Диагностический материал по русскому языку при работе с мини-текстами для обучающихся с ЗПР
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»
Искитимского района Новосибирской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГА
Светланы Николаевны Титовой,
учителя русского языка и литературы
Диагностический материал по русскому языку
при работе с мини-текстами для обучающихся с ЗПР
2020 г.
Аннотация
В данной разработке содержится практический материал для работы с обучающимися с ЗПР 6 класса по карточке-подсказке и проверочной карточке на уроках русского языка. А также информация, как карточки приготовить и как оценить результат работы детей.
Методическая цель – подготовить дидактический и диагностический материал для проверки знаний детей с ОВЗ(ЗПР), а также для формирования коммуникативной компетенции.
Описание методики
Теоретическая часть
Для обучающихся 6 класса с ЗПР готовлю карточки с текстом, в которых есть подсказки. В них прописываю возможные варианты ответа на поставленный вопрос к мини-тексту; правило, название орфограммы, используемой в словах данного текста, а также образец выполнения задания.
К некоторым текстам даю проверочные карточки, которые предъявляются учащимся после того, как задание выполнено. В них содержится ответ на поставленную задачу. Если учащийся, пользуясь проверочной карточкой, самостоятельно исправляет свои ошибки, то они приравниваются к негрубым.
Деформированный текст (с пропущенными буквами или словами) составляю или беру из учебника с учетом как ранее изученных правил, так и правил «новых». Такое задание должно быть небольшим по объему, иначе ребята не успеют всё выполнить. В деформированный текст включаю правила, которые не усвоил ребёнок.
Для каждого такого задания разрабатываю шкалу перевода баллов в привычную школьную отметку.
Общее правило:
- не менее 80% правильно выполненных заданий и не более 1 орфографической и 1 пунктуационной ошибки – «5»,
- не менее 60% и не более 3-х орфографических и 3-х пунктуационных ошибок – «4»,
- не менее 40% и 4-5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок – «3»,
- менее 40% выполненных заданий или более 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок – «2».
Но в каждом конкретном тестировании эти правила могут незначительно изменяться.
Планируемые результаты для обучающихся с ЗПР:
Формировать УУД:
Личностные: формирование морально-нравственных ценностей.
Регулятивные: умение выбирать способ действия при работе с текстом.
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, работая с текстом.
Познавательные: использование навыков смыслового чтения, развитие контекстного мышления, развитие устной и письменной речи, творческих способностей.
Предметные: знание основных способов связи слов в тексте, умение находить ключевые слова в тексте и восстанавливать текст, опираясь на ключевые слова; строить высказывание; владеть практическими умениями работы с текстом малого объёма на определённом этапе обучения.
Практическая часть
МИНИ-ТЕКСТ ( ТЕМА «Гласные в приставках ПРИ - ПРЕ»)
Местечко точно вымерло, даже собаки не лаяли. Из окон низеньких белых домов кое-где струился прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на блестящую землю. Но от мокрых и липких заборов, от сырой коры тополей, от дорожной грязи пахло чем-то весенним, крепким, счастливым, чем-то весело раздражающим. Даже сильный ветер дул неровно, пр..рывисто.
Задание:
- Вставить пропущенную букву, объяснить орфограмму. (Подсказка:
Если приставка обозначает приближение, присоединение, неполное действие , то пиши – И. Если приставка близка по значению слову ОЧЕНЬ или её можно заменить приставкой ПЕРЕ, пиши – Е.)
- Какова тема текста? (Тема – то, о чём говорится в тексте.) Ответ записать.
Критерии оценивания:
- Прерывисто (ПРЕ- , можно заменить ПЕРЕ-) 3б
- В тексте автор пишет, что … 5б
Всего: 8б
4-5б - «3» ( не более 4-5 орфографических ошибок)
6-7б - «4» (не более 3-х орфографических ошибок)
8б - «5» (не более 1 орфографической ошибки)
МИНИ-ТЕКСТ ( Тема «Гласные в корнях с чередованием»)
На небе разг..рается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто соб..раются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетает перепелка и скрывается во ржи.
Задание:
1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы. (ПОДСКАЗКА:
- в корне –гор/гар- в безударном положении пишется – о, под ударением – а;
- в корне -бир/бер- перед суффиксом -а- пишется и; в остальных случаях – е;
2. Продолжить текст (1-2 предложения). (ПОДСКАЗКА: а) Я иду за ней. б) Я наконец-то выхожу к лесу. в) Там, на опушке, дом лесника.
Критерии оценивания:
- 2 слова – 2б за правильное написание слов, 2б за правильное объяснение орфограмм.
- по 2б за каждое предложение.
Всего: 8б
8б «5»
6 – 7б «4»
4 – 5б «3»
МИНИ-ТЕКСТ (Тема «Имя прилагательное»)
Если в самом раннем весеннем свете поглядеть на белую березу, то белая кора, берёста, в сравнении с белизной снега покажется чуть-чуть розовой. А белизна снега под берёзой покажется синеватой.
Бывает, увидишь желтоватое пятно с двумя черными пуговками. Это, оказывается, лежит под розовой берёзой на синем снегу желтый заяц-беляк.
Вот как тот же самый белый цвет изменится, если сравнить между собой разные белые существа в лесу, пока весь лес не оденется в зеленый общий цвет.
Задания:
1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
А. Кто?
Б. Что?
В. Какой?
Г. Какая?
2. О каких оттенках белого цвета рассказывает автор? Слова выписать. На какие вопросы они отвечают?
ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой, какая.
2. Автор рассказывает о разных оттенках белого цвета. Синеватой (какой), на синем (каком).
Критерии оценивания:
- 2б 2. 6б
4-5б - «3» ( не более 4-5 орфографических ошибок)
6-7б - «4» (не более 3-х орфографических ошибок)
8б - «5» (не более 1 орфографической ошибки)
МИНИ-ТЕКСТ (Тема «Разносклоняемые имена существительные»)
Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким (пламя) алеет край неба, и в природе начинается пробуждение.
Время от (время) в отдалении раздаётся пение птиц.
По дороге от деревни тянется стадо. В обратном направлении движется машина с зерном.
Задания:
- Списать, употребляя слова в скобках в нужной форме. Указать их падеж.
(ПОДСКАЗКА:
Десять сущ. ср.р. на –мя (бремя, время, вымя, знамя ,имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и сущ. м.р. путь в Р., Д., П.п. в ед.ч. имеют окончание –И, в Т.П. – ем(-ём): племенем (Т.п.), племени (Р.п.))
- Озаглавить текст.
(Подсказка: «Пробуждение», «Летняя ночь», «Машина с зерном»)
МИНИ-ТЕКСТ (Тема «Безударные гласные в окончаниях имён существительных»)
Я долго шёл по тропинк.. зимнего леса и любовался его кр..сотой. Зимний день свернулся и погас, ночь подошла быстро и стала на порог.. . Воробьи взметнулись стайкою и рассыпались по аллее. В л..су я потерял всякое представление о времени.
Задание:
- Списать текст, вставить пропущенные буквы ( в 4-х словах);
- Определить падеж выделенных слов (в 3-х словах);
(Подсказка: И.п.(кто?что?) Р.п. (…
3. Озаглавить текст. (ПОДСКАЗКА: а) «В зимнем лесу»; б) «На тропинке»; в) «Воробьи»)
Критерии оценивания:
Всего: 9б
- 4б
- 3б
- 2б
МИНИ-ТЕКСТ (Тема « Фонетика»)
Вот и подошёл первый месяц осени. Рассыпал золото по рощам, завесил дали пеленой туманов. То радует сентябрь ясными деньками, то засвистит, зашумит ветрами. Потянулись к югу птицы. Всё чаще слышны в осеннем небе их прощальные голоса.
Задание:
- Прочитать и озаглавить текст.
- Найти в тексте два слова с безударной проверяемой гласной в корне и выполнить работу по образцу: лесной – лес, …
- Сделать фонетический разбор слова «юг».
(ПОДСКАЗКА: 1. а) «В сентябре»; б) «Прощальные голоса»; в) «Птицы».
2. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.)
3. Фонетический разбор слова юг.
ЮГ / / ? слогов
Ю / /
/ /
Г / /
_______________
? б. ? зв.
( ПОДСКАЗКА: согласный звонкий или глухой, мягкий или твёрдый;
гласный ударный или безударный)
Критерии оценивания:
1.2б
2.4б
3.3б
Всего: 9б
4 – 5б «3»
6 – 7б «4»
8 - 9б «5»
МИНИ-ТЕКСТ (Тема «Состав слова»)
Листья с деревьев давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои увядшие листья. Закружила по дорогам листопадная метель. Разноцветным ковром устилает волшебница осень землю.
Задание:
- Прочитать и продолжить текст, добавив 1-2 предложения.
- Выделенные слова разобрать по составу.
(ПОДСКАЗКА:
- а) «Листопад»; б) «Осенью»; в) «Молодые берёзки».
- Закормили, закормила
Корм
За- - приставка Корм – корень И – суффикс Л – суффикс И – окончание)
Критерии оценивания:
1.3б 2.6б
Всего: 9б
4 – 5б «3»
6 – 7б «4»
8 - 9б «5»
МИНИ-ТЕКСТ (Тема «Части речи»)
Хорош русский лес ранней весной! Гибкие ветки берёз густо покрыты смолистыми почками. Маленькие осинки выстроились на опушке леса. Они ждут тепла.
Возле ручья красуется ива. На широкой поляне разместился могучий дуб. Скоро всё зазеленеет, зацветёт, оживёт.
Задание:
- Прочитать, выписать предложение, в котором заключена основная мысль текста. (ПОДСКАЗКА: основная мысль – то, что хотел сказать автор читателю: а) Возле ручья красуется ива. б) Хорош русский лес ранней весной! в) Они ждут тепла.
- Определить, какой частью речи является каждое слово этого предложения.
(ПОДСКАЗКА: имя сущ. отвечает на вопросы кто? что?
имя прил. – какой? какая? какое? какие? Каков?
глагол - что делать? что сделать?)
ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА
1-2. (каков?) Хорош ( краткое прилаг.) (какой?)русский (прилаг.) (что?) лес (сущ.) (какой?) ранней (прилаг.) (чем? что?) весной (сущ.)!
Критерии оценивания:
- 4б
- 5б
Всего: 9б
4 – 5б «3»
6 – 7б «4»
8 - 9б «5»
МИНИ-ТЕКСТ (Тема «Гласные е - и в приставках при- - пре- )
Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь. В предчувствии холодов приумолкли птицы. Но лес прекрасен в это время! Ветка осинки слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная … охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.
Задание:
- Прочитать (2-3 раза), вставить подходящее по смыслу пропущенное слово. (ПОДСКАЗКА: веселье, радость, удивление).
- Определить основную мысль текста, записать.
(ПОДСКАЗКА: основная мысль – то, что хотел сказать автор читателю. Автор хотел сказать читателю, что … )
- Выписать слова с приставкой при- - пре-, объяснить значение приставки.
(ПОДСКАЗКА: Если приставка обозначает приближение, присоединение, неполное действие , то пиши – И. Если приставка близка по значению слову ОЧЕНЬ или её можно заменить приставкой ПЕРЕ, пиши – Е.)
Критерии оценивания:
- 1б
- 4б
- по 1б за каждое слово + по 1б за объяснение
Всего: 14б
6-9б «3»
10-12 «4»
13-14б «5»
МИНИ-ТЕКСТ (Тема «Имя существительное как часть речи»)
Родина! Это особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок. Хороши задушевные песни её прекрасного и мужественного народа.
Задание:
- Прочитать текст. Выписать ключевые слова – существительные.
(ПОДСКАЗКА: ключевые слова – главные слова, передающие смысл текста. Сущ. отвечают на вопросы Кто? Что?)
- Подобрать к слову «Родина» синоним.
(ПОДСКАЗКА: синонимы – слова, близкие по лексическому значению. Например, свобода – воля.)
- Морфологический разбор существительного просторы.
(ПОДСКАЗКА: сады – сущ.
- (что?) обозначает предмет.
- Н.ф. сад
- Пост.пр. – неодушевлённое нарицательное м.р. 2склонения; непост.пр. – В.П. мн.ч.
- (_что?)_ сады_
Критерии оценивания:
- 6б
- 3б
- 3б
Всего: 12б
5-8б «3»
9-11б «4» 12б «5»
Подобные задания могут быть использованы для индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебники для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.
2. Лидман-Орлова К.Г. Самостоятельная работа по русскому языку. - М: Просвещение, 1990.
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М: ТЦ Сфера, 2010.
4. Соловьёва З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. Вербум -М. М:2000.
5. Устинова О.В. Тестирование как метод контроля знаний на уроке русского языка при работе с обучающимися с ОВЗ.
6. Понять автора: учимся смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Н.В. Максимовой - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015.