Результаты профессиональной работы с воспитанниками, анализ готовности учащихся к самостоятельной жизни
ГБОУ Саратовской обл.
Для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей,
«Школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, г. Пугачева»
Результаты профессиональной работы с воспитанниками, анализ готовности учащихся к самостоятельной жизни.
Подготовила
воспитатель: Каторжина Л.Н.
Состояние воспитанников школ-интернатов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена прежде всего отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе.
В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:
1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.
Педагогическим коллективом нашего учреждения проводится большая работа. Основные направления в работе являются формирования готовности выпускников школ - интернатов к
самостоятельной жизни и деятельности .
Развитие личности и профориентационная работа в школе-интернате выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Ее эффективность определяется, сочетанием различных форм профориентационной помощи учащимся в процессе преподавания школьных дисциплин и организации внеурочной деятельности.
Целью перед педагогами в профориентационной работе с детьми является формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Главные задачи деятельности педагогов школы – интерната по профориентации с учащимися: формирование представлений о мире профессий, положительного отношения к труду; развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; формирование профессиональную мотивацию, готовность к самоанализу ( научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами).
В воспитательной группе №4 воспитывается 14 человек, один из которых дошкольник – Влад М. В течении всего учебного года проводились различные мероприятия. В группе с детьми читали стихи и рассказы о пофессиях, проводился конкурс рисунков «Парад профессий» участники 1 -11 классы. Проводились экскурсии к доске почета, в магазин промышленных товаров, фото мир, аптеку,
с целью познакомить детей с различными профессиями. Также в начале учебного года напомнила детям такие понятия как : профориентация, профессия, специальность. В группе проводились
игры « Угадай профессию», «Пантомима», «Закончи пословицу», «Профессия на букву..» , « Мяч + профессия».
упражнения по профориентаци « Автопортрет» ,« Основной мотив твоего выбора». Беседы: « Все профессии нужны, все профессии важны», «Мир профессий», «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам», «Профессия и здоровье» с целью продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.
Проводилось тестирование по методике В.Б Успенского с целью выявления готовности школьников к выбору профессии .
Результаты опроса показали:
Николай Е. -9а кл. 18б. – средняя
Алексей Е. -9а кл. 20б. –высокая
Федя Д. -9а кл. 19б. – высокая
Анна С.. – 9б кл. 0.- ?????
Павел П. – 11 кл. 20б. - средняя
За время проведённой работы у детей развились такие личностные качества, как избирательность, самостоятельность в принятии решений, сформировалась духовность, внутренняя культура, мировозренческие основы, способности к самостоятельной организации досуга. Имеют представление о том, как реализовать свои профессиональные намерения и планы.
Горбачёва Марина Юрьевна