три вопроса психологу»

Создание мини-музея «Школьные годы – чудесные» (родители приносят экспонаты для музейной экспозиции – это могут быть школьные тетради, дневники, грамоты и благодарности, заметки в газетах, письменные принадлежности прошлых лет, рисунки, элементы школьной формы (галстук, значок, фартук и т.п.)

Ход встречи:

Добрый вечер! Сегодня мы поговорим о том, к чему стремились вместе с вами все эти годы, я говорю о готовности к школе. Этот вопрос начинает интересовать многих родителей с того времени как дети перешли в подготовительную к школе группу. Каждый родитель имеет собственное представление о том, каким должен быть ребёнок - первоклассник. Кто-то считает, что он должен быть здоров, не иметь хронических заболеваний, быть выносливым и внимательным. Для кого то главное, чтобы ребёнок, умел ладить со своими сверстниками и слушать внимательно учительницу, кто то считает, что будущий первоклассник непременно должен уметь читать, писать печатными буквами и решать простые арифметические примеры. На экране вы видите диаграмму, на которой в обобщенном виде представлены результаты опроса родителей нашего детского сада. Несмотря на то, что мнения родителей достаточно разнообразны, важность этого времени - последнего года перед школой понимают почти все. Что же играет первостепенную роль в школьной готовности? Без чего невозможна успешная учёба?

Обратим свое внимание на экран, перед нами пословицы и поговорки разных народов:

Насильно мил не будешь

Была бы охота — заладится любая работа

Была бы охота, а выучиться можно

При желании даже невозможное сделаешь. (удм)

Без желания дела не сделаешь. (удм)

Где желание, там и исполнение. (морд)

Мудрость народа, заключенная в этих поговорках, говорит о том, что в основе любого успешного действия лежит – желание. На языке психологии желание что либо делать обозначается понятием мотива. «Мотив» (франц. Motif, лат. Motus – движение) – осознанная причина действий и поступков человека. Будучи осознанным, мотив поведения ребёнка является движущей силой его развития. В свою очередь мотивация – есть система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека.

На протяжении дошкольного детства мотивация поведения ребёнка меняется по мере его взросления на смену мотива интереса к миру взрослых, стремления действовать как он (взрослый) постепенно приходит мотив личных достижений и самоутверждения.

Переход ребёнка от дошкольного к школьному образу жизни во все времена являлся большой комплексной проблемой, которая интересовала учёных, воспитателей, учителей и конечно родителей. Несмотря на то, что в отечественной психологии этот вопрос исследовался очень широко, до сих пор нет однозначного подхода к пониманию готовности ребёнка к школе. В одном сходятся все учёные, что готовность ребёнка к школьному обучению – важнейшее новообразование психики, которое складывается в результате полноценного проживания ребёнком всего периода дошкольного детства. И хотя, до сих пор, нет однозначной трактовки структуры и содержания этого новообразования «Психологическая готовность к школе», обобщая опыт исследователей, занимающихся этой проблемой, можно выделить центральные компоненты готовности ребёнка к школе. В первую очередь, это, конечно же, мотивационная готовность. Из чего она складывается? Давайте, попробуем порассуждать вместе.

Диалог с родителями

(при необходимости психолог способствует развертыванию диалога наводящими вопросами: можно ли хотеть туда о чем ничего не знаешь? Будет ли ребёнок желать стать взрослым, если его ограждают от разного рода дел, напоминая, что он еще маленький, подчёркивают его несостоятельность? Будет ли у ребёнка желание пойти в школу, если он ежедневно является свидетелем родительской тревоги по этому поводу, или «мучений» при выполнении домашнего задания старшего брата или сестры? и т.п.)

Подведем итог нашей дискуссии. На экране основные составляющие мотивационной готовности:

- желание пойти учиться в школу

- элементарные представления о школе

- сформированный познавательный интерес

- соподчинение мотивов

На языке психологии ребёнок готовый к школе, характеризуется потребностью в овладении новыми знаниями. Он хочет учиться. У него сформировано это желание. Он хочет учиться и потому, что у него появляется потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую мир взрослости. А также потому, что у него есть познавательная потребность, которую ребёнок не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающему миру, которое в психологии называется – ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИЕЙ ШКОЛЬНИКА. Уровень сформированности этой позиции, выступает одним из критериев готовности ребёнка к школе.

На экране вы видите обобщенные результаты диагностики, показывающие уровень сформированности внутренней позиции школьника у детей посещающих подготовительные к школе группы в этом учебном году. Больше половины детей, заявляют о своем желании пойти учится в школу, но еще большая часть, демонстрирует при этом игровой мотив, а не собственно учебный. Я хочу пойти учиться в школу – потому что красивый портфель и тетрадки, потому что мама будет меня хвалить, когда я буду получать пятерки.

Обратите внимание на диаграмму, которая показывает, как изменяется показатель сформированности внутренней позиции школьника к концу учебного года (по результатам диагностики детей прошлого выпуска). Как вы думаете, что происходит? ПОЧЕМУ мотивация у детей падает?

Давайте проиграем несколько ситуаций, которые подтолкнут вас к ответу на эту вопрос.

Упражнение «Анализ педагогических ситуаций»

Ситуация 1. Девочка и мама идут домой из садика, девочка: - Мама, давай придем и порисуем в моей новой раскраске. Мама: Конечно, моя хорошая, только сначала мы сделаем уроки. Девочка: я не хочу! Мама: что значит не хочу, а двоечницей в школе ты хочешь быть? А потом дворником работать и грязь подметать хочешь?

Вопросы к взрослому исполнявшему роль ребёнка: что вы чувствовали? Вам захотелось пойти и сделать уроки? В чем ошибка мамы? Какой мотив преобладал у девочки в данной ситуации?

Ситуация 2. Мама разговаривает по телефону с подругой, ребёнок играет в «лего» в этой же комнате: «Ой, и не говори. Школа эта, как представлю (закатывает глаза) уроки каждый день, не отдыху ни продыху, всё, кончается наша счастливая жизнь, он же у меня знаешь какой, на месте не сидит, вечно все роняет и проливает, вот прямо уже вижу, как, меня директриса через день на ковер вызывает»

Вопросы к взрослому, исполняющему роль ребёнка: что ты чувствовал, слыша мамины слова?

Можно проиграть еще много подобных ситуаций, но вы уже сами сказали: невольно взрослый формирует в сознании ребёнка негативный фон вокруг ситуации обучения в школе. А значит, что в это время важно постараться говорить о школе в положительном ключе, чтобы ваши слова рождали у ребёнка положительные впечатления.

Предлагаю подойти к представленной в зале экспозиции, все экспонаты вам знакомы, это ваши «живые свидетели» школьной жизни.

Интерактивное общение родителей

на тему: «Мои воспоминания о школе»

(Психолог побуждает родителей рассказать о «своем» экспонате, истории его появления, поделиться чувствами, которые возникают в настоящий момент.)

Попробуйте, дома с детьми поговорить о школе используя эти предметы, рассказывая о забавных случаях школьных лет, делитесь с детьми вашими мыслями и чувствами. Интересуйтесь их настроением, сомнениями, возможно страхами относительно предстоящей школьной жизни.

А еще я хочу напомнить о великой силе воздействия на внутренний мир ребёнка произведений детской художественной литературы. Отличной пищей для размышления и обсуждения с детьми всевозможных школьных ситуаций дают рассказы таких писателей как Николай Носов, Виктор Драгунский. Произведения этих авторов пронизаны тонким юмором, добром, но при этом дают разнообразные представления о том, что такое школа.

Совместный просмотр и обсуждение советских мультипликационных фильмов о школе дадут вашему ребёнку богатые представления.

Возвращаясь к развитию мотивационный сферы дошкольника обратим внимание на то, что при полноценном проживании периода дошкольного детства игровой мотив к подготовительной группе вытесняется мотивом – познавательным, не менее значим становится мотив личных достижений, соревновательный, мотив самоутверждения.

Может ли взрослый влиять на развитие данных мотивов? Ответить на этот вопрос нам позволит

Творческое упражнение «Дам тебе такой совет»

Родителям предлагаются для инсценировки тексты вредных советов. Например: Чтоб малыш успешно в школе проучился 10 десять лет

Помоги ему родитель вот тебе такой совет:

Никогда хвалить не надо, это просто ерунда

Должен знать ребенок твердо - для лентяев похвала.

Должен, должен и обязан он пятёрки получать!!!

Если двойку схватит - тут же будем громко поучать

Мы расскажем всем соседям, бабушкам и всей родне,

Как две тройки и две двойки поселились в дневнике

Пристыдим при всем народе, чтоб старался ученик

Если надо в интернет мы выложим его дневник.

А случится, что пятерки вдруг начнет он получать

Никому про то не скажем, чтоб его не «зазнавать»!

(Психолог побуждает порассуждать о каком мотиве идет речь, какие действия взрослого будут способствовать его возникновению и укреплению в самосознании ребёнка.)

Одним из самых важных мотивов является познавательный мотив. Современные исследования показывают, что современные дети стали более подвижны, двигательно расторможены, многие из них страдают синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, при этом наблюдается тенденция к снижению любознательности детей. Психологи видят причину в том, что детей окружает избыток информации, а игры и игрушки становятся все более конкретными и функциональными не оставляя простора для развития детского воображения, фантазии и любопытства. Очевидно, что развитие любознательности, лежащего в основе познавательного мотива это забота взрослых.

Развитию познавательных интересов способствуют:

- наблюдение за явлениями природы

- наблюдение и уход за живыми объектами природы

- экспериментальная деятельность (проведение опытов и экспериментов)

- дидактические игры

- решение интеллектуальных задач (ребусы, головоломки, кроссворды, сканворды и т.п.).

Огромное количество полезного познавательного материала и развивающих игр вы найдете в детском журнале «Непоседа», он находится в свободной продаже и выходит 2 раза в месяц. Время, проведенное с этим журналом сделает ваш совместный досуг интересным и полезным для будущего первоклашки.

На экране вы видите названия интернет-ресурсов, на которых найдете множество материала, способствующего развитию познавательного интереса у дошкольника, простые опыты и эксперименты, которые не трудно провести с детьми в домашних условиях, на даче или во время отдыха у моря, на пикнике. Познавательную литературу, всевозможные интерактивные игры на развитие мышления, памяти, внимания и воображения. Информацию об этих ресурсах мы продублируем в приемной группы.

Дорогие папы и мамы. Совсем немного беззаботного времени осталось у ваших ребят. Скоро отгремят выпускные балы, воздушные шары взмоют ввысь так же легко и быстро как промчалось дошкольное детство. Возьмите в руки воздушный шар и маркер. Я предлагаю вам написать на нем все ваши страхи, опасения, тревоги, все то, что может помешать вам оставаться рядом с вашим первоклассником добрым другом и надежным помощником.

Упражнение «Улетай тревога!» (3 -4 минуты)

А теперь откроем окно и отправим эти шары далеко, далеко, вместе с нашими тревогами.

На этом мы завершаем нашу первую встречу из цикла собраний для родителей будущих первоклассников «Мой ребёнок идёт в первый класс!»

Педагог-психолог Игольникова А.В.


Презентация к собранию
PDF / 2.92 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 05.12.18 в 20:17 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Анна!
Игольникова Анна, 06.12.18 в 15:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень приятно. Умениерадоваться за коллег дорогого стоит в нашем современном мире педагогической конкуренции)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.