Готовность педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и внедрению инноваций
Готовность педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и внедрению инноваций
Исследовательская работа
Исследование проходило на базе МБДОУ общеразвивающего вида. Детский сад начал свою деятельность с 1978 года.
Исследование проходило по двум методикам и анкете, в которую вошли девять составленных нами вопросов.
Методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии О.В. Калашниковой.
Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.
Результаты показали, что у 70% опрошенных, выявлен средний уровень сформированности педагогическогой рефлексии. У 30% оказался высокий уровень сформированности, низкого уровня не определилось.
Методика В.В. Бойко представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания.
С помощью данной методики мы определили симптомы сгорания в конкретном коллективе.
Профессиональное выгорание - относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Таблица 1
Симптомы |
Результаты |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
не сложившийся симптом 70% складывающийся симптом 25% сложившийся 5 % |
Неудовлетворенность собой |
не сложившийся симптом 40% складывающийся симптом 50% сложившийся 10% |
«Загнанность в клетку» |
не сложившийся симптом 70% складывающийся симптом 20% сложившийся 10% |
Тревога и депрессия |
не сложившийся симптом 50% складывающийся симптом 45% сложившийся 5% |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
не сложившийся симптом 10% складывающийся симптом 80% сложившийся 10% |
Эмоционально нравственная дезориентация |
не сложившийся симптом 80% складывающийся симптом 20% сложившийся 0% |
Расширение сферы экономии эмоций |
не сложившийся симптом 80% складывающийся симптом 20% сложившийся 0% |
Редукция профессиональных обязанностей |
не сложившийся симптом 65% складывающийся симптом 30% сложившийся 5% |
Эмоциональный дефицит |
не сложившийся симптом 20% складывающийся симптом 50% сложившийся 30% |
Эмоциональная отстраненность |
не сложившийся симптом 5% складывающийся симптом 15% сложившийся 80% |
Личностная отстраненность |
не сложившийся симптом 40% складывающийся симптом 50% сложившийся 10% |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
не сложившийся симптом 5% складывающийся симптом 20% сложившийся 75% |
Ведущими симптомами сгорания являются «Эмоциональная отстраненность», «Психосоматические и психовегетативные нарушения» и «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Данные симптомы относятся к стадии «Истощения» и «Резистенции».
Анкета «Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и внедрению инноваций»
В анкетирование участвовал педагогический состав - 31 человек.
По данным на 9 января 2018 педагогический стаж сотрудников представлен на диаграмме №1, возрастные категории сотрудников представлены в диаграмме №2.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Первый вопрос анкеты «Знаете ли вы, что такое инклюзивное образование?» распределились следующим образом: да – 75%, нет – 15%, затрудняюсь ответить – 10%. (диаграмма 3).
Диаграмма №3
На второй вопрос анкеты: «В чем заключается особенность инклюзивного образования?». Ответы распределились так: Доступность – 61%, индивидуальный подход – 17%, затруднились в ответе – 22% (Диаграмма №4)
Диаграмма №4
На третий вопрос «Считаете ли вы себя готовы психологически и профессионально готовыми к работе с детьми ОВЗ?: Да – 4%, Нет – 40%, затруднились ответить – 7%, психологически не готовы – 20%, психологически готовы, но не обладают профессиональными навыками – 29%, (диаграмма 5).
Диаграмма №5
Испытывают трудности в работе с детьми с ОВЗ 55% опрошенных и среди конкретных называют не знание особенностей использования форм и методов в работе с данной категорией детей. Не испытывают трудностей 23%
Затрудняются ответить 22% опрошенных. (диаграмма 6).
Диаграмма №6
На вопрос о включении детей с ОВЗ в общую группу, затруднились ответить 25% и ответили «Да» - 20%, высказались против 55% респондентов. (Диаграмма №7)
Диаграмма №7
Исследование психологической и профессиональной готовности к работе с детьми с ОВЗ показало преимущественное субъективное ощущение педагогами психологической не готовности и затруднению к работе с детьми с ОВЗ. Неготовыми к работе с детьми данной категорией ни психологически, ни профессионально считают себя 40% опрошенных. Достаточность своего уровня профессиональной и психологической подготовки отметили лишь 4%, однако не готовность психологическую ощущают также 20% педагогов. Психологически готовы, но с отсутствием профессиональных навыков 29% Затруднились ответить на этот вопрос 7%.
Следующие три вопроса были направлены на выявление качества внедрения и использования на практике инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ.
Большинство опрошенных ответили, что используют в своей деятельности инновационные технологии, что составило 70%, не используют 20%, и затруднились ответить 10% педагогов.
Своим опытом внедрения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, могли бы поделиться только 5%.Не могут поделиться опытом большинство опрашиваемых, это 70%, затруднились ответить 25%. Хотели бы узнать больше информации о работе с детьми с ОВЗ большинство опрашиваемых - 60%, и только 40% не имеют желания расширять свои познания.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
- культура инклюзивного образования в коллективе недостаточно сформирована, что показывает процентное соотношение;
- профессиональная установка на работу с детьми с ОВЗ находится в стадии формирования, т.к. только 29% педагогов считают себя мотивационно готовыми к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
В комментариях педагоги указывали недостаточный уровень специальных знаний, позволяющих осуществлять работу с детьми с ОВЗ;
После проведения исследования готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимо:
- определить четкую стратегию обучения педагогов общеобразовательных учреждений с привлечением педагогов коррекционных учреждений и общеобразовательных, реализующих инклюзивный подход;
- повысить уровень компетентности педагогов по данной проблеме.
Использованная литература:
Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович. — Минск, 1981.
Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.